14465

Партия Иисуса. Может ли наука растолковать Евангелие?

№ 1 от 1 января 2015 года 01/01/2015

Это, конечно, выглядит как нонсенс. Отсюда и непонимание некоторых моментов, связанных с христианским вероучением. О них мы поговорили с Андреем ЛАЗАРЕНКОВЫМ, автором книги «Партия, которую создал Иисус».

Иуда был агентом

- Андрей, что означает слово «партия»? Звучит непривычно, если не сказать - кощунственно.

01-08-2- Под словом «партия» я понимал не политическую организацию современного типа, а просто группу единомышленников, объединённых общей идеей. То есть использовал первоначальное значение этого слова.

Каков был исторический фон в Палестине того времени, когда жил Иисус? В этом обществе не было единства, оно было расколото на группировки, спорившие друг с другом. Помимо основных «партий», существовало много мелких сект и групп. В Талмуде утверждается, что их было 24. Они охватывали практически весь спектр мнений и интересов. Если называть вещи своими именами, то в I в. н. э. в Палестине вызревала самая настоящая революционная ситуация. В этой суровой обстановке Иисус из Назарета и начал свою общественную деятельность.

Он был великолепным пропагандистом, строившим свои проповеди в точном соответствии с правилами риторики. Например, почему Иисус, выступая перед толпой, говорил притчами, а в беседах наедине - не всегда? Да потому что доводы, обращённые к массовой аудитории, лучше доходят, когда подкреплены яркими примерами и сравнениями. Он это понимал. Или взять знаменитую сцену изгнания торговцев из храма. Она как-то плохо согласуется с образом кротости и смирения: по сути Иисус устроил дебош в святом месте, разогнав менял и торговцев. А дело в том, что он с самого начала планировал эту акцию как пропагандистскую (то, что сегодня называют «пиар»). Приближалась Пасха, главный праздник иудеев, Иерусалим был наполнен многочисленными паломниками. Известие об изгнании торговцев из храма должно было мгновенно сделать имя Иисуса из Назарета популярным, привлечь к нему внимание. К вечеру того дня об этом человеке знали и говорили в каждом доме.

В «партии» Иисуса имели представление о таких вещах, как политическая или религиозная реклама. Апостолы играли роль агитаторов, их главной задачей была организация массовых мероприятий, они обеспечивали явку людей на встречу с их учителем. Собственно, слово «апостол» и переводится как «вестник», «посланник». Кроме того, они охраняли Иисуса от врагов. Иуда Искариот ведал «денежным ящиком», отвечал за хозяйственные вопросы (к тому же, как потом выяснилось, был платным агентом первосвященника, внедрённым в окружение Христа). Филипп и Андрей, похоже, были ответственными «за связи с общественностью».

- Всё же верующие почитают Иисуса как Сына Бога, а не как общественного деятеля или революционера.

- Здесь нет противоречия. Я не касаюсь богословских проблем и вопроса о божественном происхождении Христа. В книге я рассматривал исключительно человеческую природу Иисуса, ту роль, которую он играл во время своего общественного служения. Я не вижу ничего невозможного в том, что Бог решил явиться на землю, приняв образ человека.

- Разве учёные не спорят до сих пор: существовал ли Христос как историческая личность?

- В наше время уже мало кто из учёных сомневается в реальном историческом существовании Христа. Споры возникают о том, кем конкретно в своей земной жизни он был. Одному Иисус представляется мятежником-экстремистом, другому - бродячим учителем софистики, третьему - апокалиптическим пророком. Существует даже экстравагантная гипотеза, согласно которой Иисус Христос и Юлий Цезарь - одно и то же лицо!

Родители-враги?

- В чём новизна вашего взгляда на Евангелия?

- Иисус был социально активной, борющейся личностью. Он подвергался преследованиям и вёл напряжённую, полную опасностей жизнь. И изречения Иисуса, зафиксированные в Евангелиях, неравнозначны. Среди них есть не только вероучительские, но и такие, которые навеяны внутрипартийными проблемами, т. е. посвящённые повседневным делам и заботам созданного им движения. По сути, это короткие и яркие наставления ученикам по поводу тех или иных конкретных ситуаций. Как сказали бы сегодня - рабочих моментов. Этим они отличаются от другой группы изречений - вероучительских, в которых излагается сущность учения Христа.

Вот, для примера, знаменитое высказывание: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Божие». Обычно это понимают в том смысле, что Иисус резко отрицательно относился и к богатству, и к богачам. А на самом деле это было сказано в адрес конкретного юноши, которого Иисус хотел видеть в числе своих учеников. Тот предпочёл прежнюю жизнь в богатстве. Применительно к данной ситуации Христос и произнёс слова о верблюде и игольном ушке.

- Есть изречения, которые вызывают ещё больше непонимания и даже неприятия. Например: «Враги человеку - домашние его». Как их следует понимать?

- Если перечитать текст, можно заметить, что и эти слова были адресованы не всей массе верующих, а лишь узкому кругу учеников. Очевидно, их совместная с Иисусом деятельность вызывала у родственников непонимание (и, как вы заметили, неприятие). У каждого из них были жёны и дети, были домашние дела и обязанности. Устав изо дня в день выяснять эти взаимоотношения, Иисус в конце концов и вынужден был произнести: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня».

Или взять другое высказывание: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться». Это изречение настолько не вяжется с повседневным житейским опытом, что неизменно ставит комментаторов евангельских текстов в тупик. Ну как можно не заботиться о пище и одежде? Неужели Иисус мог проповедовать столь легкомысленное отношение к жизни? Однако всё становится  на свои места, если мы не будем рассматривать это изречение как вероучительское. Несмотря на то что в Евангелии от Матфея оно включено в Нагорную проповедь, есть мнение, что изначально оно было адресовано не широкой публике, а лишь апостолам. Наверное, некоторые из них, вступая в основанную Христом организацию, страшились остаться без своего привычного ремесла и домашнего хозяйства. А Иисус этими словами по мере возможности старался их ободрить, вселить в них уверенность.

Евангелиям как источнику сведений об Иисусе Христе можно и нужно доверять. Многие подробности, с которыми описаны его жизнь и деятельность, выглядят правдоподобно. Сочинить такое, выдумать, не будучи очевидцем, просто невозможно. Но наука до сих пор топчется на месте, будучи не в состоянии завершить поиск «исторического» Иисуса. Предстоит разгадать ещё много загадок, которые скрываются в текстах Евангелий.

Дмитрий ПИСАРЕНКО

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно