475

С проблесковыми маячками. Кто виноват в авариях с участием спецтранспорта

"Аргументы и факты" в Беларуси № 38. Расставим точки над Е 19/09/2023
Упражнение на отработку реакции на нестандартную ситуацию на дороге.
Упражнение на отработку реакции на нестандартную ситуацию на дороге. АиФ

В июле в Могилеве случилось ДТП с участие скорой помощи. По сообщению УВД Могилевского облисполкома, водитель скорой выехал на перекресток на запрещающий сигнал светофора, в результате чего произошло столкновение с ГАЗелью.

Три человека из бригады медиков были доставлены в больницу для осмотра. Предварительно, скорая со включенными маячками спешила на вызов, однако звуковой сигнал не был включен.

«АиФ» обсудил тему с Юрием КРАСНОВЫМ, преподавателем Республиканского института профессионального образования (РИПО), автоинструктором, автором уникальной методики по обучению и совершенствованию мастерства вождения автомобилем и инструктором курсов autokursy-krasnov.by Виталием ЖУКОВСКИМ.

Юрий Краснов.
Юрий Краснов. Фото: АиФ

Право нарушать

«В соответствии с ПДД Беларуси, водители транспортных средств оперативного назначения с включенными маячками синего или синего и красного цветов могут отступать от требований светофоров, дорожных знаков и дорожной разметки при условии обеспечения безопасности дорожного движения, - комментирует Юрий Краснов. - В могилевском ДТП водитель скорой помощи, пересекая перекресток, ехал вплотную к троллейбусу, двигающемуся справа. Водитель ГАЗели не заметил из-за троллейбуса скорую помощь тем более, что звуковой сигнал не был включен. Если бы водитель скорой двигался ближе к середине перекрестка, открывая водителям справа больший обзор, у них был запас расстояния и времени для реакции.

Также при пересечении перекрестка нужно притормаживать перед каждой полосой. Да, потеряется несколько секунд драгоценного времени, но это лучше, чем вообще не приехать на вызов.

В случае ДТП с участием спецтранспорта, если доказано, что другой автомобилист ничего не нарушал и не смог вовремя увидеть или услышать спецтранспорт, чтобы ему уступить, признают виновным скорее всего именно водителя транспортного средства оперативного назначения.

При наделении особыми правами должна быть и особая подготовка. Однако не все водители ее проходят. Тактика поведения водителя спецтранспорта - машины скорой помощи, пожарной, милицейской - должна быть такова, чтобы другие водители его заметили и смогли вовремя среагировать».

Виталий Жуковский.
Виталий Жуковский. Фото: АиФ

Непривычная ситуация

«Конечно, имеет значение подготовка всех водителей, но водителей спецтранспорта меньше, значит их готовить проще, - продолжает Виталий Жуковский. - Не достаточно знать ПДД и применять знания во время движения. Также нужно тренировать переключаемость внимания и развивать периферическое зрение, которое помогает ухватывать информацию, не замеченную центральным.

Большинство водителей попадают в ДТП из-за не натренированности внимания. Аварии могут происходить из-за нескольких опасных ситуаций, которые возникают одна за другой. Например, ДТП на перекрестке с круговым движением, где нужно следить за несколькими объектами одновременно, происходят ежедневно.

Аварии с участием спецтранспорта чаще всего случаются на перекрестках, когда машина с мигалками на запрещенный сигнал светофора поворачивает или едет по перпендикулярной траектории. Обычный водитель, конечно, может растеряться в непривычной ситуации. Да и попадает он в нее крайне редко, поэтому важен уровень подготовки именно водителя транспорта оперативного назначения».

Упражнение Восьмерка моделирования перекрестного движения.
Упражнение Восьмерка моделирования перекрестного движения. Фото: АиФ

Предвидеть опасность

«На базе спортивно-технического центра ДОСААФ мы проводим занятия, где моделируем различные ситуации, чтобы водитель спецтранспорта усвоил такую тактику поведения на дороге, при которой другие автомобилисты смогли его вовремя заметить и уступить, - объясняет Юрий Краснов. - Программа курса была разработана мной еще в 2013 году, когда я был сотрудником центра повышения квалификации Департамента охраны, сейчас это объединенный центр МВД.

Один блок упражнений направлен на отработку навыков взаимодействия водителей друг с другом, второй – на тренировку реакции на опасную ситуацию, которую невозможно было заранее распознать. Но гораздо важнее научится ее предугадывать. Главное - подъезжать к месту потенциальной опасности с такой скоростью, чтобы успеть среагировать или вообще не попасть в нее.

На занятия мы приглашаем и обычных водителей. Польза для них в том, чтобы учиться видеть и понимать дорожную обстановку, взаимодействовать.

Самый сложный маневр на дороге – перестроение, потому что его нужно выполнять во время движения. Нужно уметь регулировать скорость движения, чтобы тебя не догоняла машина, перед которой ты перестраиваешься, и ты не догонял машину, за которой ты едешь.

Упражнение на отработку реакции на выбегающего пешехода.
Упражнение на отработку реакции на выбегающего пешехода. Фото: АиФ

Уступить спецтранспорту

Культура взаимопомощи на дороге у наших водителей еще формируется, ее нужно развивать в том числе и тренировками.

Каждая ситуация на дороге уникальна и общего совета не дашь. Но, например, если машина с мигалками догоняет вас в вашей полосе, надо включить сигнал поворота, чаще всего правого, дать понять, что вы заметили спецтранспорт и собираетесь уступать. Наблюдайте за обстановкой, когда появляется возможность – перестраивайтесь в другую полосу, смещайтесь на обочину.

Иногда нужно просто замедлиться, и спецтранспорт сможет вас объехать по другой полосе.

Также важно думать о том, как помочь другому водителю уступить спецтранспорту, притормозить, сместиться в полосе.

Инструктаж перед занятиями водителей Минского городского управления Департамента охраны МВД РБ.
Инструктаж перед занятиями водителей Минского городского управления Департамента охраны МВД РБ. Фото: АиФ

Тренировка водителя

Уже 3 года в Стайках под Минском действует Республиканский спортивно-технический комплекс ДОСААФ, где проходят мероприятия, посвященные автоспорту, а также организованы обучающие программы для различного транспорта, в том числе спецтранспорта, большегрузов и т.д.

Директор комплекса Сергей Лапицкий рассказал, что здесь созданы уникальные для Беларуси условия для формирования правильных навыков вождения и их совершенствования. В центре созданы пять трас с различным покрытием для автоспорта (картинга, грунтовый трек для мотокроса и эндуро и т.д.,) а также трассы для тренировок и соревнований в разное время года.

Упражнения в городе не дают в полной мере отточить умение водить автомобиль в различных ситуациях. Благодаря материально-техническому оснащению комплекса можно моделировать ситуации, в том числе экстремальные. Например, резкая смена дорожного покрытия, когда водитель двигается на большой скорости, выбегающий на дорогу пешеход, вывод автомобиля из заноса и т.д. «Главное, - продолжает Сергей Лапицкий, - что высококвалифицированный персонал понимает, как правильно формировать навыки вождения у других людей, знает психологию водителя на дороге и как его готовить к различным ситуациям. У некоторых преподавателей, как Юрий Краснов, разработана уникальная методика для водителей с различным уровнем подготовки».

Детский автоспорт

На базе комплекса для детей от 5 лет действует школа картинга, мотокросса. Для детей с 12 лет работает Академия детского автоспорта, где ребята учатся управлять гоночным автомобилем.

Все занятия проходят под руководством опытных тренеров, которые следят за безопасностью учеников. Сама техника, на которой проходят занятия, предназначена не для гонок, а для обучения и предусматривает высокий уровень безопасности. Элементы риска наступают на этапе спорта высоких достижений.

Благодаря автоспорту у детей формируются в первую очередь навыки общения, умения просчитывать действия наперед, повышается выносливость, концентрация, скорость реакции. Дети получают знания о техническом устройстве автомобиля, а также по физике, геометрии.

У детей уже закладываются навыки вождения, грамотного и безопасного.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно