18118

Станет ли эффективнее работа с обращениями граждан?

№ 3 от 18 января 2012 года 18/01/2012

03_11_03Многие истории, услышанные в ходе прямой линии, которую для читателей «АиФ» провел депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, член Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Евгений МЕЛЬНИКОВ, убедили в том, что белорусы в массе свой подкованны и обращения подают правильно.

Основные жалобы, которые были озвучены звонившими на прямую линию, - отписки, игнорирование обращений, даже невозможность попасть на личный прием к должностному лицу. Закономерно, что первый вопрос, адресованный нашему эксперту, был о том: почему закон не работает на практике?

- Над новой редакцией Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» работали достаточно долго именно по той причине, чтобы в перспективе проблемы решались на местах и не обрастали многочисленными повторными обращениями граждан в вышестоящие инстанции, - отметил Евгений Мельников. - К сожалению, сейчас мы констатируем огромный поток повторных обращений, которые - в этом я убедился на практике - возникают из-за невнимательного, поверхностного отношения чиновников. В этом законе детально прописаны все моменты, например, какое обращение считается досконально рассмотренным. Допустим, гражданину прислали ответ об отказе в рассмотрении его обращения с формулировкой «в соответствии с действующим законодательством». Это недопустимо, все должно быть разъяснено. Письменные ответы на письменные обращения должны быть обоснованными и мотивированными (при необходимости - со ссылками на нормы актов законодательства), содержать конкретные формулировки, опровергающие или подтверждающие доводы заявителей. В письменных ответах на жалобы в отношении действий (бездействия) организаций, индивидуальных предпринимателей и их работников должны содержаться анализ и оценка указанных действий (бездействия), информация о принятых мерах в случае признания жалоб обоснованными.

Если в письменных ответах на письменные обращения содержатся решения о полном или частичном отказе в удовлетворении обращений либо об оставлении обращений без рассмотрения по существу, в таких ответах указывается порядок их обжалования.

Более того, организации при поступлении к ним письменных обращений, содержащих вопросы, решение которых не относится к их компетенции, в течение пяти дней направляют обращения для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией и уведомляют заявителей в тот же срок. Или разъясняют, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращениях.

- Евгений Александрович, по каким вопросам вы фиксируете больше всего обращений?

- По судебным делам. Часто граждане просят повлиять на судебные органы, прокуратуру для повторного рассмотрения дел, но ни административные органы, ни исполнительная власть, ни депутаты Палаты представителей не вправе оказывать давление на прокуратуру и суды.

03_11_01

Еще можно…

  • - Если имеется ответ от председателя Верховного суда и генерального прокурора Беларуси о том, что оснований для принесения протеста на приговор они не находят, какой еще орган имеет право рассмотреть этот вопрос? В. Колесникович, Пинск

Верховный суд - это высшая инстанция, больше вопрос никто рассматривать не вправе.

  • - Меня обвинили в преступлении, которого я не совершал, но в какие бы ни обращался инстанции, получаю только отписки. Что мне делать? Я был участником ДТП, на меня завели уголовное дело, дали 5 лет. В документы, составленные во время следствия, были внесены исправления. Обращался и в Верховный суд, и в Генеральную прокуратуру - все оставили в силе… Федоренко, Брест

Если вы уже прошли все инстанции, то заставить возвратиться к рассмотрению вашего вопроса невозможно.

  • - Но я же не обжалую приговор. Я хочу справедливости: например, в схему, которую я подписал, позже были внесены изменения. Служебного расследования по этому поводу не было.

В таком случае можно написать обращение на имя министра МВД Беларуси с просьбой поручить начальнику УГАИ МВД провести дополнительное расследование и подробно изложить все факты по вашему делу.

  • - С 2006 года прошли все инстанции, пытаясь решить коммунальные проблемы: у председателя райисполкома есть все мои жалобы. Куда еще можно обратиться, чтобы добиться толку? Зинаида Адамовна, Клецк

Попробуйте записаться на прием к губернатору области.

  • В нашем дворе происходит расширение дороги, и сейчас автомобили стоят на расстоянии 2,5 метра до окна первого этажа, тогда как, согласно проектно-сметной документации, должно быть 4 метра. Мы с этим вопросом уже обращались к главе администрации нашего района. Еще можно куда-то обратиться? Роман Любашенко, Минск

Можно - к председателю Мингорисполкома.

  • - Мы долгое время занимаемся приватизацией подсобного помещения. Неоднократно обращались к начальнику БТИ, в различные государственные органы… От нас требуют для решения вопроса собрать подписи всех жильцов дома, что они не возражают против приватизации нами этого помещения. Но нам, пенсионерам, тяжело этим заниматься, и мы отказались. Тогда нам рекомендовали обратиться в суд или в вышестоящие инстанции, откуда все наши обращения вновь возвращались в наш облисполком…  Василий Игнатьевич  Сафронов, Горки

Во-первых, отмечу, что начальник БТИ действует только на основании решений горсовета или горисполкома, и обращаться к нему не имеет смысла. Во-вторых, что касается подписей, то вам нужно собрать подписи только жильцов вашего подъезда.


ЧТО НОВОГО?

В новом Законе Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц», в частности:
  • детализирован порядок реализации гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права на обращение в организации и к индивидуальным предпринимателям;
  • установлена новая форма обращения - электронное обращение, то есть поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное на ее официальном сайте в сети интернет;
  • предусмотрено право заявителя отозвать свое обращение до рассмотрения его по существу путем подачи соответствующего письменного заявления;
  • определена процедура обжалования ответов на обращения.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно