126

Лариса Лужина: «Я с текстом роли хотя бы ночь должна поспать»

"Аргументы и факты" в Беларуси № 42. Делов-то хватает... 15/10/2024
Лариса Лужина.
Лариса Лужина. / Андрей Никеричев / Public domain

В творческом багаже Ларисы Лужиной, которой в этом году исполнилось 85 лет, – роли в картинах «На семи ветрах», «Вертикаль», «Любовь Серафима Фролова» и др. О том, что осталось за кадром тех фильмов, актриса рассказала «АиФ».

«А ЧЕГО ЭТО ОН ВДРУГ С ВЛАДИ?»

– Про картину «Вертикаль» Станислава Говорухина, где мы играли с Владимиром Высоцким, меня на всех творческих встречах спрашивают. А она по качеству средняя, уж если честно-то говорить. Там всё спасает красота Кабардино-Балкарии – Эльбрус, Предэльбрусье. И конечно, песни Володи. Не будь их, фильм бы быстро забыли. А ведь в нём его песни впервые звучали легально. До «Вертикали» он только по своим друзьям, по квартирам пел.

Володя дружил с моим первым мужем, оператором Лёшей Чардыниным. Часто бывал у нас дома. Приезжал и один, и с Татьяной Иваненко, актрисой Театра на Таганке. Она от мужа ушла из-за Володи. А Володя в это время уже развёлся с Людочкой Абрамовой, матерью двоих его сыновей.

С Иваненко у них была большая любовь. Уже будучи с Мариной Влади, Володя с Таней всё равно не расставался – их дочка родилась в 1972 году. Отношения были бурные – то ругаются, то мирятся, то снова ссорятся. Высоцкий не любил, чтобы на него давили. Если женщина вдруг говорила «делай так, как я говорю», тут же уходил. Легко рвал с человеком, который ограничивал его свободу. А Таня была как раз такая, с крепким характером.

Однажды Володя с Таней к нам пришли очень счастливые. Я обрадовалась: значит, окончательно помирились. Но на следующий день в ночи вдруг звонок в дверь. Лёша пошёл открывать. Возвращается: «Вставай, Володя с Мариной Влади. Она бутылку водки принесла, надо стол накрыть». А я разозлилась: чего это он вдруг с Влади? Вчера только с Таней был. Так и не вышла к Марине, не познакомилась.

Я часто цитирую его песню: «Не пройдёт и полгода – и я появлюсь, / Чтобы снова уйти, чтобы снова уйти на полгода». Между 25 июля, днём его смерти в 1980-м, и 25 января, днём рождения, – ровно шесть месяцев. Песня «Корабли постоят…» была написана в 1966 году. Он уже тогда знал, что уйдёт из этой жизни и каждые полгода о нём будут вспоминать. Так он к нам и возвращается два раза в год уже 40 лет.

БЛОНДИНКИ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ

Моя визитная карточка – военная драма «На семи ветрах» Станислава Ростоцкого, где я сыграла медсестру Светлану. Станислав Иосифович с Александром Галичем написали сценарий, основанный на реальных фактах. В войну Ростоцкий был тяжело ранен в бою, его подобрал простой солдат и привёз в госпиталь. Спас ему жизнь. Когда Ростоцкому ампутировали ногу, за ним ухаживала медсестра, молоденькая девчонка. Она рассказывала, что жених её воюет, они должны были пожениться, но он ушёл на фронт. И теперь она даже не знает, в каких родах войск он служит, где находится… Этот её рассказ и лёг в основу фильма.

Как я попала в эту картину? На Киностудии Горького главой художественного объединения был режиссёр Сергей Герасимов, мой педагог. Своих студентов он всегда старался пристроить в надёжные руки. Герасимов сказал Ростоцкому: «Слушай, у меня есть девочка хорошая, проведи ей кинопробы». Станислав Иосифович уже наметил одну актрису, но не исполнить настоятельную просьбу мэтра не мог. Мне провели пробы, и Герасимов говорит: «Бери! Что там думать?» Ростоцкий скрепя сердце согласился.

Раз героиню зовут Светлана, режиссёр сделал из меня блондинку. Этот цвет совершенно мне не идёт, и в кадре у меня вместо лица получался белёсый блин. Ростоцкий расстроился. Да ещё и по игре у меня что-то не клеилось. И Ростоцкий испугался. Привёз Герасимову материалы: «Она не справляется, надо её менять». Герасимов посмотрел на экран: «А зачем ты из неё блондинку сделал?! И потом, у неё ещё только первый курс. Это сырая глина, а ты скульптор и должен из этой глины сделать хорошую скульптуру, вдохнуть в неё жизнь. Не можешь? Значит, ты плохой скульптор. Давай начинай нормально работать».

Актриса Тамара Макарова, супруга Герасимова, объяснила мне, как нужно работать над ролью, как сочинить для героини биографию. И я придумала, что моя Светлана приехала с Дальнего Востока. В общем, всё наладилось.

ВЫРЕЗАННАЯ СЦЕНА С КУРАВЛЁВЫМ

Среди дорогих мне картин – «Любовь Серафима Фролова» режиссёра Семёна Туманова.  Из этой картины вырезали самую, на мой взгляд, главную сцену. Наши герои сидят, вспоминают войну. И у одного, и у другого жизнь не сложилась. И такое там возникает щемящее чувство, когда два человека стали необходимы друг другу, пускай на одну ночь. Сцена получилась не такая уж постельная, не сравнить с тем, что сейчас снимают. На одних взглядах всё игралось, на фразах, прикосновениях. Но этот чувственный подтекст всё равно ощущался. А худсовет эту сцену приговорил. Обидно было ужасно.

«КАК ДВА ДУРАКА БЫЛИ»

К современным сериалам я прохладно отношусь. Они все одинаковые, и герои там одинаковые. Мы с Серёжей Никоненко, когда снимались в сериале «Любовь как любовь» на 360 серий, как два дурачка были. Мы же старая школа, вгиковская. Я с текстом роли хотя бы ночь должна поспать – тогда смогу что-то внятное сыграть. А молодые ребята – хоп-хоп, в кадр входят, прямо с листа начинают читать текст… Отработали смену, убежали на другую съёмку.

Но я понимаю: прошли те времена, когда актриса сочиняла биографию своей героине, чтобы достоверно её сыграть. Сейчас другая жизнь, другие скорости. Другое всё!

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно