1577

«Ваш характер можно назвать боевым?» Экс-вахтерша - о своей профессии

"Аргументы и факты" в Беларуси № 37. Никого не впускать! 14/09/2021

«Директор насторожил меня первым же вопросом: «Ваш характер можно назвать боевым?» - экс-вахтерша рассказала о своей профессии.

После выхода на пенсию Ирина Викторовна устроилась вахтером в одной из школ Гомеля. Женщина утверждает: эта работа очень ответственная, она незаслуженно связана с негативными стереотипами.

Профессия

- Вахтером в школе я работала три года: с 2016 по 2019 г. Сразу скажу, что работа мне не особо нравилась. Сейчас точно не согласилась бы. Почему пошла на это тогда? Думаю, что многие пенсионеры меня поймут: после того как ты проработал всю жизнь, тебе сложно и страшно представить себя без дела. Кажется, что есть силы, ты можешь работать и зарабатывать деньги, которые всегда нужны. Ну и, конечно, у меня было желание работать. Оно и придавало сил. Не теряя этого энтузиазма, решила посмотреть открытые вакансии для пенсионеров. Их, конечно, для людей моего возраста назвать разнообразными сложно: уборщица, продавец, сторож, вахтер, а иногда встречала вакансию нянечки. На тот момент работа вахтером приглянулась мне больше всего. Позвонила, пришла на собеседование, устроилась.

Обязанности

Директор школы насторожил меня первым вопросом: «Ваш характер можно назвать боевым?» Сперва я толком и не поняла, к чему это, но позже мне объяснили, что вахтер в школе несет большую ответственность за учеников и преподавательский коллектив. Ведь именно он - первое лицо, которое видит всех тех, кто заходит в школу. Именно он и должен среагировать первым в случае опасности. Признаться честно, я и не думала, насколько ответственна эта работа. На своем посту ты должен быть очень внимательным: посмотреть на каждого нового посетителя, записать его в журнал и проверить документы, вести журнал выдачи ключей от школьных кабинетов. Еще мне необходимо было следить за порядком в фойе школы, осматривать коридоры, раздевалки и прочее на наличие возможно опасных предметов или посторонних лиц. Не забуду и о пожарной безопасности: если раздается тревога - мне нужно быть в курсе того, из-за чего сработал сигнал. Но, слава богу, никаких ЧП за время моей работы не случалось.

Когда я только начинала работать, у школьников не было карточки, с помощью которой я могла понять: учится ли ребенок в этой школе или нет. С учителями все было проще: они приходят на работу и сразу бегут ко мне, чтобы расписаться в специальном журнале и получить ключи от рабочего кабинета. Однако позже стали вводить карточки для учеников, которые ребята обязаны были продемонстрировать мне на входе. Такие же карточки появились у родителей младших классов, чтобы они беспрепятственно могли входить в школу и забирать детей. У родителей старших учеников такой «льготы» нет, поэтому их в школу я пустить не могла.

Трудности

Были некоторые проблемы с учениками. Не все, но немногие иногда не следят за своими словами и действиями, чувствуют себя безнаказанными. Бывает, отказываются карточку показывать, могут сказать что-то неприятное. Однажды друзья одного из учеников заявились в школу посреди учебного дня. Хотели пройти к учебному кабинету. Я их, конечно же, не пропускаю. Говорю, что они не имеют права тут находиться. Пришлось чуть ли не силой их выводить за дверь. Позже было принято решение на время уроков закрывать главные двери, чтобы избегать таких непрошеных гостей. А еще группа учеников хотела сбежать с урока. Мне удалось вовремя среагировать и предупредить начальство. Кто знает, что случилось бы с этими ребятами, если бы тогда я этого не заметила…

Изменения

А вот не так давно слышала новость, что в белорусских школах вахтеров планируют заменить на сотрудников милиции. Считаю, что это правильное решение. Сегодня в мире происходит много грустных событий. Трагедии, к сожалению, случаются и в школах. Хотя, замечу, в Беларуси к этому подходят основательно: карточки учащихся, видеонаблюдение, тревожные кнопки, с этого года активно появляются и турникеты… Казалось бы, что может произойти? Но в нашем мире слишком много «если»… На мой взгляд, специалист, подготовленный к чрезвычайным ситуациям еще с университета, сможет в случае опасности справиться оперативнее, чем, например, я.

Стереотипы

Многие, как и я до начала работы, судят о профессии вахтера очень стереотипно: мол, целыми днями сидишь, разгадываешь кроссворд или читаешь книжку. Работа протекает тихо и медленно. Но это не так. Конечно, во время уроков есть свободная минута для своего досуга. Но этим злоупотреблять не следует. Некоторые думают, что вахтер может вздремнуть часок-другой, мне лично это не удавалось проверить на себе. Но я и не пробовала, ведь, повторюсь, работа вахтера - это бдительность, особенно в школьных учреждениях. Поэтому мне теперь обидно слышать про так называемый «синдром вахтера» (стремление самоутвердиться за счет других). Если вы видите где-то злого вахтера, который не хочет вас пропускать, ворчит и прочее, задумайтесь, может, на то есть причина? Вахтер может так реагировать лишь потому, что от его внимательности и аккуратности зависит чья-то безопасность. И это своего рода защитная реакция, что ни в коем случае не означает, будто он считает себя умнее или важнее вас.

ФАКТ

В белорусских школах вахтеров планируют заменить сотрудниками милиции. «Замена на наших работников необязательна, но в плановом порядке – в приоритете, - отметил начальник Департамента охраны МВД Александр ШЕПЕЛЕВ. – Наши посты будут действовать лишь во время учебного процесса. В другой период охрану обеспечит сторож учреждения образования». Милиционеры в основном нужны в больших школах, с численностью учеников более 1500.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно