Социальная реклама в Беларуси создается непрофессионально, иногда возникает мысль, что её делают «для галочки». У граждан она порой вызывает обратные эмоции: иронию и недовольство вместо гордости.
Официально
Информационная социальная реклама — это значимый вид рекламы в нашей жизни. Социальная реклама направлена на защиту или удовлетворение общественных или государственных интересов, не носит коммерческого характера, и рекламодателями являются государственные органы.
Так почему в Минске так много т.н. социальной рекламы? Дело в том, что согласно Закону «О рекламе» в городе не должно быть пустующих рекламных конструкций. Распространитель (владелец конструкций) обязан «закрыть» рекламную площадь «социалкой», чтобы не платить за непроданное рекламное пространство, – здесь на помощь и приходит социальная реклама, официально утвержденная городскими властями. Плата в бюджет за размещение таких сюжетов не взимается, а производство и размещение осуществляеются за счет рекламораспространителя. Поэтому зачастую такую рекламу мы видим в непопулярных местах: в спальных районах, на «глухих» остановках общественного транспорта. Т.е в таких, которые неинтересны рекламодателям.
- Это неплохо, - считает начальник отдела по контролю за рекламой и защите прав потребителей управления торговли и услуг Мингорисполкома Ирина ЛЕТНЯК. - С одной стороны, мы решаем проблему – рекламное место не пустует. А с другой – общественно значимая тема всегда на виду у наших граждан.
Кто выбирает?
Кстати, с 10 июля 2013 года качество социальной рекламы оценивает Межведомственный совет по рекламе, который создан в целях защиты общества от ненадлежащей рекламы, регулированию рекламной деятельности, оценки качества социальной рекламы и осуществляет свою деятельность на общественных началах. Согласно постановлению СМРБ от 09.07.2013 № 603 утвержден порядок производства, размещения, социальной рекламы, а также порядок ее согласования и оценки качества.
Еще одна важная задача межведомственного совета – регулировать потоки однотипной социальной рекламы. Например, следить, чтобы повсеместно в городах не было однообразных биллбордов и не создавалось впечатление, что других социальных тем у нас нет.
Свою социальную рекламу на улицах столицы размещают ГУВД, МЧС, Минприроды, Мингаз, Комитет по здравоохранению Мингорисполкома и др.
К сожалению, качество белорусской социальной рекламы оставляет желать лучшего. Бывает, идея отличная, а подача никуда не годится. Или все с точностью до наоборот.
- Если бы госорганы обращались за помощью к профессиональным рекламным агентствам, то все было бы иначе, - уверена специалист.- А так, сами посудите: ограниченный бюджет и время. И теперь представьте качество такого рекламного продукта.
Ирина Летняк убеждена, что социальная реклама должна вызывать у людей разные эмоции.
- Не может быть все гладко. Иногда, чтобы донести идею до человека, можно обращаться и не только к позитивным чувствам, - считает эксперт.- Реклама может напугать – это заставит задуматься. Но бывает и другая ситуация. В городе можно увидеть плакаты с надписью «Мама, не оставляй меня одного». На них изображены заплаканные глаза ребенка. Некоторые дети реагируют на эту рекламу неожиданно: начинают плакать. Им становится страшно.
Запутались в понятиях
А вот руководитель проекта marketing.by Сергей СКОРОХОД уверен, что у нас не до конца понимают, что такое социальная реклама.
- Большинство плакатов, которые мы видим на билбордах города, нельзя отнести к социальной рекламе. Мы видим, как министерства и ведомства с помощью рекламы пытаются донести до людей определенную идею, которая связана с деятельностью этих учреждений (чего стоит только одна установка пожарного извещателя). По сути, это реклама государственных организаций, которую по всем законам необходимо отнести к коммерческой рекламе.
Эксперт считает, что все госорганизации, министерства и ведомства должны размещать такую рекламу за деньги.
Социальная реклама обязана поднимать реальные проблемы, существующие в обществе, обращать на них внимание и мотивировать людей на те или иные поступки или действия.
Что касается креатива, то на эту тему также можно рассуждать долго.
- Работы наших лучших молодых рекламистов, который год подряд размещаются абсолютно бесплатно в рамках отборочного конкурса рекламистов для участия в фестивале Cannes Lions. Но я не помню, чтобы хоть какой-то проект нашел место на городском рекламном пространстве или в ТВ-эфире. А ведь в основу задания по правилам всегда берется социальная проблема, актуальная для данной территории.
Чиновники не понимают и не хотят понять реальные проблемы общества, а пытаются оправдать свою лень. Потому широкие массы общественности лишены доступа к качественной социальной рекламе, сделанной в Беларуси, - считает Сергей Скороход. - Оценка мирового рекламного сообщества для наших чиновников не является аргументом.
Когда смотришь на плакаты МЧС с изображением белорусских звезд, агитирующих против курения в постели, возникает много вопросов, которые хочется задать тем, кто такую рекламу утверждает и выносит на всеобщее обозрение. Пора задуматься, что действительно является социальной рекламой и почему подобные плакаты уродуют наше городское пространство.
Справка «АиФ»
Само словосочетание «социальная реклама» - калька с английского «social advertising». В США для обозначения такого типа рекламы используются термины «public service advertising» и «public service announcement», сокращенно PSA. Предметом PSA является идея, которая должна обладать определенной социальной ценностью. Социальная реклама часто рассчитана на самую широкую аудиторию, которую волнуют общечеловеческие проблемы: борьба с насилием, охрана природы, здоровье детей (и общества в целом, наркомания, СПИД. Цель PSA — изменить отношение публики к какой-либо проблеме, а в долгосрочной перспективе — создать новые социальные ценности.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть