В творческом багаже Ларисы Лужиной, которой в этом году исполнилось 85 лет, – роли в картинах «На семи ветрах», «Вертикаль», «Любовь Серафима Фролова» и др. О том, что осталось за кадром тех фильмов, актриса рассказала «АиФ».
«А ЧЕГО ЭТО ОН ВДРУГ С ВЛАДИ?»
– Про картину «Вертикаль» Станислава Говорухина, где мы играли с Владимиром Высоцким, меня на всех творческих встречах спрашивают. А она по качеству средняя, уж если честно-то говорить. Там всё спасает красота Кабардино-Балкарии – Эльбрус, Предэльбрусье. И конечно, песни Володи. Не будь их, фильм бы быстро забыли. А ведь в нём его песни впервые звучали легально. До «Вертикали» он только по своим друзьям, по квартирам пел.
Володя дружил с моим первым мужем, оператором Лёшей Чардыниным. Часто бывал у нас дома. Приезжал и один, и с Татьяной Иваненко, актрисой Театра на Таганке. Она от мужа ушла из-за Володи. А Володя в это время уже развёлся с Людочкой Абрамовой, матерью двоих его сыновей.
С Иваненко у них была большая любовь. Уже будучи с Мариной Влади, Володя с Таней всё равно не расставался – их дочка родилась в 1972 году. Отношения были бурные – то ругаются, то мирятся, то снова ссорятся. Высоцкий не любил, чтобы на него давили. Если женщина вдруг говорила «делай так, как я говорю», тут же уходил. Легко рвал с человеком, который ограничивал его свободу. А Таня была как раз такая, с крепким характером.
Однажды Володя с Таней к нам пришли очень счастливые. Я обрадовалась: значит, окончательно помирились. Но на следующий день в ночи вдруг звонок в дверь. Лёша пошёл открывать. Возвращается: «Вставай, Володя с Мариной Влади. Она бутылку водки принесла, надо стол накрыть». А я разозлилась: чего это он вдруг с Влади? Вчера только с Таней был. Так и не вышла к Марине, не познакомилась.
Я часто цитирую его песню: «Не пройдёт и полгода – и я появлюсь, / Чтобы снова уйти, чтобы снова уйти на полгода». Между 25 июля, днём его смерти в 1980-м, и 25 января, днём рождения, – ровно шесть месяцев. Песня «Корабли постоят…» была написана в 1966 году. Он уже тогда знал, что уйдёт из этой жизни и каждые полгода о нём будут вспоминать. Так он к нам и возвращается два раза в год уже 40 лет.
БЛОНДИНКИ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ
Моя визитная карточка – военная драма «На семи ветрах» Станислава Ростоцкого, где я сыграла медсестру Светлану. Станислав Иосифович с Александром Галичем написали сценарий, основанный на реальных фактах. В войну Ростоцкий был тяжело ранен в бою, его подобрал простой солдат и привёз в госпиталь. Спас ему жизнь. Когда Ростоцкому ампутировали ногу, за ним ухаживала медсестра, молоденькая девчонка. Она рассказывала, что жених её воюет, они должны были пожениться, но он ушёл на фронт. И теперь она даже не знает, в каких родах войск он служит, где находится… Этот её рассказ и лёг в основу фильма.
Как я попала в эту картину? На Киностудии Горького главой художественного объединения был режиссёр Сергей Герасимов, мой педагог. Своих студентов он всегда старался пристроить в надёжные руки. Герасимов сказал Ростоцкому: «Слушай, у меня есть девочка хорошая, проведи ей кинопробы». Станислав Иосифович уже наметил одну актрису, но не исполнить настоятельную просьбу мэтра не мог. Мне провели пробы, и Герасимов говорит: «Бери! Что там думать?» Ростоцкий скрепя сердце согласился.
Раз героиню зовут Светлана, режиссёр сделал из меня блондинку. Этот цвет совершенно мне не идёт, и в кадре у меня вместо лица получался белёсый блин. Ростоцкий расстроился. Да ещё и по игре у меня что-то не клеилось. И Ростоцкий испугался. Привёз Герасимову материалы: «Она не справляется, надо её менять». Герасимов посмотрел на экран: «А зачем ты из неё блондинку сделал?! И потом, у неё ещё только первый курс. Это сырая глина, а ты скульптор и должен из этой глины сделать хорошую скульптуру, вдохнуть в неё жизнь. Не можешь? Значит, ты плохой скульптор. Давай начинай нормально работать».
Актриса Тамара Макарова, супруга Герасимова, объяснила мне, как нужно работать над ролью, как сочинить для героини биографию. И я придумала, что моя Светлана приехала с Дальнего Востока. В общем, всё наладилось.
ВЫРЕЗАННАЯ СЦЕНА С КУРАВЛЁВЫМ
Среди дорогих мне картин – «Любовь Серафима Фролова» режиссёра Семёна Туманова. Из этой картины вырезали самую, на мой взгляд, главную сцену. Наши герои сидят, вспоминают войну. И у одного, и у другого жизнь не сложилась. И такое там возникает щемящее чувство, когда два человека стали необходимы друг другу, пускай на одну ночь. Сцена получилась не такая уж постельная, не сравнить с тем, что сейчас снимают. На одних взглядах всё игралось, на фразах, прикосновениях. Но этот чувственный подтекст всё равно ощущался. А худсовет эту сцену приговорил. Обидно было ужасно.
«КАК ДВА ДУРАКА БЫЛИ»
К современным сериалам я прохладно отношусь. Они все одинаковые, и герои там одинаковые. Мы с Серёжей Никоненко, когда снимались в сериале «Любовь как любовь» на 360 серий, как два дурачка были. Мы же старая школа, вгиковская. Я с текстом роли хотя бы ночь должна поспать – тогда смогу что-то внятное сыграть. А молодые ребята – хоп-хоп, в кадр входят, прямо с листа начинают читать текст… Отработали смену, убежали на другую съёмку.
Но я понимаю: прошли те времена, когда актриса сочиняла биографию своей героине, чтобы достоверно её сыграть. Сейчас другая жизнь, другие скорости. Другое всё!
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть