1414

С миру по нитке. Эксперт - об особенностях белорусского краудфандинга

"Аргументы и факты" в Беларуси № 2. Восход IT-технологий 09/01/2018

Вместе с тем все еще велико количество людей, которые не знают, что такое краудфандинг* и какие перспективы открываются благодаря умению пользоваться этим инструментом креативной экономики**.

Эдуард БАБАРИКО, директор по развитию первой краудфандинговой платформы в Беларуси Ulej.by
Эдуард БАБАРИКО, директор по развитию первой краудфандинговой платформы в Беларуси Ulej.by Фото: АиФ

В подтверждение вышесказанного директор по развитию первой краудфандинговой платформы в Беларуси Ulej.by Эдуард БАБАРИКО поделился данными социологического исследования, которое проводили в 2016 году в Беларуси:

- Лишь 2,5% опрошенных с точностью объяснили, что такое краудфандинг. Около 20% краем уха что-то о нем слышали, но точно не могут сказать, что это такое. Думаю, в 2017 году ситуация не изменилась принципиально, но, безусловно, количество людей, которые узнают о краудфандинге, растет.

- Поэтому, видимо, растет и количество проектов, которые удалось осуществить на Ulej.by, и суммы, которые на них было нужно собрать?

- В 2017 году мы удвоили все показатели: были успешно завершены и профинансированы 114 проектов, перечислено около 320 тыс. долларов, свыше 10 тыс. человек приняли участие в финансировании. Если в 2015 году мы радовались, что проекты привлекали 5 тыс. долларов, и считали это невероятным достижением, то в 2017 году уже гордились, когда проекты привлекали 25 тыс. долларов. И этот тренд сохраняется: мы уверены, что в Беларуси краудфандинг-проекты могут привлекать 50 и даже 100 тыс. долларов.

Книг больше

- Насколько я понимаю, больше всего проектов, которые собирают деньги на краудфандинг-платформе, связано с изданием литературы?

- Действительно, книг издается больше всего. Был удачный кейс по производству маек с принтом национальной символики. Интерес представляют различные социальные проекты, связанные с улучшением городской среды. Например, горожане объединились для того, чтобы из обычной лестницы по ул. Матусевича сделать арт-объект. Или поддержали проект художника, который на ул. Маркса воспроизвел картину «Женщина с фруктами» Хруцкого в графике.

Находят отклик театральные проекты: сейчас идет сбор денег на осуществление постановки «11 апреля», посвященной трагическому событию – взрыву в метро. Почти все билеты на премьеру проданы.

Уже можно говорить об успешности проекта по производству шелковых платков с оригинальными принтами по мотивам картин белорусской художницы Алены Киш. Проект за считаные дни собрал необходимую сумму – это успешный показатель. К слову, 1 платок стоит 173 рубля, а средний чек в проекте составляет 150 долларов. Это самый высокий чек в истории белорусского краудфандинга, потому что обычно в среднем на проекты перечисляют 20-25 долларов.

- А другие идеи?

- Беларусь – маленькая страна, и это накладывает свой отпечаток: идей по выведению на рынок каких-либо проектов действительно немного. У платформы Ulej.by есть амбиции и желание нащупать свой индивидуальный путь и предложить не только Беларуси, но и миру новые сервисы и крауд-механики. С другой стороны, мы стоим перед вызовом – необходимостью развивать краудфандинг здесь и сейчас. В этом конфликт. Например, из-за того, что в последнее время мы активно экспериментировали с бизнес-направлением и с краудфандингом как инструментом маркетинга, мы стали терять лояльную аудиторию – людей идейных, творческих, готовых просто поддержать тех, у кого есть инициатива. Для них вторично то, что они получат взамен, в отличие от бекеров – тех, кто захочет прийти на краудплощадку, чтобы предзаказать какой-то продукт и оплатить его производство.

В наступившем году мы поставили перед собой ряд задач по развитию краудфандинга. В частности, планируется проводить образовательные курсы, которые позволят людям генерировать и оттачивать свои идеи. Очень важно, чтобы авторы умели позиционировать свой продукт, проводить маркетинговые исследования, выявлять лояльную аудиторию и понимать, какие инструменты нужно использовать для продвижения своей крауд-кампании. Мы намерены также предоставлять услуги по сопровождению и продвижению проектов.

Без пиара никак

- Нет ли подмены понятий, когда говорят, что благодаря краудфандингу люди могут получить тот продукт, который они хотят? Ведь часто, когда автор заявляет о какой-то идее, прежде всего его поддерживают друзья, близкие, потом при помощи шумихи, пиара привлекаются люди со стороны. Не факт, что им нужны все эти книги…

- Без шумихи и пиара сегодня никак. Но все-таки самое главное, что дает краудфандинг, – это шанс, возможность сделать то, о чем человек мечтал. И если книга никому не нужна и автор не так уж талантлив, то во второй раз у него вряд ли получится что-то издать, мотивировать аудиторию голосовать за этот продукт рублем. На нашей краудплощадке один автор уже собирает средства на издание четвертой книги: он всего лишь за первые несколько дней кампании собрал четверть необходимой суммы – это очень хороший показатель. Вряд ли деньги перечисляют только родственники и друзья.

Другой вопрос, что в нашем обществе нет развитой культуры продаж. Например, в США или Западной Европе навязывание своего продукта не является чем-то необычным, неприличным. Там уже привыкли к тому, что если человек что-то умеет хорошо делать, то он будет это продавать. У нас считается, что, допустим, книги сами должны продаваться, а если человек пишет хорошо, то большими тиражами. Никто не задумывается, что за успехом любого бизнеса стоит лобовое проталкивание своих идей и интересов.

Более того, напечатанная книга должна попасть на книжные полки. Следовательно, надо активнее  общаться с книжными магазинами, чтобы они обратили внимание на издания, которые появляются при помощи крауфандинга. Еще лучше, чтобы магазины оставляли заказ на печать этих книг и на расширение тиража. В 2017 году мы много внимания уделили тому, чтобы усовершенствовать эти механизмы.

- И все-таки: как разнообразить палитру идей? Чтобы предлагали не только книги, одежду, общепит…

- Нужны время и естественные процессы в виде конкуренции. Допустим, пока рынок общепита не насыщен, супероригинальные идеи не будут появляться, потому что будет востребовано все, что ни возникнет на рынке. А как только конкуренция достигнет дискомфортного уровня, участники рынка будут пытаться ресегментироваться, создать нечто особенное для определенной группы.

Самое распространенное заблуждение – что можно просто «гореть» идеей и предлагать решение без понимания того, кому оно нужно. Большинство предпринимателей в мире, придумывающих идеи и выводящих их на рынок, сталкиваются с провалом, с тем, что рынок их не принимает.

Бизнес-ангел Стив Бланк еще в конце 90-х разработал методологию развития потребителей, согласно которой, прежде чем придумывать какое-то решение, продукт, следует понять, есть ли на рынке проблема. Найдя суперактуальную проблему, необходимо «нащупать» ее эффективное решение, которое устраивает по цене, качеству, другим критериям. И уже тогда можно создавать окончательный продукт.  

Если говорить об успехе, то, на мой взгляд, каких-либо секретов тут нет: просто все успешные люди, задумав какую-то идею, дошли до конца. Когда можно было махнуть рукой, они не сдавались. На пути к успеху важно не сворачивать и делать выводы. Если кампания завершается неудачно, автор получает сигнал, что в том виде, в котором проект предложен, рынку он неинтересен. Значит, нужно переосмыслить, доработать, попробовать еще раз. И еще раз. Мы разбалованы историями успеха, в которых все складывается в одночасье, когда человек и его идея оказываются в нужное время в нужном месте. Но это скорее исключение, чем правило. Большая часть бизнесов появляется после совершения невероятного количества ошибок. И в этом нет ничего страшного.

 

В ТЕМУ*

*Краудфандинг (англ. crowdfunding — «народное финансирование») — способ коллективного финансирования, основанный на добровольных взносах.

**Креативная экономика, или экономика знаний, — особый сектор экономики, основанный на интеллектуальной деятельности.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно