Нежелание видеть себя такими, какие мы есть, психологически понять можно. Когда человек из десятилетия в десятилетие живёт в бедности, когда его социальный быт не обустроен, а будущее непредсказуемо… так хочется хоть чем-то порадовать себя. Славянские рецепты самоуспокоения известны: хряпнуть стакан водки и хотя бы на время забыться… Или громко (лучше на весь мир) заявить о том, какой мы великий народ, какая мы могучая держава и какой мы можем преподать другим странам и народам урок.
Эх, хорошо!
На протяжении всей своей истории Россия чем-то бахвалилась. Своими завоеваниями, своей территорией, верой, своей щедростью в отношении «братушек». Когда нечем было хвастать, мы похвалялись богатырской удалью, умением поразить «одним ударом семерых». СССР хвастался количеством штыков и солдатских головушек. Хвастался выплавкой чугуна и стали, великими стройками коммунизма, тем, что вот-вот догоним Америку и поставим под свои знамёна народы Азии, Африки, Латинской Америки. А если и не поставим, то всё равно покажем всем кузькину мать и всех заткнём за пояс. Наши правители не могли похвастать лишь одним - что нашему человеку живётся хорошо и свободно.
Мы так привыкли к своему мнимому величию и к своей мнимой непорочности, что даже злодеев, губителей собственного народа, превративших страну в огромный концентрационный лагерь по имени ГУЛАГ и в зону постоянного страха, до сих пор выгораживаем и даже записываем в герои.
Причин для показного бахвальства много. Но главная причина, конечно, в вековой задавленности и нищете народа. Наш человек, чтобы не сойти с ума, просто вынужден был искать успокоение в сказке, в вере, в чудесах, в добром государе, в государстве-благодетеле, в великой миссии.
Но имеется и ещё одна причина, о которой как-то не принято говорить. И причина эта в том, что и сами правители на протяжении веков рассматривали народ как постамент для собственного величия. Они завоёвывали новые земли, вели губительные для народа войны, заключали невыгодные для страны союзы и договоры, тормозили реформы, развязывали революции, тратили гигантские средства на армию. И всё это не потому, что это было нужно народу, стране, а потому что это позволяло им вписать своё имя в историю, укрепить собственную власть и в сиянии славы восседать на мировых конгрессах рядом с другими иконами тогдашней истории.
Большевизм
Судить историю не имеет смысла. Она такая, какая есть. У истории прошлых веков свои ценности, свои движущие силы, свои критерии добра и зла. Эти «движущие силы истории» (если пользоваться терминологией Ф. Энгельса) порождали чингисханов и александров македонских, вдохновляли крестовые походы и колониальные войны. Иногда они же позволяли творить подвиги и чудеса. Как, например, строительство на гнилых болотах великого города по имени Санкт-Петербург. На вершинах исторических пирамид редко оказывались мыслители и гуманисты. Зато почти всегда - кровавые полководцы, коварные политики, диктаторы, фюреры, дуче, которые уже при жизни норовили объявить себя великими кормчими и любимыми вождями.
При всей разности масштабов и характеров у всех этих вождей есть нечто общее. В. И. Ленин дал этому общему очень точное название - «большевизм». Большевизм - это когда цель оправдывает средства. Когда во имя идеи нивелируется человек и уничтожается его свобода. Когда ради политического проекта изнуряется народ и разоряется страна. И наконец, большевизм - это всегда большая ложь.
Венец правды
Сегодня на самых официальных форумах от экономистов, социологов и даже из уст господ министров можно услышать весьма негативные оценки состояния страны. В Интернете, на страницах газет эти оценки порой обретают весьма язвительную форму. Известную песню советских времён «На просторах Родины чудесной...» в кругах рассерженных горожан сегодня предлагается начинать так: «На руинах Родины чудесной…»
Примечательно вот что. Если раньше автора таких песенных интерпретаций немедленно записали бы в диссиденты и, как нового Чаадаева, объявили сумасшедшим, то сегодня язвительных экспертов и поэтов внимательнейшим образом слушают и принимают в самых элитарных кругах. Среди министров в последнее время даже возникло некое соревнование: кто громче скажет правду-матку. По сути дела, в стране идёт жёсткий спор: встали ли мы с колен? движемся вперёд или назад? стоим враскорячку между большевистским прошлым и непонятно каким будущим?..
Спор этот очень неприятен для правящей элиты. Ведь по ходу дискуссии неизбежно возникает вопрос: а в какие же зеркала она глядела до сих пор? Но ситуация такова, что без трезвой оценки плюсов и минусов прошедшего 20-летия можно попасть в ловушку глобального отставания. Вот элита и старается. Сеансы «разоблачения» (как у Булгакова в «Мастере и Маргарите») следуют один за другим. Вопросов много. Что реально создано за 20 лет? Что пририсовано? Сколько украдено? Где дороги? Где процветающие города? Где обещанный средний класс? И, наконец, почему в результате бурного обогащения чиновничества мы оказались на 120-м месте по условиям ведения бизнеса?
* * *
В Новом Завете упоминаются пять испытательных венцов, которые примеривают к себе подвижники веры. Из них самый мучительный - «венец правды». В библейских текстах его называют терновым венцом. Именно этот венец принял на себя Христос. Сможет ли власть пройти ещё и испытание правдой? Или, испугавшись «венца правды», снова начнёт петь «На просторах Родины чудесной»…
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть