Вместе с тем все еще велико количество людей, которые не знают, что такое краудфандинг* и какие перспективы открываются благодаря умению пользоваться этим инструментом креативной экономики**.
В подтверждение вышесказанного директор по развитию первой краудфандинговой платформы в Беларуси Ulej.by Эдуард БАБАРИКО поделился данными социологического исследования, которое проводили в 2016 году в Беларуси:
- Лишь 2,5% опрошенных с точностью объяснили, что такое краудфандинг. Около 20% краем уха что-то о нем слышали, но точно не могут сказать, что это такое. Думаю, в 2017 году ситуация не изменилась принципиально, но, безусловно, количество людей, которые узнают о краудфандинге, растет.
- Поэтому, видимо, растет и количество проектов, которые удалось осуществить на Ulej.by, и суммы, которые на них было нужно собрать?
- В 2017 году мы удвоили все показатели: были успешно завершены и профинансированы 114 проектов, перечислено около 320 тыс. долларов, свыше 10 тыс. человек приняли участие в финансировании. Если в 2015 году мы радовались, что проекты привлекали 5 тыс. долларов, и считали это невероятным достижением, то в 2017 году уже гордились, когда проекты привлекали 25 тыс. долларов. И этот тренд сохраняется: мы уверены, что в Беларуси краудфандинг-проекты могут привлекать 50 и даже 100 тыс. долларов.
Книг больше
- Насколько я понимаю, больше всего проектов, которые собирают деньги на краудфандинг-платформе, связано с изданием литературы?
- Действительно, книг издается больше всего. Был удачный кейс по производству маек с принтом национальной символики. Интерес представляют различные социальные проекты, связанные с улучшением городской среды. Например, горожане объединились для того, чтобы из обычной лестницы по ул. Матусевича сделать арт-объект. Или поддержали проект художника, который на ул. Маркса воспроизвел картину «Женщина с фруктами» Хруцкого в графике.
Находят отклик театральные проекты: сейчас идет сбор денег на осуществление постановки «11 апреля», посвященной трагическому событию – взрыву в метро. Почти все билеты на премьеру проданы.
Уже можно говорить об успешности проекта по производству шелковых платков с оригинальными принтами по мотивам картин белорусской художницы Алены Киш. Проект за считаные дни собрал необходимую сумму – это успешный показатель. К слову, 1 платок стоит 173 рубля, а средний чек в проекте составляет 150 долларов. Это самый высокий чек в истории белорусского краудфандинга, потому что обычно в среднем на проекты перечисляют 20-25 долларов.
- А другие идеи?
- Беларусь – маленькая страна, и это накладывает свой отпечаток: идей по выведению на рынок каких-либо проектов действительно немного. У платформы Ulej.by есть амбиции и желание нащупать свой индивидуальный путь и предложить не только Беларуси, но и миру новые сервисы и крауд-механики. С другой стороны, мы стоим перед вызовом – необходимостью развивать краудфандинг здесь и сейчас. В этом конфликт. Например, из-за того, что в последнее время мы активно экспериментировали с бизнес-направлением и с краудфандингом как инструментом маркетинга, мы стали терять лояльную аудиторию – людей идейных, творческих, готовых просто поддержать тех, у кого есть инициатива. Для них вторично то, что они получат взамен, в отличие от бекеров – тех, кто захочет прийти на краудплощадку, чтобы предзаказать какой-то продукт и оплатить его производство.
В наступившем году мы поставили перед собой ряд задач по развитию краудфандинга. В частности, планируется проводить образовательные курсы, которые позволят людям генерировать и оттачивать свои идеи. Очень важно, чтобы авторы умели позиционировать свой продукт, проводить маркетинговые исследования, выявлять лояльную аудиторию и понимать, какие инструменты нужно использовать для продвижения своей крауд-кампании. Мы намерены также предоставлять услуги по сопровождению и продвижению проектов.
Без пиара никак
- Нет ли подмены понятий, когда говорят, что благодаря краудфандингу люди могут получить тот продукт, который они хотят? Ведь часто, когда автор заявляет о какой-то идее, прежде всего его поддерживают друзья, близкие, потом при помощи шумихи, пиара привлекаются люди со стороны. Не факт, что им нужны все эти книги…
- Без шумихи и пиара сегодня никак. Но все-таки самое главное, что дает краудфандинг, – это шанс, возможность сделать то, о чем человек мечтал. И если книга никому не нужна и автор не так уж талантлив, то во второй раз у него вряд ли получится что-то издать, мотивировать аудиторию голосовать за этот продукт рублем. На нашей краудплощадке один автор уже собирает средства на издание четвертой книги: он всего лишь за первые несколько дней кампании собрал четверть необходимой суммы – это очень хороший показатель. Вряд ли деньги перечисляют только родственники и друзья.
Другой вопрос, что в нашем обществе нет развитой культуры продаж. Например, в США или Западной Европе навязывание своего продукта не является чем-то необычным, неприличным. Там уже привыкли к тому, что если человек что-то умеет хорошо делать, то он будет это продавать. У нас считается, что, допустим, книги сами должны продаваться, а если человек пишет хорошо, то большими тиражами. Никто не задумывается, что за успехом любого бизнеса стоит лобовое проталкивание своих идей и интересов.
Более того, напечатанная книга должна попасть на книжные полки. Следовательно, надо активнее общаться с книжными магазинами, чтобы они обратили внимание на издания, которые появляются при помощи крауфандинга. Еще лучше, чтобы магазины оставляли заказ на печать этих книг и на расширение тиража. В 2017 году мы много внимания уделили тому, чтобы усовершенствовать эти механизмы.
- И все-таки: как разнообразить палитру идей? Чтобы предлагали не только книги, одежду, общепит…
- Нужны время и естественные процессы в виде конкуренции. Допустим, пока рынок общепита не насыщен, супероригинальные идеи не будут появляться, потому что будет востребовано все, что ни возникнет на рынке. А как только конкуренция достигнет дискомфортного уровня, участники рынка будут пытаться ресегментироваться, создать нечто особенное для определенной группы.
Самое распространенное заблуждение – что можно просто «гореть» идеей и предлагать решение без понимания того, кому оно нужно. Большинство предпринимателей в мире, придумывающих идеи и выводящих их на рынок, сталкиваются с провалом, с тем, что рынок их не принимает.
Бизнес-ангел Стив Бланк еще в конце 90-х разработал методологию развития потребителей, согласно которой, прежде чем придумывать какое-то решение, продукт, следует понять, есть ли на рынке проблема. Найдя суперактуальную проблему, необходимо «нащупать» ее эффективное решение, которое устраивает по цене, качеству, другим критериям. И уже тогда можно создавать окончательный продукт.
Если говорить об успехе, то, на мой взгляд, каких-либо секретов тут нет: просто все успешные люди, задумав какую-то идею, дошли до конца. Когда можно было махнуть рукой, они не сдавались. На пути к успеху важно не сворачивать и делать выводы. Если кампания завершается неудачно, автор получает сигнал, что в том виде, в котором проект предложен, рынку он неинтересен. Значит, нужно переосмыслить, доработать, попробовать еще раз. И еще раз. Мы разбалованы историями успеха, в которых все складывается в одночасье, когда человек и его идея оказываются в нужное время в нужном месте. Но это скорее исключение, чем правило. Большая часть бизнесов появляется после совершения невероятного количества ошибок. И в этом нет ничего страшного.
В ТЕМУ*
*Краудфандинг (англ. crowdfunding — «народное финансирование») — способ коллективного финансирования, основанный на добровольных взносах.
**Креативная экономика, или экономика знаний, — особый сектор экономики, основанный на интеллектуальной деятельности.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть