713

Алексей Учитель: «Нам не хватает фильмов о том, как и где мы живём»

"Аргументы и факты" в Беларуси № 37 13/09/2016
«Приятно, что в мире интерес к нашей истории очень велик!»
«Приятно, что в мире интерес к нашей истории очень велик!» Фото из открытых источников

«Нам не хватает фильмов о том, как и где мы живём, чем дышим, что происходит в умах отдельного маленького человека и целого общества», - считает известный режиссёр.

О ДИНАСТИИ

- В этом году ваш сын на фестивале «Кинотавр» дебютировал в качестве режиссёра. Преемственность в творческих профессиях - вещь, наверное, неплохая. А вот династийность, преемственность в политике - это проклятие для страны или традиция, некая «духовная скрепа»?

ДОСЬЕ
Алексей УЧИТЕЛЬ. Родился в 1951 г. в Ленинграде. В 1975 г. окончил ВГИК. Снял такие фильмы, как «Мания Жизели», «Дневник его жены», «Прогулка», «Космос как предчувствие», «Пленный», «Край», и другие.
- (Пристально, строго смотрит.) Говорить о политике я не хочу! Но на этот ваш вопрос отвечу. Мой отец был известным режиссёром-документалистом. Сейчас мой сын пробует пойти по моим стопам. Если преемственность происходит на качественном уровне, если у людей что-то получается, то я только за. Хотя помню, что, когда поступал во ВГИК, считалось, что предпочтение нужно отдавать абитуриентам из рабочей и крестьянской среды. Вслух об этом не говорилось, но все всё понимали. Сейчас, слава богу, этого нет.

Что же касается преемственности в политике, то тут я не очень понимаю, на что вы намекаете в контексте истории. Мы всё-таки не Северная Корея, где на высшем уровне сын сменяет отца, а потом к власти приходит уже и его сын. Ну и так далее. У нас подобной практики я не вижу. Единственное исключение - царское время. Но это была традиция, причём, на мой взгляд, прекрасная традиция! Преемников основательно готовили к власти - как управлять таким большим и сложным государством. Но я что-то не слышал, чтобы в послереволюционное время родственники или сыновья наших известных руководителей управляли в дальнейшем нашим государством.

- После смерти режиссёра Алексея Балабанова внятных киновысказываний про сегодняшний день практически ни у кого из режиссёров не получалось. В чём проблема? Нет сценаристов, режиссёров, способных осмыслить и внятно сформулировать проблемы сегодняшнего дня?

- Согласен с вами… Это действительно вызывает удивление. Те же американцы мгновенно реагируют на какие-то острые, в том числе неприятные для них события, и по горячим следам снимают фильмы. Запретных тем там нет… Это кино может касаться абсолютно конкретных политических личностей, больших бизнесменов, войн, любых конфликтов… У нас такого нет! Я веду режиссёрский курс во ВГИКе… Ребята в основном молодые. И меня удивляет, что в своих кинопробах, сценарных заявках, творческих планах они постоянно ориентируются на какие-то отстранённые от времени вещи. Любовь, смерть, вера, прощение… Да, это вечные темы! Но нам катастрофически не хватает фильмов о том, как и где мы живём, чем дышим, что происходит в умах отдельного маленького человека и целого общества. Я пытаюсь донести до своих студентов, насколько остро чувствуется дефицит такого кино. Но это сложно… Всё упирается в проблему, как это художественно осмыслить.

Сомнения творца, режиссёра или сценариста, всегда заключаются в том, как подавать современную историю. Плюс надо хорошо знать материал. Внутри страны сегодня очень много интересного происходит. Надо только приложить усилия и рассмотреть.

Я абсолютно искренне, без всяких оговорок верю в будущее нашей страны. Честно говорю. Иначе всё, чем я занимаюсь, на что трачу силы, не имеет никакого смысла…

«ГЕРОЙ ОДИН...»

- Ну не только внутри страны много интересного происходит. Мы с вами год назад беседовали. Что, по-вашему, в мире за этот год самое важное произошло? Какие перемены?

- Появилось мощное информационное давление, причём во всём мире. Обывателю, рядовому гражданину всё сложнее фильтровать и переваривать информацию, которая валится на него со всех сторон, причём зачастую с разными оценками. Удручает ещё и то, что практически все новостные каналы делают упор на негатив. Я понимаю: каждый день в мире происходят трагические, неприятные события. Конечно, их нельзя замалчивать. Но ведь случаются и хорошие вещи. Да, возможно, они выглядят малозначительно и их сложно подать под соусом сенсации. Но говорить о таких вещах надо обязательно!

Алексей Учитель на съемках исторической драмы «Матильда».
Алексей Учитель на съемках исторической драмы «Матильда». Фото: Фото из открытых источников

- А ещё лет семь-десять назад много говорили и дискутировали по поводу поиска героя нашего времени, национальной идеи. Сейчас эти темы подзабыли… И всё-таки поиск, формулирование таких вещей - это в первую очередь задача художников, кинематографистов или государства?

- Думаю, это совместная задача. Ну не может перед настоящим художником стоять в числе главных творческих целей поиск национальной идеи или героя времени. Это должно быть какое-то особое внутреннее состояние, подготовленное всем обществом. Один художник не может этого создать. Он может что-то придумать, предложить с помощью фильма или книги. 

- Я недавно спрашивал Олега Басилашвили о том, кто для него является героем нашего времени - именно дня сегодняшнего. Угадаете, кого он назвал?

- (Задумывается.) Именно дня сегодняшнего? Нет, даже предположить не могу. Я считаю, что у нас был и остаётся только один по-настоящему национальный герой - Юрий Гагарин.

- Позвольте провокационный вопрос: вы с цензурой в каком-то её виде сталкивались как художественный режиссёр, как документалист, как президент международного фестиваля, в конце концов?

- Объясню: как вы знаете, в начале каждого фильма сегодня появляются значки «6+», «12+», «16+», «18+» и так далее… Но это же не запретительные меры, а рекомендательные. Вот это почему-то мало кто понимает. Любой родитель может прийти с ребёнком, скажем, шести лет на фильм 12+. Родитель берёт на себя ответственность - только и всего. Другое дело, если ребёнок приходит один на фильм, не рекомендованный ему для просмотра в силу возраста. Его могут не пустить в зал, не продать билет. Я это рассказываю сейчас к тому, что сам до недавнего времени не знал о таких нюансах. Мне юристы объяснили.

Что же касается цензуры в кино в целом: вот мы с вами оба были на нынешнем фестивале «Кинотавр». Оба видели конкурсную программу. Согласитесь, в фильмах этой программы есть масса вещей, к которым можно придраться. Курят, пьют в кадре, да и вообще показывают не самые лицеприятные стороны нашей жизни. Но никто этого кино не запрещает. Насколько я знаю, все получили прокатные удостоверения. Возможно, в прокате они будут идти с небольшими купюрами, которые сути и основного послания картины не меняют. А вообще я не знаю случаев в современной практике, чтобы какой-либо фильм запретили к показу.

Сергей ГРАЧЕВ

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно