10102

Помнить прошлое. Чтобы избежать всемирной катастрофы

№ 12 от 17 марта 2015 года 17/03/2015

 

В 2014 году Беларусь и все европейские страны отметили знаковые даты: 100 лет со дня начала Первой мировой войны и 25 лет с момента падения Берлинской стены и окончания Холодной войны. В 2015-м грядет юбилей Великой победы - 70 лет со дня победного окончания Великой Отечественной и Второй мировой войн.

Живых свидетелей тех событий остается с каждым годом все меньше, и тем важнее становится следующим поколениям помнить все те причины, которые привели к катастрофе, не забывать уроков истории, чтобы не повторять роковых ошибок.

В свете последних событий в Украине, которые снова привели к напряженности и даже откровенной враждебности между странами, официальными лицами и обычными людьми, проблема извлечения уроков из прошлого снова становится актуальной. Важность исторической памяти народов неоспорима - без нее невозможно полноценное движение вперед.

Фазы памяти

По мнению профессора литературных и культурных исследований Университета Констанца (Германия) Алейды АССМАНН, существуют четыре модели, или фазы памяти, через которые проходят страны и народы, переживающие последствия масштабных катастрофических событий, кровопролитных войн. Первая фаза - «взаимное забвение», когда враждующие стороны стремятся забыть и полностью амнистировать прошлое. Вторая фаза - «помнить, чтобы никогда не забывать». «Сегодня немцы должны думать о 8 мая - дне капитуляции нацистской Германии - не как о поражении в войне, а как об освобождении», - убеждена Алейда Ассманн. Очень важны третья и четвертая фазы - «помнить, чтобы преодолеть», а также «помнить, чтобы отпустить и забыть». «Воспоминания - это средство трансформации общества, выстраивания нового начала, основа для будущего», - говорит профессор.

На повестке дня

Например, военная история в Нидерландах была полна неоднозначных событий, отношение к которым со временем постепенно трансформировалось. Профессор, исследователь Холокоста и геноцида Университета Амстердама Йоханнес Ховинк Тен КАТЕ отмечает, что голландское общество прошло долгий и сложный путь от чувства гордости через период «амнезии» к чувству вины и ответственности за военные преступления, совершенные во время Второй мировой войны. «Всегда сложно осуждать собственные деяния, однако легко указывать пальцем на преступления других», - подчеркнул голландский ученый.

Итоги и последствия Второй мировой войны остаются на повестке дня в европейском обществе даже спустя 70 лет. Так и должно быть, уверен профессор, декан факультета искусств и гуманитарных наук Университета Линнея (Швеция) Петер АРОНСОН. Значение музеев, посвященных войне, трудно переоценить - это и укрепление устоев общества, и усиление взаимосвязей, и передача исторического опыта сквозь поколения. Ученый приводит в пример Германию, которая не позволяет результатам войны забываться до сих пор, что дает всей нации возможность двигаться дальше, развиваться, помня уроки прошлого.

Процесс беcконечен

И тем не менее усиление националистических движений и партий в некоторых европейских странах свидетельствует о том, что усилий в этом направлении прилагается недостаточно. Все, что происходит сейчас на востоке Украины, реакция политических деятелей на эти события, а также каждая победа на выборах ультраправых или националистических движений и партий в странах ЕС, возвращают нас к тревожащей риторике 1930-х годов, которая, как известно, привела к катастрофическим событиям для всего мира. «Нас снова пытаются настроить друг против друга. Очень важно научиться избегать противостояния, - говорит генеральный консул, профессор, кавалер первого класса Ордена Даннеборг (Дания) Хенрик БЕККЕР-КРИСТЕНСЕН. - Причем это постоянно продолжающийся процесс - он никогда не завершится. Нельзя в какой-то момент сказать: все, мы все трудности преодолели, и расслабиться. Нужно каждый день работать над этим. Нам, нашим детям, следующим поколениям. Нельзя останавливаться».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно