700

Ещё не водитель? Почему навыки управления машиной важно постоянно развивать

"Аргументы и факты" в Беларуси № 20. Лучше "ласточка" в руке... 16/05/2023

Почему некоторые водители даже с правами так и не могут ездить на автомобиле? В чем вина инструктора автошколы? И как побороть свои страхи на дороге?

Об этом корреспондент «АиФ» после нескольких тренировок поговорил с автоинструктором, автором уникальной методики по обучению и совершенствованию мастерства вождения автомобилем, преподавателем Республиканского института профессионального образования (РИПО) Юрием КРАСНОВЫМ и инструктором курсов autokursy-krasnov.by Виталием ЖУКОВСКИМ.

«АиФ»: - Юрий, на ваши курсы приходят те, кто собирается учиться в автошколе, те, кто уже учится и готовится к экзамену в ГАИ, и люди, которые уже получили права. Почему водители с правами приходят на дополнительные занятия?

Ю. К.: - Курсанты автошкол понимают, что им не хватает времени и навыков вождения перед сдачей экзамена в ГАИ. С такими людьми мы занимаемся на любом этапе обучения в автошколе.

Юрий Краснов.
Юрий Краснов. Фото: АиФ

Приходят и те, у кого уже есть права, но по каким-то причинам они долго не ездили, а сейчас решили вернуть навык вождения. Например, если на работе выдают служебный автомобиль.

Есть водители, которые приходят на курс контраварийного вождения, где включены элементы программы, которую я разрабатывал для подготовки водителей-милиционеров. Попадая в аварийные ситуации, водители зачастую перебарщивают с воздействием на автомобиль. На курсе мы работаем над уровнем мастерства вождения, совершенствуем маневрирование на скорости, выполняем упражнения на взаимодействие с другими участниками движения, на формирование рефлекторных движений при нетипичных ситуациях в разных погодных условиях.

Но есть и те, кто приходит сразу после того, как получили права, и просят научить ездить, говорят, что бояться выезжать в город, двигаться в потоке.

- Как же получается, что водителя не научили ездить в автошколе?

- К сожалению, в некоторых автошколах нет возможности подготовить водителя на должном уровне. Все любят ругать инструкторов, но они делают все, что могут в данных условиях. У нас, во-первых, иногда не развита инфраструктура, банально нет хорошо оборудованных автодромов. Чаще всего это небольшая площадка, на которой учатся маневрировать, ездить задним и передним ходом, парковаться на минимальной скорости.

Но водитель должен уметь разгоняться и снижать скорость, одновременно переключая коробку передач, маневрировать по различным траекториям. В городе, когда нужно следить за обстановкой, смотреть на светофор, трудно сконцентрироваться и отработать эти навыки.

Во-вторых, инструктору нужно обучить курсанта за короткий промежуток времени. Ведь когда мы приходим в спортивную школу, сначала «ставится» рука, чтобы, например, правильно держать ракетку, потом учат подбрасывать мяч, подавать его. Должна быть четкая система подготовительных занятий с постепенным усложнением. В автошколе нет возможности отрабатывать навык до автоматизма. Курсант выезжает в реальные условия без навыков управления автомобилем. Его уже учат читать дорожные знаки, а он еще толком не умеет работать со сцеплением.

- Нет ли противоречий между обучением вашим и в автошколе?

- Некоторые инструкторы представляют частные приемы как общую систему или говорят делать то, что велят, без объяснений. Мы же стараемся не делать акцент на том, как, например, правильно держать руль. Да, есть положение, при котором человек максимально готов к реагированию. Но на самом деле вопрос лишь в том, насколько у тебя сформирован уровень мастерства.

- Виталий, какими страхами делятся с вами курсанты?

В. Ж.: - К нам приходят заниматься в основном женщины, они более впечатлительны. Но в основном все страхи основаны на том, что у человека нет элементарных навыков управления автомобилем. У мужчин по природе лучше развита способность к подражанию, они проще усваивают некоторые приемы. Девушкам важно все четко объяснить и потом это отработать. Как только навыки управления автомобилем сформированы – страхи улетучиваются.

Виталий Жуковский
Виталий Жуковский Фото: АиФ

Бывают, конечно, люди с более глубинными фобиями и страхами, преодолеть которые поможет уже специалист, психолог или психотерапевт. А иногда вождение для человека – необходимость, которая его тяготит, тогда лучше не тратить время, ведь рано или поздно человек бросит вождение.

- Юрий, какие ошибки, на ваш взгляд, допускают инструкторы во время обучения курсантов?

Ю. К.: - Во время преподавания в РИПО на курсах повышения квалификации инструкторов автошкол и преподавателей я постоянно обсуждаю эти вопросы. Например, инструкторы не учат курсанта крутить на тренажере руль. У человека банально нет навыков вращения рулевого колеса до занятий на автодроме.

Фото: АиФ

Курсанты не умеют работать с педалями газа и сцепления, потому что не понимают, как устроена трансмиссия. Им нужно рассказать это в очень упрощенной форме.

Но самое главное – изначально во всем мире система подготовки водителей в автошколе основывалась на том, что человек уже умеет управлять машиной.

- Где же можно получить эти навыки до автошколы?

- В ПДД до 2005 года была глава «Учебная езда», которая позволяла обучать вождению в индивидуальном порядке. Например, папа мог обучать своего сына езде и отработать самые простые навыки управления автомобилем. И автошкола была вторым этапом обучения вождению. Сейчас папа, который на большой стоянке учит сына водить, может получить за это штраф. Но ведь не всегда есть доступ к автодрому.

В Европе, например, после того как курсант прослушал теорию и сдал по ней экзамен, он может обучаться езде и с инструктором, и с другим более опытным водителем на любом автомобиле. Недавно у нас занималась девушка из Литвы. Ей пришлось брать дополнительные занятия, так как практически все курсанты в ее автошколе пришли на обучение уже с опытом, а ей нужно было их догонять.

Будущему водителю стоит искать возможность научиться управлять автомобилем еще до автошколы, взять несколько дополнительных занятий у инструктора. Важно тренировать насмотренность, если вы ездите с другим водителем. Обращайте внимание, как он переключает коробку передач, как крутит руль, реагирует на дорожные ситуации.

- Виталий, какие ошибки чаще всего допускают новички на дороге?

В. Ж.: - Чаще всего ошибки связаны с тем, что у человека не выработан алгоритм действий в различных ситуациях. Новички не умеют подъезжать к месту маневра на безопасной скорости, чтобы успеть оценить обстановку, не успевают вывернуть руль и врезаются в столб или бордюр.

Так как у женщин ярче выражено взаимное торможение центральной нервной системы, у них хуже развита способность к одновременным движениям. Поэтому в стрессовых ситуациях они могут бросать руль, путать педали тормоза и газа. Но специальные упражнения развивают и эти навыки.

Нередко новички не умеют парковаться задним ходом. В автошколе используют тактику обучения по точкам. Но если курсанту поменять машину, он уже не заедет в гараж. Из-за страхов перед парковкой или разворотом в узком месте люди потом боятся ездить за рулем.

Неопытные водители просят научить их чувствовать габариты. Но на самом деле у человека нужно сформировать умение во время движения понимать динамику изменения траектории автомобиля.

Фото: АиФ

- Помогает ли новичку знак «70» на заднем стекле?

Ю.К.: - В мой автомобиль когда-то давно врезался на большой скорости пьяный водитель, после этого некоторое время я чувствовал себя некомфортно, если сзади близко подъезжала машина. Я наклеил сзади знак «70» и стал увереннее. Машины объезжали и заранее перестраивались.

Как правило, водители с пониманием относятся к новичкам: пропустят, оставят больше места для маневра. Но если стаж вождения больше 2 лет, знак «70» уже не вешают, при этом опыта езды может не быть. В таком случае может помочь российский знак «Неопытный водитель».

Фото: Public domain

- Есть ли сложности во взаимодействии новичков и пешеходов?

- Наши пешеходы не приучены останавливаться перед пешеходным переходом, они резко выходят на переход, рассчитывая, что водитель успеет затормозить. Нужно убедиться, что водитель вас увидел и затормозил. Часто мы воспринимаем людей через призму собственного сознания, но мы не можем знать причины поведения человека, почему он медленно идет по переходу или почему не успел затормозить. У людей с низким уровнем эмпатии слишком много претензий к окружающим.

- Как вы относитесь к тому, что велосипедистам разрешили не спешиваться перед пешеходным переходом?

- Главная проблема не в велосипедистах, водителях или пешеходах, а в транспортной инфраструктуре. Если все организовать правильно, то никто никому не будет мешать. Велосипед – это тоже транспортное средство, на котором должно быть комфортно передвигаться без постоянных остановок. Другое дело, что велосипедист, подъезжая к переходу, должен снизить скорость и дать водителю возможность себя увидеть.

Специальной подготовки велосипедистов у нас нет, но рассказывать о безопасной езде можно уже в детском саду, в школе, для этого можно разработать программу, приглашать на уроки инструкторов, отрабатывать с ними навык перехода через дорогу. Об этом важно рассказывать и через социальные сети.

КСТАТИ

Упражнения для наработки навыков безопасного вождения от Юрия Краснова.

Упражнение подойдет и тем, кто длительный период не выезжал на машине. Например, в зимний период.

Это упражнение нужно делать на закрытой площадке за рулем автомобиля. Водитель начинает движение машины, выжимает сцепление, работает педалями газа и тормоза, одновременно руками выполняя упражнение типа «ножницы». Это очень трудно, но возможно. Упражнение формирует навык одновременной работы рук и ног, который важен, например, на перекрестке или парковке, когда водителю нужно одновременно выкручивать руль и жать на педали.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно