«Здоровье как у космонавта»
Я мечтала стать стюардессой лет с 18. Потом узнала, что в компанию, где я сейчас работаю, набирают с 19. Думаю: «Ладно, надо получить образование, потом устроюсь». После школы я переехала из небольшого села, где родилась, в Челябинск. Окончила вуз, устроилась в фирму экономистом. Время шло, я всё не решалась. Но толчком послужил возраст: набирают девушек до 27 лет, а мне уже было 26. И я поняла: сейчас или никогда.
Я отправила резюме, фотографии в полный рост и портрет. Мне перезвонили и пригласили на собеседование. Конечно, было страшно. К тому же мне казалось, что на бортпроводников где-то учат, чуть ли не в летном училище. Оказалось, все не так. Со мной разговаривали, в том числе на английском языке, уровень Intermediate обязателен для работы. Потом пригласили пройти обучение, стажировку. Стюардесс вообще постоянно учат. У нас много и психологической подготовки, и информации о том, как вести себя в нештатной ситуации. Даже как нужно выглядеть: макияж, каблуки, прическа, украшения — всё строго регламентировано . Когда приглашали на собеседование, еще рост спрашивали: ниже 160 см не берут, нужно ведь доставать до багажных полок. Была медицинская комиссия, вот ее пройти действительно сложно. Я смеюсь: здоровье должно быть как у космонавта. Ради работы я переехала из Челябинска в Москву.
«За жизнь на земле нам не платят»
Когда подумывала о профессии, мне казалось, что стюардессы получают бешеные деньги. Но нет. Когда только устроилась, выходило сильно меньше 1000 долларов. Сейчас я старшая, летаю много, зарабатываю в два раза больше. Но здесь нужно понимать, как у нас рассчитываются доходы. За выходные и жизнь на земле нам не платят. Денежки начинают насчитываться только с запуском двигателя. Поэтому понятно, что чем больше налетаешь, тем больше и получишь. Денег на одежду, мне кажется, у стюардесс уходит меньше: форма заменяет многие наряды. Вкладываю в себя. Каждый выходной стараюсь провести в спортзале, бассейне. Хочется пойти на вечеринку с друзьями, но редко получается. Меня все называют «бабушатиной»: я не пью. Не то чтобы не хочется: я боюсь не пройти медосмотр, даже если следующий день перед перелетом — выходной. У нас запросто могут подойти и сказать: «Ты что-то неважно выглядеть стала, не вколоть ли ботокс на личико?» Вроде бы и не хотят обидеть, но понятно, что за внешним видом следить нужно.
Когда я только начала работать, жила в квартире от компании, нам предоставляли. Через лет 5 купила свою в Подмосковье. Правда, не все деньги мои: помог мужчина, с которым я долгое время встречалась. С началом работы я потеряла его: он живет в Санкт-Петербурге, переехать в Москву не может, там бизнес. Я же должна жить в столице. Пришлось пойти на жертву ради карьеры.
«Меня хотят все мужчины»
Пассажиры, конечно, очень разные. Нет особой разницы, международный это рейс или внутренний. Бывает, человек не выспался, не в настроении, свои негативные эмоции на нас перекидывает. Другие, наоборот, с добром относятся, благодарят. В бизнес-классе к одному подошла, спросила, что желает, как к нему обращаться. Он так рявкнул, что у меня слезы брызнули.
Зато в другой раз мужчина солидный мне улыбался. У него жена через проход сидит, а он мне знаки внимания оказывает, на планшете картинки любовные показывает. Я ему тоже глазки состроила, отвечала на вопросы, любезничала. Забираю чашку из-под кофе, а под ней — пакет бумажный: чаевые. Открыла — там тысяча долларов. Взяла, конечно, я не гордая, очень рада была.
У меня есть подруга Вера, мы с ней вместе жили в квартире от компании. Ей вообще иномарку подарили! Тоже вот так, совершенно посторонний незнакомый пассажир бизнес-класса. Разговорилась с ним, он всё интересовался, где живет, сколько времени до работы добирается, есть ли семья. Она сказала: права есть, машины нет. Пожаловалась, что встает в 2 ночи, если рейс, допустим, в 7 утра. Нам нужно быть за два часа на месте, а еще же успеть собраться, накраситься, доехать. Такси вечно подводят, опоздать смерти подобно. Он пообещал подарить машину. Она, конечно, всерьез не восприняла, мало ли таких обещалкиных попадается. Телефончик все же дала ему. Он позвонил, пригласил встретиться в автосалоне. В общем, человек более чем богатый, оформил на нее автомобиль за полмиллиона. Вера до сих пор на нем ездит.
Вообще мнение, что мужчинам нравятся девушки в форме, мне кажется верным. Как и женщины любят военных и полицейских. Меня хотят все мужчины. Шучу, конечно. Не все. За все годы со мной пытались познакомиться много кавалеров, я только с одним согласилась продолжить знакомство. Он мне внешне и в общении понравился. Встретились два раза, на этом всё. Оказалось, он женат, искал себе развлечений. Но это не мой случай.
«Обязана улыбаться»
Нам нельзя обсуждать компанию. Зарплату, какие-то внутренние законы, установки, правила — это все выносить на люди нельзя, могут уволить. Не приветствуют и соцсети. Нет, их вести можно, но никогда не следует хвалиться своими возможностями, доходами, странами, в которых побывал. Даже не рекомендуется выкладывать фото в форме. Я видела, девчонки некоторые фотографируются в салоне самолета. Я — нет, нельзя так нельзя. Если бы узнали, кто так откровенничает с журналистом, сразу бы уволили.
Раньше, когда летала, как все, в отпуск раз в год, не видела пожилых стюардесс. Работая в компании, узнала, что это заблуждение. Да, нам начинают выплачивать пенсию с 45 лет, но летать после этого, если соответствуешь внешне и пройдешь врачей, не запрещено. Самой опытной нашей стюардессе больше 55 лет, то есть она уже официально на пенсии по старости, но продолжает работать. А вот беременных стюардесс не бывает: никаких 7 месяцев мы не работаем, уходим в декретный отпуск сразу, как только узнаем о своем положении. Это, конечно, хорошо. Я бы хотела ребенка, но пока не получается: не от кого, некогда.
Конечно же, запрещено грубить пассажирам, поддаваться на провокации. Ты обязана всегда улыбаться, помогать, следить за эмоциональным состоянием. По правилам к перелетам не допускается выпивший пассажир. Но мы снимаем с рейса, если человек совсем в неадеквате. Просто с запахом перегара — конечно, нет. Тогда бы самолеты летали пустыми.
«Почти все конфликты — из-за питания»
Нештатных ситуаций я всегда боюсь. Как-то мы летели в Нью-Йорк, женщине стало плохо. Господи, что делать? Мы по инструкции объявляем: «Нет ли в салоне самолета врача?» Почти всегда медик находится. А тут нет! Она стонет, глаза закрывает, а мы летим над океаном. Я еще только начинала работать, молилась про себя, а более опытные девочки отсадили тех, кто с ней рядом сидел, уложили ее, колдовали что-то. Она в себя пришла в итоге, стало полегче.
Один раз пошли на взлет, я иду по салону, проверяю, все ли пристегнуты. Одна женщина соскочила, хватает сумку с багажной полки и бежит на выход. Я за ней! Грубо нельзя, но я почти силой ее на место отбросила. Она в истерике, орет: «Ой, выпустите меня, мне надо-то в Петербург, тут рядом, поездом доеду, я передумала лететь, боюсь». Принесла ей водички, начала разговор, что самолет — это самый безопасный вид транспорта, что мы уже взлетаем, никто ради нее одной не будет останавливать судно, а вот за дебош можно здорово отхватить. Она — в слезы, впилась пальцами в ремень безопасности. Я встала в проходе, с коллегами рассказываем о мерах безопасности, показываю, как пользоваться спасательным жилетом. Смотрю — как обычно, почти никто не слушает, а она одна вся внимание. Потом она успокоилась, на выходе обняла меня. Говорит, паника началась, спасибо, что успокоили.
Неприятно, что все конфликты в основном происходят из-за питания. Раньше оно было хорошим, полноценным, предлагался выбор из нескольких видов горячего. Сейчас всё сводится к небольшому перекусу, а при полетах малой дальности нет и его. Кто-то не успел позавтракать, кому-то нужно что-то съесть, чтобы таблетку выпить, и всё это недовольство выплескивается на нас. «Где еда? Ах вы, такие-сякие, билеты дорогие, а меня еще и не покормят». Идешь и оправдываешься, как дурак: при чем тут я? Потерпеть можно 3 часа и без питания. Берите с собой! Это питье запрещено проносить на борт (кроме купленного в дьюти-фри), а еду — пожалуйста, практически любую. Неприятно, конечно, когда чая даже нет. Водой и газировкой поить людей — неблагодарное дело.
Мы, экипаж, едим несколько другую пищу, чем пассажиры. Горячее такое же, как в бизнес-классе. Но для нас это необходимость, это как перерыв на обед в офисе. Мой офис же теперь в небе.
Была везде, но стран не видела
Меня часто спрашивают, не считала ли я, сколько стран посетила. Нет, не считала. У нас в компании по большому счету разницы нет, внутри страны ты летишь или за рубеж, это обычная работа, расписание вылетов составляется дважды в неделю. Вот завтра я лечу в Испанию, но рейс этот разворотный. Мы называем так короткие вылеты, туда-обратно. Максимум часов 6 бываем в точке прибытия. Что я увижу за это время в Мадриде? Конечно, ничего. Самолет осматривается, всё проверяется — и назад летим. Бывают, конечно, эстафетные рейсы, длинные, когда остаешься в стране или городе, куда прилетел, а после оттуда выдвигаешься в другое место. Твой же самолет вернется с другим экипажем. Но именно в нашей компании это редкость. Если очень долгий перелет, как в Америку, там да, дают отдохнуть некоторое время перед вылетом назад. Последний раз это было 12 часов. Что успеешь за 12 часов? Спать хочется, джетлаг этот вечный. Но несколько фоток из США у меня все-таки есть.
Кстати, интересный момент. Для вылетов в США, например, нам делают рабочие визы, а в Европу — нет. То есть шенгенов у нас ни у кого по работе нет, мы пересекаем границу стран Европы по другому порядку.
А отпуск мы проводим так же, как все, путешествуя. Мои друзья подкалывают: не надоело ли мне летать и по работе, и в отпуске. Нет. Но, когда превращаюсь в пассажира, становлюсь такой же, как все. Сажусь в кресло — и мне тоже сразу хочется чаю с лимоном. Стюардесса говорит, что его нет, я злюсь. В туалет не терпится, хотя еще нельзя. И плед прошу, а если говорят, что уже раздали, я недовольна. И тут же вспоминаю, что этих пледов вечно не хватает, что у нас есть «отмазка»: якобы это только для детей. На самом деле когда-то их было достаточное количество, потом какие-то пришли в негодность, другие пассажиры украли. Их осталось штук десять на рейс, тут уж не до выбора, кому хватило, тому повезло. Так что советую всегда одеваться потеплее или брать с собой накидку, шарф, платок.
Спать и спать
Иногда меня спрашивают: какая у вас отличительная черта? Может, стюардессы увлекаются английским? Или любят фотографироваться, читать? Не знаю, но по опыту скажу точно: мы любим спать! Спать, спать и спать. Потому что недосып вечный — это постоянный символ профессии. А выглядеть надо веселой и улыбаться всегда, несмотря на твое настроение и то, сколько часов ты спала сегодня.
Пассажирам я бы рекомендовала не бояться летать. И быть добрее к стюардессам. Какая, в конце концов, разница, если вы выпили яблочный сок, а не персиковый, как хотели? Неужели из-за этого можно испортить настроение экипажу и себе? Моя задача — обеспечить вам комфорт и безопасность на борту, а не вкусно покормить. Один мой коллега всегда говорит: «Это самолет, а не ресторан „Седьмое небо“».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть