22680

Как правильно собирать подписи для обращения в госорганы

"Аргументы и факты" в Беларуси № 13 28/03/2017
Собирать подписи может любой гражданин.
Собирать подписи может любой гражданин. Фото из открытых источников

Иногда для решения какой-то проблемы бывает недостаточно обращения или жалобы одного гражданина. Поэтому зачастую главное в успехе обращения – заручиться поддержкой как можно большего числа людей.

Юрист-лицензиат,  магистр права Александр ЖУК рассказал «АиФ», как правильно собирать подписи для обращения в госорганы.

Интернет в помощь

Прежде всего надо отметить, что сбор подписей для обращения в госорганы регулируется Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц», который был принят в 2012 году.

По законодательству обращение можно подать устно, письменно и в электронном виде на русском или белорусском языках.

В ТЕМУ
Если не ответили? Если в установленные законом сроки заявителю на обращение не ответили, то на основании ст. 9.13 КоАП он может обратиться в исполком, администрацию района города, прокуратуру, а также в органы Комитета госконтроля (если обращение подавалось в контролирующие органы). В этом случае должностное лицо, которое обязано дать ответ, может быть оштрафовано - от 4 до 20 БВ.
Если вы уверенно пользуетесь  Интернетом, можно собирать подписи через специальные сайты. Например, zvarot.by - онлайн-площадка для обращения граждан в государственные органы Республики Беларусь и реализации общественных кампаний через механизм объединения заинтересованных граждан и организаций вокруг решения существующей проблемы. Если вас волнует общественно важная или городская проблема, то при помощи сайта можно инициировать общественную кампанию для её решения. База ресурса насчитывает более 600 электронных форм для обращения в государственные органы Республики Беларусь. В каждой форме установлен официальный e-mail государственного органа, на который принимаются обращения граждан.

Коллективное письмо

Также при необходимости можно оформить обращение в виде коллективного письма и подкрепить его списком подписей.

Собирать подписи может любой гражданин. В законодательстве нет ограничений по этому поводу.

Но надо знать, что, если вы хотите провести пикет по сбору подписей, для этого необходимо разрешение местных распорядительных органов. А вот ходить по квартирам и собирать подписи  не запрещено.

Коллективное письмо состоит из двух частей: само письмо и копии подписных листов. На подписном листе человек указывает ФИО, адрес и ставит свою подпись.

Коллективное обращение можно оформить в рукописном варианте. Пишите четко и разборчиво. В тексте не допускаются нецензурные и оскорбительные слова или выражения. Если обращение от имени гражданина или юрлица подписывает и подает представитель, нужно приложить документ, который подтверждает его полномочия (как правило, это доверенность). Если обращение подает юрлицо, а подписывает директор, к обращению рекомендуется приложить решение уполномоченного органа об избрании директора.

Если проблема серьезная, к обращению может прилагаться сопроводительный лист с расчетами, фотографиями, отсылками к разным нормативно-правовым документам. В таком случае эксперт советует очень емко изложить суть вопроса в самом тексте обращения. Это гарантия того, что ваше обращение быстрее дойдет по адресу.

Если коллективное обращение подписали 30 и более человек, то представитель госоргана должен выехать для рассмотрения проблемы на место. Тут возникает вопрос: куда? Для этого в обращении указываются контакты одного или двух ответственных лиц, которые будут поддерживать связь с чиновниками. Они определят, где состоится встреча всех заинтересованных в решении проблемы.

Куда писать?

Прежде чем отправить обращение, для начала надо понять, какой государственный орган поможет в решении вашего вопроса. Это подскажет Указ № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц». В нем утвержден перечень органов и организаций, которые отвечают за рассмотрение обращений в тех или иных сферах. Указ предусматривает, что подаваемые впервые обращения должны рассматриваться в местных органах в соответствии с их компетенцией. Например, за разъяснением налогового законодательства первоначально нужно обращаться не в само Министерство по налогам и сборам, а в территориальную инспекцию МНС.

Если же вы обратились не по адресу, возможны два варианта развития событий. Организация, получившая обращение, но не уполномоченная  его рассматривать, должна в течение 5 рабочих дней:

  • —перенаправить письмо в компетентную организацию;
  • —оставить его без рассмотрения, но уведомить об этом заявителя, разъяснив, куда необходимо обращаться с поставленными вопросами.

Что касается уведомления, то в нем должны быть указаны причины, по которым обращение осталось без рассмотрения. Заявителю также возвращаются оригиналы документов, приложенных к обращению. Письменные обращения должны рассматриваться не дольше 15 календарных дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, — не дольше месяца со дня внесения в Книгу замечаний и предложений или регистрации.

Днем регистрации фактически является день, когда обращение поступило в организацию (например, по почте).

Если же для решения изложенных в обращении вопросов нужно совершить определенные действия (выполнить работы, оказать услуги), организация/госорган обязаны письменно уведомить заявителя в течение месяца со дня, который следует за днем поступления обращения. В нем должны быть указаны и объяснены причины, по которым сроки ответа сдвигаются.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно