Недавно глава Администрации президента Наталья КОЧАНОВА заявила, что в школах необходимо сделать больший акцент на трудовом обучении.
«Министерство образования занимается этими вопросами. Необходима также профориентационная работа, чтобы и в профессионально-технические учреждения поступали ребята, которые с удовольствием будут работать и заниматься тем, что им по душе», - сказала она.
Во времена СССР, уроки труда, пожалуй, были самыми любимыми у многих школьников. Девочек учили шить, кроить, вышивать, плести макраме и многому другому. Но самой интересной была кулинарная часть уроков.
Мальчики трудились отдельно, в мастерской вместе с учителем-наставником. Ребята мастерили табуретки, скворечники и другие вещи. По окончании школы мальчишки умели все, кроме разве что электросварки и разрезания стекла. Помимо столярной и токарно-фрезерной по металлу подготовки, на этих уроках давали основы жестяного дела, учили паять и проектировать изготовление изделий в эскизах.
Что изучают?
Как пояснили «АиФ» в Комитете по образованию Мингорисполкома, в соответствии с типовым учебным планом средней школы изучение учебного предмета «Трудовое обучение» осуществляется с первого по девятый классы. По одному часу в неделю в I-V классах и в IX классе, по два часа в неделю с VI по VIII классы.
Уроки трудового обучения в гимназиях проходят в I-VIII классах по одному часу в неделю. Предмет «Трудовое обучение» изучается во всех учреждениях общего среднего образования.
Основная цель учебного предмета «Трудовое обучение. Обслуживающий труд» по новым учебным программам 2017 года - формирование основ компетентности учащихся в различных сферах трудовой, хозяйственно-бытовой деятельности, декоративно-прикладного творчества, способствующей социализации личности в современных социально-экономических условиях.
Содержание учебных программ представлено инвариантным и вариативным компонентами и реализуется в процессе теоретического и практического обучения.
Инвариантный компонент учебного предмета включает разделы: «Основы приготовления пищи», «Оcновы изготовления швейных изделий», «Основы домоводства», «Основы выращивания растений».
Все разделы программы содержат теоретический и практический блоки.
Вариативный компонент охватывает различные виды декоративно-прикладного творчества и направлен главным образом на ознакомление и приобщение учащихся к народному творчеству. Учитель может самостоятельно определить вид творчества (один или несколько) в каждом классе или выбрать сквозную тему с V по IX класс.
Инвариантный компонент в V—VII классах включает следующие разделы: «Обработка древесины», «Обработка металлов», «Ремонтные работы в быту».
Уроки проводятся квалифицированными педагогами, имеющими необходимую подготовку.
Надо больше часов!
Конечно, шить, готовить и мастерить скворечники учат и современных детей, но уроки трудового обучения у современных школьников стали гораздо интереснее, рассказала «АиФ» Наталья, которая работает преподавателем трудового обучения девочек в одной из минских школ уже 5 лет.
- Девочкам больше всего нравится кулинария. Что касается шитья, то эти занятия не всем по душе. Они требуют усидчивости. Девчонки шьют передники, постельное белье. Также учитываются и возможности родителей. Кто-то может купить необходимую ткань, а кто-то - нет: тогда ребенок шьет модель изделия. Есть и другие сложности. В нашей школе недостаточное количество швейных машинок. Да и технику хотелось бы лучшего качества, - говорит Наталья.
Также на уроках трудового обучения девочки узнают, как организовать рабочий треугольник на кухне, изучают интерьер жилого помещения, деловой этикет, как правильно читать ярлыки на одежде, как замачивать и стирать одежду.
Есть проблемы
Со следующего года учебную программу ждут изменения: уроков труда станет меньше, рассказала собеседник.
- Мне кажется, что одного урока в неделю для детей мало. Сами посудите: некоторые девочки только на уроках труда научились чистить картошку! Я столкнулась с тем, что дети не знают, как посуду мыть! Поэтому эти занятия, несомненно, полезны для детей, - уверена Наталья.
Но уроки трудового обучения, несомненно, проходили бы более эффективно, если бы в общеобразовательных учреждениях была хорошая материально-техническая база. А она есть далеко не везде. К примеру, еще немало школ, где девочки по-прежнему шьют на ножных швейных машинках!
- В нашей школе мальчики работают на станках. А есть школы, где уроки проходят без практической части: ребята почитали, порисовали. И на этом все.
Еще одна проблема - специалисты. Именно специалистов трудового обучения, которые получили бы профильное образование, не хватает. Более того, как рассказала собеседница, мужчин среди учителей-трудовиков в столице так мало, что нередко уроки труда у мальчиков ведут женщины.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть