«Нам не хватает фильмов о том, как и где мы живём, чем дышим, что происходит в умах отдельного маленького человека и целого общества», - считает известный режиссёр.
О ДИНАСТИИ
- В этом году ваш сын на фестивале «Кинотавр» дебютировал в качестве режиссёра. Преемственность в творческих профессиях - вещь, наверное, неплохая. А вот династийность, преемственность в политике - это проклятие для страны или традиция, некая «духовная скрепа»?
Что же касается преемственности в политике, то тут я не очень понимаю, на что вы намекаете в контексте истории. Мы всё-таки не Северная Корея, где на высшем уровне сын сменяет отца, а потом к власти приходит уже и его сын. Ну и так далее. У нас подобной практики я не вижу. Единственное исключение - царское время. Но это была традиция, причём, на мой взгляд, прекрасная традиция! Преемников основательно готовили к власти - как управлять таким большим и сложным государством. Но я что-то не слышал, чтобы в послереволюционное время родственники или сыновья наших известных руководителей управляли в дальнейшем нашим государством.
- После смерти режиссёра Алексея Балабанова внятных киновысказываний про сегодняшний день практически ни у кого из режиссёров не получалось. В чём проблема? Нет сценаристов, режиссёров, способных осмыслить и внятно сформулировать проблемы сегодняшнего дня?
- Согласен с вами… Это действительно вызывает удивление. Те же американцы мгновенно реагируют на какие-то острые, в том числе неприятные для них события, и по горячим следам снимают фильмы. Запретных тем там нет… Это кино может касаться абсолютно конкретных политических личностей, больших бизнесменов, войн, любых конфликтов… У нас такого нет! Я веду режиссёрский курс во ВГИКе… Ребята в основном молодые. И меня удивляет, что в своих кинопробах, сценарных заявках, творческих планах они постоянно ориентируются на какие-то отстранённые от времени вещи. Любовь, смерть, вера, прощение… Да, это вечные темы! Но нам катастрофически не хватает фильмов о том, как и где мы живём, чем дышим, что происходит в умах отдельного маленького человека и целого общества. Я пытаюсь донести до своих студентов, насколько остро чувствуется дефицит такого кино. Но это сложно… Всё упирается в проблему, как это художественно осмыслить.
Сомнения творца, режиссёра или сценариста, всегда заключаются в том, как подавать современную историю. Плюс надо хорошо знать материал. Внутри страны сегодня очень много интересного происходит. Надо только приложить усилия и рассмотреть.
Я абсолютно искренне, без всяких оговорок верю в будущее нашей страны. Честно говорю. Иначе всё, чем я занимаюсь, на что трачу силы, не имеет никакого смысла…
«ГЕРОЙ ОДИН...»
- Ну не только внутри страны много интересного происходит. Мы с вами год назад беседовали. Что, по-вашему, в мире за этот год самое важное произошло? Какие перемены?
- Появилось мощное информационное давление, причём во всём мире. Обывателю, рядовому гражданину всё сложнее фильтровать и переваривать информацию, которая валится на него со всех сторон, причём зачастую с разными оценками. Удручает ещё и то, что практически все новостные каналы делают упор на негатив. Я понимаю: каждый день в мире происходят трагические, неприятные события. Конечно, их нельзя замалчивать. Но ведь случаются и хорошие вещи. Да, возможно, они выглядят малозначительно и их сложно подать под соусом сенсации. Но говорить о таких вещах надо обязательно!
- А ещё лет семь-десять назад много говорили и дискутировали по поводу поиска героя нашего времени, национальной идеи. Сейчас эти темы подзабыли… И всё-таки поиск, формулирование таких вещей - это в первую очередь задача художников, кинематографистов или государства?
- Думаю, это совместная задача. Ну не может перед настоящим художником стоять в числе главных творческих целей поиск национальной идеи или героя времени. Это должно быть какое-то особое внутреннее состояние, подготовленное всем обществом. Один художник не может этого создать. Он может что-то придумать, предложить с помощью фильма или книги.
- Я недавно спрашивал Олега Басилашвили о том, кто для него является героем нашего времени - именно дня сегодняшнего. Угадаете, кого он назвал?
- (Задумывается.) Именно дня сегодняшнего? Нет, даже предположить не могу. Я считаю, что у нас был и остаётся только один по-настоящему национальный герой - Юрий Гагарин.
- Позвольте провокационный вопрос: вы с цензурой в каком-то её виде сталкивались как художественный режиссёр, как документалист, как президент международного фестиваля, в конце концов?
Что же касается цензуры в кино в целом: вот мы с вами оба были на нынешнем фестивале «Кинотавр». Оба видели конкурсную программу. Согласитесь, в фильмах этой программы есть масса вещей, к которым можно придраться. Курят, пьют в кадре, да и вообще показывают не самые лицеприятные стороны нашей жизни. Но никто этого кино не запрещает. Насколько я знаю, все получили прокатные удостоверения. Возможно, в прокате они будут идти с небольшими купюрами, которые сути и основного послания картины не меняют. А вообще я не знаю случаев в современной практике, чтобы какой-либо фильм запретили к показу.
Сергей ГРАЧЕВ
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть