{joomplu:111} | Ирина БАРЫШНИКОВА, начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли РБ |
{joomplu:112} | Юлия ЛЯШКЕВИЧ, независимый рекламный консультант |
{joomplu:113} | Андрей КУЧМАРЁВ, директор рекламной компании «Doberman Film» |
Не надо работать от противного
- «АиФ»: - Ирина Николаевна, давайте начнем с вас. Как государство сегодня регулирует сферу социальной рекламы?
Ирина Барышникова: - Из определения социальной рекламы в Законе «О рекламе» следует, что это единственный вид рекламы, которая ничего не продает. Она обращается к человеку не как к покупателю, а как к гражданину, представителю социума, способному реагировать на государственный или важный социальный проект. Это пропаганда нормальных взаимоотношений между людьми - в семье, коллективе, обществе. Это побуждение соблюдать законы и творить добро, беречь здоровье и не падать духом.
Законом установлена обязанность распространять социальную рекламу на безвозмездной основе в пределах 5% объема вещания (основной печатной площади) в сутки, отведенного для рекламы, средствами массовой информации, для иных рекламораспространителей - в пределах 5% объема предоставляемых услуг по распространению рекламы. Причем предложенные рекламодателем социальной рекламы условия, касающиеся времени и способа ее размещения, обязательны для рекламораспространителя, если рекламодатель обращается к нему не позднее, чем за месяц до предполагаемого срока ее распространения. Если размещение социальной рекламы в предложенное рекламодателем время запрещено законодательством или на данное время запланировано размещение иной социальной рекламы, заявка на распространение которой была подана ранее, рекламораспространитель обязан проинформировать об этом рекламодателя и предложить ему иное время размещения социальной рекламы.
Как видите, порядок распространения этой рекламы законодательством четко прописан. Остается вопрос качества. Еще в 2008 году на заседании межведомственного совета по рекламе при министерстве торговли поднимался вопрос о качестве социальной рекламы.
Как правило, при создании социальной рекламы выбирается тактика шоков и страхов. Но такая реклама неоднозначно воспринимается населением. Особенно если в такой рекламе используются дети. В наш адрес поступают обращения граждан, которые отмечают, что после показа некоторых социальных роликов дети боятся оставаться одни дома. Полагаю, при создании социальной рекламы следует начать использовать маркетинговые подходы, используемые в коммерческой рекламе. При этом не забывать, что на социальную рекламу в полной мере распространяются требования закона, в том числе к достоверности, этичности.
В настоящее время Минторг работает над совершенствованием законодательства в части определения порядка производства социальной рекламы, в том числе и ее финансирования. Я полагаю, что социальная ответственность по производству социальной рекламы должна быть возложена на производителей алкогольной продукции, пива, табака, игорные заведения. Пока этот вариант на стадии обсуждения, в том числе и с представителями бизнеса.
- «АиФ»: - А изучался ли опыт других стран в политике социальной рекламы?
И.Б.: - Следует отметить, ответственность рекламодателей и рекламопроизводителей на Западе очень высока: ни один социальный проект, не прошедший экспертизу, не опробованный хотя бы на небольшом сегменте целевой аудитории, не выйдет в жизнь. Социальная реклама достаточно структурирована и идет в рамках одной стратегии. Производство социальной рекламы за рубежом - это индустрия. У нас же это пока - хобби.
К тому, чтобы ее производство стало и у нас полноценным бизнесом, мы идем сегодня. Так, Минторгом сформирован сводный план намеченной к выпуску в 2010 году социальной рекламы на основании информации, предоставленной всеми государственными органами.
Чтобы исключить нарушения законодательства в социальной рекламе, мы предлагаем на стадии ее производства обращаться в комиссию по социальной рекламе и этичности в рекламе, созданную при Межведомственном совете по рекламе при Министерстве торговли.
- «АиФ»: - Какую роль в развитии социальной рекламы играет фестиваль «Белый квадрат»?
И.Б.: - Международный фестиваль рекламы «Белый Квадрат» призван, прежде всего, повысить качество рекламы, в том числе и социальной. Министерство торговли активно поддерживает проведение этого конкурса, тем более, что одна из номинаций фестиваля - это как раз социальная реклама. В прошлом году в этой номинации была представлена вся социальная реклама, выпущенная за 2007 и 2008 годы. Но, несмотря на большое количество участников, из-за низкого качества рекламы выбрать достойных было проблематично. Поэтому в нынешнем году принято решение о расширении конкурса: наряду с реализованными проектами будут приниматься к участию новые разработки, идеи на заданную тему - популяризация и продвижение товаров (работ, услуг) белорусского производства. Полагаю, лучшие идеи будут предложены госорганам для реализации.
Понять, что делаем
- «АиФ»: - Юлия, как вы оцениваете уровень современной социальной рекламы? Ведь большинство из них еще смахивает на советские лозунги?
Юлия Ляшкевич: - Давайте не будем ничего плохого говорить о советской рекламе. Ее было немного, но она была. Начать хотя бы с того, что ее делал сам Маяковский. Конечно же, не все тогда делалось на высоком уровне. Но некоторые вещи были действительно профессионально сделаны.
Ирина Николаевна правильно отметила: социальная реклама - это бизнес. Ведь все, к чему люди относятся не как к своему делу, делается плохо. Я слышала реальную историю, когда человека остановили сотрудники ГАИ, и вместо штрафа он сделал для них рекламный ролик. Но понятно, какого он был качества.
Что такое хорошая коммерческая реклама? Это когда люди понимают, ради чего они ее делают. У каждого ролика есть своя задача. Одна реклама просто несет определенную информацию, а вторая может заставлять общество обсуждать какую-либо проблему. Эта проблема не всегда конкретная. Например, говоря о том, что девушки, собираясь поехать за границу, должны задуматься, кроме самого информирования мы инициируем еще и обсуждение в обществе, заставляем людей размышлять: когда дочка говорит, что она хочет поработать за границей, стоит в этот вопрос очень хорошо вникнуть. Большая сила западной социальной рекламы в том, что там, говоря о насилии в семье, как правило, в конце рекламы указывают телефон, по которому можно обратиться по своей проблеме. У нас же пока этот момент до конца не развит. У нас нет денег, нет серьезного отношения к социальной рекламе, нет комплексного подхода к ней. Люди зачастую не разбираются в той теме, рекламу которой они берутся делать. Сделали у нас рекламу против курения. На красном знаке было написано: «Мы не продаем детям сигареты до 18 лет. Это закон». Издалека же читалось: «сигареты в 18 лет это закон». В таких случаях нужно отслеживать рекламу, потому что иногда за благими намерениями прячутся неожидаемые последствия. И, скорее всего, это происходит из-за того, что производители социальной рекламы не относятся к ней серьезно, как к бизнесу.
Андрей Кучмарёв: - А в чем же тогда корень зла? Вопрос денег, скажу, не всегда главный. Когда в 2007 году я узнал, сколько денег тратится на ролики с ежиками, которые бутылки собирают, я просто не поверил! За эти деньги я бы снял настоящее кино. У нас же сняли 26 роликов на каком-то киновидеобъединении.
Так если бюджет есть, то его надо оприходовать с умом! Поэтому, когда на межведомственном совете в 2008 году мы обсуждали будущее рекламного бизнеса, поступило предложение собрать, условно говоря, группу из общественно значимых людей - совет. И пускай этот общественный совет определяет, у кого заказывать соцрекламу для госорганов. Попробовала одна компания. Если у нее действительно хорошо получилось, то можно рекомендовать ее и другим госорганам. То есть, встает вопрос идеи и вопрос производителя. Потому что даже тема чеков обыграна была хорошо, но сделано, Ирина Николаевна, признаюсь, плохо. То, что звезд привлекли, замечательно, но надо было и качество довести до ума.
И.Б.: - Цель названной рекламы - формирование стереотипа правильного поведения потребителей при совершении покупки товаров в магазине, интернет-магазине, на рынке. Я полагаю, эта идея была в полной мере донесена до граждан. Пожалуй, только в рекламном ролике, направленном на продвижение белорусских товаров, надо было более контурно прорисовать идею. Здесь, наверно, сказалась трудность работы со звездами.
А.К.: - Со всеми можно работать. Тем более, если деньги выделяются. Ведь ролики ООН делают наши же белорусские компании. И видно, что за деньги наши рекламщики могут сделать хорошую социальную рекламу.
Кино - тоже соцреклама
И.Б.: - Коммерческая реклама стремится в первую очередь побудить потребителя совершить какое-либо действие, цель же социальной рекламы - изменить отношение общественности к какой-либо насущной социальной проблеме, а в долгосрочном периоде - создать новые социальные ценности. Совершенно очевидно, что формирование новых установок, изменение отношения общества - это, как правило, долгосрочные процессы. Но если грамотно выстроена рекламная кампания, оптимально выбраны способы, время и период распространения рекламы, то возможности такой рекламы широки, а результаты рекламной деятельности могут быть благотворными. Поэтому государство, активно присутствуя на рынке информационной деятельности, может использовать социальную рекламу как инструмент вовлечения населения в социальные процессы, как инструмент формирования социального согласия в обществе.
В советское время, которое мы вспоминали, социальные идеи были заложены во многие художественные фильмы. По сути, эти фильмы можно считать полнометражной социальной рекламой. Например, после таких фильмов молодежь ехала осваивать целину, а значит, реклама срабатывала.
Ю.Л.: - Я хочу сказать, что и сейчас социальная реклама в кино практикуется. Ведь одним из спонсоров сериала «Менты» является МВД России. Оно добилось того, что слово «мент» перестало быть ругательным. В российских сериалах никто никогда не делает аборты. Также через сериалы достаточно сильно культивировалось новое отношения к российским символам. Кино - это очень сильное воздействие. И по сериалам можно проследить, какие социальные задачи ставились в разных странах. В сериалах появлялись геи, больные СПИДом, поднимался вопрос абортов. Понятие социального заказа, идеологии существует в любом обществе.
- «АиФ»: - То есть, идеология должна присутствовать в соцрекламе?
Ю.Л.: - Идеология всегда и везде существует. Когда мы говорим об идеологии, надо брать во внимание не только политическую составляющую, но и идеологию семейных ценностей.
Сертификат для меценатов
- «АиФ»:- Так как государство может стимулировать рекламопроизводителей к качественной рекламе? Про деньги мы уже говорили. Может, еще есть способы?
Ю.Л.: - Важный аспект, который мы должны выделить, - это когда государство «благодарит» людей, дающих деньги на социальные проекты. Нужно продумать способы поощрения людей, которые спонсируют социальные программы, делают рекламу за свои деньги. Например, если какой-то бизнесмен сделал пандусы, то было бы хорошо, если бы на них была прикреплена бронзовая табличка с названием его фирмы.
И.Б.: - Мы не запрещаем субъектам рынка использовать в качестве информационного повода для публикации в СМИ мероприятия, проведенные в рамках благотворительной деятельности, в том числе и по созданию социальной рекламы. Однако сама социальная реклама не должна содержать ни товарных знаков, ни сведений о какой бы то ни было коммерческой организации. Предложение о выдаче соответствующих сертификатов фирмам, проспонсировавшим соцрекламу, интересно. Следует подумать, как его реализовать.
Некоторые шаги в этом направлении Минторг уже сделал: на сегодня отрабатываются предложения по внесению изменений в законодательство в части отнесения к спонсорской помощи денежных средств, переданных организацией на производство социальной рекламы. Это позволит определить пути финансирования производства социальной рекламы.
- «АиФ»: - Хотелось бы закончить вопросом: на какие темы следует в первую очередь снимать социальную рекламу сегодня?
А.К.:- Аварийность, демографическая проблема и пьянство в глобальном плане: пора уже нам вводить культуру пития.
Ю.Л.: - Мои темы не самые главные, но на них давно уже следует обратить внимание. Первая - это рак груди. Потому что эта та болезнь, от которой женщины сегодня не должны умирать. У нас не хватает оборудования и врачи не всегда бдительные. Вторая - это рост суицидов среди детей. Причем не подростков, а детей 8-10 лет. У меня, например, есть даже конкретный план, но нет для этого денег. Было бы здорово, если бы это поддержали. Выросло поколение родителей, которые не умеют следить за своими детьми. Третья - у нас очень много одиноких стариков. Когда мы идем в магазин, нет ничего проще, как зайти и спросить, надо ли им что-нибудь купить. Идем на почту - тоже надо предложить помочь с оплатой счетов. Это мелочи, но очень важные. Замечательный проект был проведен в Испании. Там строили общие дома для молодых семей, которым негде жить, и пожилых. Платят за пользование этим жильем они гораздо меньше. Все, что должны делать, это раз в два-три дня заходить к старикам. И потом их дети сидят у соседей - бабушек и дедушек, и заходят молодые к ним гораздо чаще.
И.Б.: - Не могу выбрать что-то одно. Все обозначенные проблемы - и здоровый образ жизни, и демография, и забота о детях и пожилых людях - все это общечеловеческие ценности. Все это настолько важно, что нельзя упускать ни одного аспекта.
Фото Д. Елисеева
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть