Как вырастить из своего чада талант? Нужно ли для этого «стоять над душой» у ребенка и постоянно контролировать юное дарование, пытаясь добиться значимых результатов?
Корреспондент «АиФ» встретилась с талантливым 13-летним музыкантом, учащимся шестого класса Иваном ШАПОРОВЫМ, который недавно получил Гран-при конкурса композиторов, и его родителями – Андреем и Ольгой ШАПОРОВЫМИ.
В МУЗЫКЕ С ДЕТСТВА
- Андрей, Ольга, когда вы заметили, что у вашего сына есть тяга к музыке?
Ольга: - Когда Ване было около трех лет, его любимыми игрушками были маленькое детское пианино, портативная колонка и вообще все то, что издавало звуки. Уже тогда мы с мужем поняли, что «музыкальной судьбы» ребенка никак не избежать, поэтому к 4,5 года привели его в частную музыкальную школу. Но там Ваню брать не хотели: он был еще слишком мал. Тогда мы, родители, предложили преподавателям послушать Ваню. Во время «выступления» он так точно проинтонировал одно из произведений Моцарта, что нам сказали: «Хорошо!» Так Ваня стал одним из самых маленьких учеников в музыкальной школе.
- А когда состоялось первое Ванино выступление на сцене?
Ольга: - Его первое выступление состоялось в 2017 году. Опыта у Вани было еще мало, он указательным пальцем сыграл две детские песенки, которые специально подготовил к концерту. Я стояла рядом с ним на сцене, чтобы сын не переживал.
- Есть мнение, что многих великих музыкантов просто не было бы, если бы родители в прямом смысле слова не заставляли их заниматься. Как у вас в семье?
Ольга: - Мы никогда не заставляли Ваню заниматься музыкой, наоборот, я порой не могу его оторвать от пианино, чтобы он хотя бы поел. Был у нас как-то безмузыкальный период, когда Ваня не ходил в музыкальную школу, однако дома все это время стояло цифровое пианино, которое мы купили сыну еще до того, как он начал серьезно заниматься музыкой. Когда Ване исполнилось 9 лет, мы заметили, что сын стал сам проявлять желание играть, и предложили ему вернуться в музыкальную школу. Он был не против.
Ваня: - Когда я в 9 лет поступил в государственную музыкальную школу, меня начали обучать игре на фортепиано по другой методике, я стал выступать на концертах. На свою первую большую сцену в филармонии вышел в 10 лет, правда, в составе сводного хора.
Летом позапрошлого года я попробовал самостоятельно сочинять музыку, и родители решили перевести меня в другую музыкальную школу, где преподается предмет «композиция». На вступительных экзаменах меня взяли сразу же. Постепенно я стал одним из лучших учеников у преподавателя по фортепиано. Развивал свои навыки и закончил сочинять свое первое музыкальное произведение. Это была сюита для фортепиано. Она состояла из трех частей и получила название «Забавные букашки». В ее состав входили пьесы «Марш муравьев», «Сон бабочки» и «Танец светлячков». Каждая пьеса имеет свой ритм, мелодическую линию и пр.
ПЕРВАЯ НАГРАДА
- Ваня, были ли у тебя до этого года другие композиторские награды?
- Да. Первую свою композиторскую награду я получил в 11 лет как раз за сюиту «Забавные букашки» и песню «У кого мы учимся доброте» на слова М. Садовского. С этими двумя произведениями я в 2024 г. выступил на XI Минском городском открытом конкурсе юных пианистов и композиторов «Дебют-2024» и стал лауреатом 3-й степени. Затем я участвовал в III Республиканском открытом конкурсе юных и молодых композиторов имени Ю. В. Семеняко и стал лауреатом 2-й степени.
В конце января этого года мой преподаватель по композиции из музыкальной школы рассказал мне, что в рамках Межрегионального социокультурного проекта с международным участием «Во имя жизни» объявлен конкурс композиторов, который будет проходить в Москве. Я загорелся идеей поучаствовать в конкурсе. В композиторской номинации нужно было представить нотную запись произведения и видеозапись исполнения. Обязательное условие к участию в конкурсе: песня должна быть новой и до этого нигде не звучать.
- Как проходила подготовка к конкурсу?
- Сначала для конкурса я набросал «Песню смелых» на стихи А. Суркова, но мой преподаватель сказал, что она не совсем подходит по стилю. Я решил не сдаваться, очень хотелось поехать в Москву, где я еще ни разу не был. «Это мой шанс прорваться», - все время думал я. И приступил к созданию новой песни. Пошел в библиотеку, взял сборник стихотворений поэтов-фронтовиков и начал искать «то самое». Многие произведения были либо слишком короткие, либо слишком длинные, либо плохо ложились на музыку.
Ольга: - Ваня сидел, не отвлекаясь, перелистывал страницу за страницей и нашел стихотворение А. Твардовского «Когда пройдешь путем колонн...». В тот же миг подбежал к пианино и сразу же на одном дыхании начал наигрывать мелодию. Мы с мужем в такие моменты только и успеваем сказать: «Ваня, записывай!» Буквально за сутки стихи легли на мелодию. У нас было меньше месяца до подачи заявки на конкурс. Ваня трудился днями и ночами, чтобы записать ноты своей песни вначале в нотной тетради, а потом и в специальной компьютерной программе.
Заявку на конкурс подали в последний день. На видео Ваня играл на фортепиано ту самую песню, а пела ее Диана, сестра Вани.
В планах – новые песни
- Получается, жюри, посмотрев видео и ноты, решило пригласить вас в Москву на следующий этап конкурса?
Ваня: - Верно. Мы, не раздумывая, приняли приглашение и начали активно репетировать.
Наступил долгожданный конкурсный день. Было волнительно, так как в дороге и в гостинице возможности порепетировать не было. Она появилась прямо перед выступлением, но на репетицию каждому участнику отводили всего лишь четыре минуты.
Композиторский конкурс проходил в Большом зале Московского Дома композиторов. Собрался полный зал зрителей! Мы с сестрой сильно волновались, но выступили хорошо. 4 мая состоялся заключительный гала-концерт, где в том числе объявляли результаты конкурса композиторов. Когда я услышал, что выиграл Гран-при, не поверил своим ушам. Не успел отойти от шока, как объявили, что решением оргкомитета конкурса мне будет также вручен специальный приз – еще один кубок за лучшее конкурсное сочинение, которое на моих глазах исполнил сводный хор в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра. Зрители долго аплодировали и кричали «Браво!».
Это стало самой бесценной наградой для меня как молодого композитора! Понимаю, что это большое достижение, но в планах развиваться дальше, писать новые песни и пьесы и получать новые награды. Все еще впереди!
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть