Мастер спорта, журналист на соревнованиях «Формулы 1», чемпион Беларуси по ралли, руководитель Белорусской автомобильной федерации, руководитель Центра контраварийной подготовки – автоистория этого человека прокачана, как мощный внедорожник.
Хотя на самом деле он любит спокойное вождение. «АиФ» беседует с Сергеем ОВЧИННИКОВЫМ: откуда могло пойти выражение «Машина – как вторая жена?» Какое главное правило безопасной езды?
- Права на вождение грузового автомобиля я получил еще в школе на УПК, а первая машина - отцовская «Волга» ГАЗ-21. Как-то перестраивался на ней, не посмотрел в «мертвую зону»… Ничего не произошло, просто посигналили мне, но я вдруг представил, как за мгновение мог потерять все, что любил. Мне было 18 лет, и я тогда усвоил важные принципы вождения.
Это были 80-е. Конечно, движение было менее активным, а водители более дисциплинированными. Тогда были талоны-предупреждения – одна дырка, две, а потом лишение прав. Ну и цена автомобиля… Если кто-то собирался купить авто, то семья несколько лет жила на одну зарплату, а вторую откладывали «на машину». Запчасти тогда было сложно достать.
- А автосервисы были?
- Если говорить про «Волгу», то у меня папа все хорошо делал руками. А я еще в школе научился перебирать двигатель. Конечно, были СТО, но попасть на них было трудно. Поэтому каждые выходные мужчины уходили в гараж. Моя личная первая машина - «жигули». Это было уже перестроечное время. Колесо стоило 20 долларов, и зарплата у меня была 20 долларов. В общем, при такой сложности в обслуживании и дороговизне желания погонять и побить машину как-то не возникало. Может, оттуда пошло выражение: «Машина – как вторая жена».
Хобби
- После школы я поступил в радиотехнический институт и сразу пошел в секцию автомобильного спорта в ДОСААФ. На первом курсе занимался и автоспортом, и карате, а потом понял, что не успеваю посещать по три тренировки в неделю, и выбрал автомобили. И вот интересное стечение обстоятельств – сейчас я преподаю специализацию «автомобильный спорт» в университете физкультуры на кафедре спортивно-боевых единоборств и спецподготовки. Вот как жизнь повернулась.
- Расскажите про автоспорт.
- Я сначала занимался автомногоборьем. Фигурное вождение, плаванье, стрельба, экономичное вождение - довольно интересный вид спорта. Но тогда это было хобби, а работал я после института наладчиком электронного оборудования – целых 14 лет. А потом был ряд определяющих событий.
Например, один случай. За рулем «запорожца» был коллега, который недавно получил права. Машину занесло. В итоге нас развернуло и понесло на «встречку», а там как раз ехал ЗИЛ. Мы чудом разминулись... И потом я вспоминал свои ощущения. Это был не страх… было просто обидно. Я ведь уже и в горных гонках участвовал, а мог погибнуть на широкой пустой дороге... И тренер сказал бы, вспоминая обо мне: «Как нелепо». Это все заставило сильно задуматься. Я тогда увидел, что водители не умеют справляться с автомобилем, не знают о нем ничего.
Позже я попал в центр контраварийной подготовки Эрнеста Цыганкова и понял, чем на самом деле хочу заниматься в жизни. Мы с друзьями открыли в Минске школу обучения вождению в экстремальных ситуациях. Так хобби стало профессией.
- Сколько курсантов вы подготовили?
- Думаю, несколько тысяч. Многие стали чемпионами Беларуси, тренерами. И лучший гонщик Беларуси Сергей Вязович, руководитель команды «МАЗ-СПОРТавто», – мой выпускник.
Проверьте подвеску
- Чем раньше начать, тем проще дается вождение. Если спрашивают, когда сдавать на права, я отвечаю: «Как только появится возможность». Лучше научиться и не ездить, а потом вспомнить, чем в зрелом возрасте начинать. А дальше все зависит от усердия. Но если человек хочет ездить, он всегда будет ездить.
Еще одно правило – чтобы ездить, надо ездить. Чем чаще вы сидите за рулем, тем больше привыкаете к автомобилю. Еще важно, чтобы человек получал удовольствие от вождения.
- А бывает аварийный характер?
- Мы ездим так же, как живем. Агрессивный водитель провоцирует создание аварийной ситуации. Для этих людей хороший вариант выхода адреналина – автоспорт. Покажите свое мастерство на трассе! У нас построен замечательный центр в Стайках! А простым водителям в городе гонщики ничего не доказывают.
- Какую самую высокую скорость вы развивали?
- 315 км в час. Это было на полигоне для испытаний. «Феррари 458». Скорость я видел на спидометре, но не чувствовал. Она где-то за гранью, рефлексов уже нет. Запомнил только, что сидел, вцепившись в руль. Ты не управляешь процессом, не понимаешь машину. А при вождении автомобиля надо ехать чуть медленнее, чем ты можешь ехать, – это правило безопасной езды. Так что мне не понравилось.
- А если жизнь представить как дорогу…
- У меня есть дача в двух часах езды. Если за рулем приятель, то он старается поскорее проскочить, ему жаль тратить эти два часа на дорогу. А я считаю, что важна не только цель, но и путь. Я проезжаю через деревню и смотрю, что уже аисты прилетели, скоро яблони зацветут. Надо ощущать каждый момент жизни.
- Дайте какие-то актуальные советы нашим читателям.
- После зимы я рекомендую сезонный техосмотр – раз уж приехали менять шины, посмотрите заодно подвеску. Хорошо бы смыть агрессивную дорожную соль с днища автомобиля. Что касается вождения - уже появились велосипедисты, скутеристы и мотоциклисты. Им разрешено на пешеходных переходах не спешиваться, и часто они влетают на дорогу. Всегда крутите головой – вдруг на тротуаре кто-то подъезжает к переходу?
А мотоциклисты часто едут быстрее, чем можно, и габариты их таковы, что водитель их видит слишком поздно. Поэтому всегда надо смотреть перед маневром – нет ли мотоциклиста. Если видите, что сзади догоняет, – не шарахайтесь. Продолжайте ехать, как ехали.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть