О водительском таланте, «каскадерах» и дорожной философии говорим с уникальным белорусским инструктором, легендарной «АвтоМашей» Марией ВАШКЕВИЧ.
- Мой водительский стаж - 24 года, права у меня с 18 лет. Но фактически вожу с 13. С детства у меня были очень тесные отношения с отцом, который и учил водить - в деревне, по сельским, проселочным дорогам, с буквой «У» тогда по закону было можно кататься даже детям. Это было очень хорошее совместное времяпрепровождение.
А как только мне исполнилось 18, я, конечно, сразу пошла сдавать на права.
- А инструктора своего помните?
- Конечно. Это был человек, который приходил поездить на учебной машине по своим инструкторским делам. Повторю - в то время курсанты все умели водить, обучение было фактически «для галочки».
- За 24 года произошла какая-то эволюция инструкторов?
- Судя по отзывам моих курсанток, эволюции особой нет. По-прежнему это зачастую те же люди, что оканчивают всего лишь двухнедельные курсы. Ни о какой педагогике часто речь не идет. Методика прежняя - конец 70-х прошлого столетия. Безусловно, есть хорошие инструкторы, которые сами чему-то учатся, сами много знают вне установленной программы.
ВОДИТ, КАК ЖИВЕТ
- Плохой инструктор может перечеркнуть желание водить?
- Плохой инструктор может не только желание водить перечеркнуть, но и нанести психологические травмы.
- Чему чаще всего приходится переучивать после таких?
- Прежде всего надо возвращать людям веру в себя и понимание, что они никому не мешают на дороге. Идеал «немешания» - это когда человека вообще нет. А если человек появился, то он уже с кем-то взаимодействует и кому-то мешает. Я перевожу «немешание» в плоскость уважения. Все должны относиться друг к другу с уважением. И прежде всего опытные водители должны уважать на дороге новичков.
- Уроки вождения становятся уроками философии?
- Здесь и правда много философских пересечений. Что значит - «я всем мешаю»? Они же вам тоже мешают! И еще это про то, что надо смотреть не на препятствие, а туда, куда хочется попасть. И тогда препятствия остаются в поле зрения, но уже понятно, куда двигаться. И это зачастую пересекается с глобальными вопросами - например, как жить.
Кому права нужнее?
- Бывают необучаемые водители?
- Не бывает необучаемых водителей. У нас очень строгий отбор по медицинским показателям. Очень часто у нас отказывают в правах тем, кому вождение гораздо нужнее, чем, например, здоровым людям. Мы можем спуститься в метро и поехать, а пожилым, или людям с ростом ниже 150 см, или людям с инвалидностью - им реально намного труднее. И вот им как раз важнее передвигаться на автомобиле.
- А водительский талант существует?
- Что значит «водительский талант»? Бывает талант к гонкам, где действительно надо показать себя лучше, чем другие. А как измерить простой водительский талант? Мне кажется, критерий один - безаварийность. Если водитель весь из себя гонщик, но он врезается на МКАДе и из-за него страдают примерные «тихоходы» - разве он хороший водитель?
- А какой водитель - хороший?
- Почему-то считается, что это условно молодой, здоровый человек с хорошими рефлексами, который быстро на всё реагирует. Но на самом деле это характеристики хорошего каскадера. Хороший водитель - это тот, к кому вы спокойно посадите своего ребенка. Аккуратный, осторожный и соблюдающий правила.
- А есть те, кому не посоветуете садиться за руль?
- Да, я многим не посоветую водить. В первую очередь тем, кто считает, что все вокруг должны припасть на колено перед их водительским талантом, уступить им дорогу. Никто не имеет права находиться на дороге рядом с такими, никто не имеет права их обогнать. Это люди, которые присвоили себе все права этого мира.
- Кстати, о правах. У вас только категория «В»?
- Сейчас у меня все категории, включая автобус и прицепы.
- А автомобиль для вас - это…
- Степень свободы, дополнительные возможности и понимание, что я сама отвечаю за свою жизнь.
- Трудно быть девушкой-инструктором? Не устали?
- Нет, не трудно. Многие считают, что это бонус, ведь если человек занят в непривычной для данного гендера профессии, то он больше понимает, через большее прошел. И я получаю столько благодарности, столько восторга от людей, которые боялись водить. Как можно от этого отказаться?
- Тогда посоветуйте что-нибудь сезонное нашим читателям-водителям.
- В действительности нет никаких сезонных советов, связанных со снегами или дождями. Нет никакого зимнего вождения. Вождение всегда одинаковое. Надо просто ездить - аккуратно, осторожно.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть