3 июня ушел из жизни народный артист СССР, композитор, педагог и общественный деятель Евгений Дога. Ему было 88 лет.
Дога – автор многочисленных музыкальных произведений. Самым известным из них стал знаменитый вальс из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» (1978 г.), который был признан ЮНЕСКО одним из четырех музыкальных шедевров XX века. Эта прекрасная мелодия очаровывала зрителей и слушателей по всему миру, исполняясь на лучших концертных площадках планеты. Произведение также звучало на церемониях открытия и закрытия двух Олимпиад – в 1980 г. в Москве и в 2014 г. в Сочи.
Несмотря на то что красивую инструментальную музыку Евгения Доги можно слышать во многих советских кинофильмах («Анна Павлова», «Восьмое чудо света», «Мария, Мирабелла», «Зелёная волна», «Портрет жены художника», «Одиноким предоставляется общежитие» и др.), самым главным «хитом», «визитной карточкой» и «нетленкой» композитора стал именно знаменитый вальс.
Судьбоносный союз
Эта мелодия вряд ли появилась бы на свет без режиссера Эмиля Лотяну. Судьбоносное знакомство произошло в конце 1950-х. Первой совместной работой режиссера и композитора стала картина «Лаутары» (1972 г.), где Дога впервые работал с молдавским фольклором.
А когда пришло время работы над картиной «Мой ласковый и нежный зверь», Лотяну и Дога сразу же оговаривали, что должно звучать в каждом эпизоде: режиссер был одним из немногих, кто снимал под фонограмму. В основном его коллеги по творческому цеху вставляют мелодии в готовый видеоряд…

Правда, с момента общения прошло много времени, и Евгений Дмитриевич начал работать над каким-то другим саундтреком. Поэтому, когда Лотяну в разгар съемок потребовал обещанный вальс, оказалось, что музыка не готова. А ведь до съёмок сцены свадьбы оставалось всего ничего.
Режиссер был очень зол, поэтому композитору ничего не оставалось, как перебрать свои черновые наброски (благо их у него хватало). Первые два варианта Лотяну не понравились. Более снисходительно режиссер принял лишь третий вариант и заставил композитора его доработать и записать в студии с оркестром.
Дога был в замешательстве: музыка казалась ему слишком простой — всего лишь две повторяющиеся мелодии! Но еще больше его волновало, как воспримут вальс музыканты оркестра. А они оценили творение по достоинству и устроили мастеру овации. Такую же реакцию вальс вызвал и у присутствующих на съёмочной площадке.
Сам Евгений Дога потом признался, что он сочинил очень много вальсов: «А этот, считающийся моей визитной карточкой, – просто один из. Я склонен думать, что остальные не хуже этого, это чистая случайность, что так вышло. Но все же…»
Тема кино закрыта
Несмотря на то что широкой публике в основном известна музыка Евгения Доги, написанная для кино, он также автор академических произведений. Как сетовал в интервью «АиФ» сам маэстро, они мало кому известны: «Кино для меня – хорошая разминка, но там все нужно делать быстро и ярко. А музыке тесно в этих рамках метража и секунд, и недосказанная тема требует развития. Так появились, например, «Весенние переливы» для колоратурного сопрано и камерного оркестра. Некоторые темы я перерабатываю в пьесы для фортепиано, скрипки или голоса «а капелла»...»
Но, кстати, в середине нулевых композитор признавался, что тему кино для себя закрыл: «Для кино сейчас наступили сложные времена. Да и лучшие люди, с которыми я работал, ушли: Лотяну, Гопо, Самсонов… Часто звонят поэты, предлагают стихи, но песен я не пишу, потому что их никто не покупает. Государство почему-то отстранилось от творческого процесса, и уже целые поколения воспитываются не музыкой, а звуковым дизайном».
Разносторонний талант
Евгений Дмитриевич до последних дней был активен, многим интересовался и открывал в себе новые таланты. Как он сам рассказывал «АиФ»: «Люблю заниматься тем, в чем ничего не понимаю. Было, написал книжку «Немузыкальные россыпи, или Виртуальная спираль времени». Мои новеллы – это мой способ постижения, что такое, например, женщина, творчество, гений. Также в Питере вышла моя книжка «Джой и его собачьи дела, или Ностальгические фантазии на собачью тему». Там на обложке мой пес изображен. (Композитор нарисовал его сам. – Прим.) Я вообще рисовать не умею, но тут дерзнул, чтобы точнее передать характер собаки. Он грустный был, а грустных я люблю. Грусть – это форма углубления в себя…»
КСТАТИ
Евгений Дога еще в детстве понял, что хочет стать музыкантом. Это очень расстроило его маму, потому что данная профессия в их местах (молдавское село Мокра) не считалась престижной. Тем не менее родительница всячески помогала сыну исполнить его желание: ей пришлось многое продать из дома, чтобы на вырученные средства отправить мальчика на учебу в музыкальное училище.
Как вспоминал Евгений Дмитриевич, ему очень повезло с учителем – итальянец Паоло Баччини привил ему любовь и уважение к труду в музыкальном классе: занятия проходили каждый день, в том числе в праздничные дни, и начинались рано утром.
Баччини и привел Евгения в оркестр, которым руководил на молдавском радио, а народные песни исполняла его однокурсница – исполнительница Мария Биешу. Для нее Дога сочинил тогда одну из своих первых композиций «Белый лист сада». Мелодия оказалась хитом для Биешу, которая уже через год стала знаменитой оперной певицей.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть