Об этом и многом другом «АиФ» поговорил с приходским священником Валерием СТЕПАНОВЫМ, иереем церкви Мартина Исповедника в Алексеевской Слободе. Этот московский храм известен своей благотворительной деятельностью. Его клирики и прихожане помогают бездомным, духовно окормляют интернат для детей-инвалидов, проводят чаепития для ветеранов войны.
И министры, и бомжи
- Отец Валерий, на Пасху храмы у нас полны, а в обычные дни на службах, бывает, по 2-3 человека стоят. Не удручает, что люди вспоминают о Боге лишь по праздникам?
- Это не совсем так. В будни на богослужении действительно мало людей, но в воскресные дни много прихожан. С другой стороны, людей, у которых есть дар жить напряжённой духовной жизнью, во все времена было мало. В нашей стране христианские традиции были уничтожены. Единственная укоренившаяся традиция - советская. Мне даже пожилые люди говорят: «Утром в Пасху я всегда иду на кладбище». Почему на кладбище, а не в храм?! Храмов-то раньше было мало, и попасть в них на Пасху было трудно. А люди как-то хотели этот день отметить. Они сердцем чувствовали, что это великий праздник. Вот и шли на кладбище, где похоронены их предки. Пасха - главный день в жизни христианина, и те, кто имеет опыт встречи с Христом, конечно, идут в храм. А усопших мы поминаем на Радоницу.
- На отдельные храмы и на Церковь вообще участились нападки. На 22 апреля даже намечен молебен «в защиту веры, поруганных святынь». В чём причина, как считаете?
- Я бы отметил две. Во-первых, это глубокое непонимание многими соотечественниками того, что есть Церковь. Люди говорят и действуют на основе ложных стереотипов. Сколько раз мне приходилось слышать: «Церковь должна...» Но никто никогда не говорит, что должен он сам по отношению к Богу и ближним! Во-вторых, надо признать, что мы сами - члены Церкви, священники и миряне - не всегда на должной духовной высоте свидетельствуем о евангельских ценностях. Сегодня наш ответ на все нападки и акты вандализма - это усиленная молитва. Для неё и соберёмся 22 апреля у храма Христа Спасителя.
«Вера - не кофе»
- Многие ходили бы в храм, но их что-то отпугивает: на кого-то старушки шикнули, кого-то священник на исповеди отчитал. Ну и главная претензия: непонятно, что говорят. Почему бы не отказаться от церковнославянского языка в пользу современного?
- Иногда чуть ли не в ультимативной форме говорят: «Вот это поменяйте, от этого откажитесь!» Друзья, но прежде чем что-то менять, надо узнать, что это такое, с чем это «едят»! Придите для начала на службу, помолитесь на литургии, попробуйте разобраться в увиденном и услышанном. Начните с этого, и вам многое станет понятно. Нет, мы всегда хотим на готовенькое! Как быстрорастворимый кофе: развёл - и отлично.
Отвечу по сути. Первое: время шикающих старушек ушло. Сейчас если шикают, то по делу: например, когда человек по мобильному телефону в храме говорит. Священник отчитал? Но если ты совершил ошибку и у тебя нет покаяния, священник будет с тобой строг. А почему он должен сюсюкать? Но всё-таки мы стараемся каждого пришедшего в храм утешить. У нас столь жестокий мир, что многие находят утешение только в церкви.
Теперь про язык. Да, на слух тяжело воспринимать то, что звучит на богослужении. Но, если есть искренний интерес, вы сами можете взять текст литургии, почитать его, в том числе перевод на современный язык, - всё это есть и в Интернете. Ещё один важный момент. Церковнославянский язык - особый, уникальный, он был создан специально для богослужения. На нём никогда не разговаривали, это язык высокого стиля, образный, красочный и поэтичный. Это достояние Русской православной церкви и всех её прихожан. А нам предлагают от него отказаться только потому, что он не всем понятен. Но язык некоторых писателей - причём великих - тоже понятен далеко не всем. Что ж, теперь перестать издавать Достоевского?
Я согласен, что необходимы «миссионерские богослужения», где молитвы частично читаются на современном языке и где есть некоторые пояснения. Но в целом это неразумно.
- Бердяев почти сто лет назад писал: «Вся капиталистическая система хозяйства есть детище пожирающей и истребляющей похоти. Она могла возникнуть лишь в обществе, которое исключительно отдалось земным удовлетворениям». Церковь поможет совладать с культом потребления?
- Церковь просто напоминает, что мы граждане неба и принадлежим не только этой временной жизни, но и вечности. А культ потребления, увы, хорошо прослеживается и в отношении многих к самой идее веры. «Я тебе свечку, а ты мне хорошую зарплату!» «Я тебе две свечки, а ты мне здоровье!» Но в Церкви правило «ты мне - я тебе» не действует. Христианство -это религия жертвы. Надо уметь отказываться от эгоистических помыслов. Любовь к Богу вообще не подразумевает выгоды. Никакого растворимого кофе!
Вот в США вроде высокий культ потребления. Но вместе с тем люди там очень религиозны, у них сложившиеся традиции, то, что называется комьюнити: небольшие сообщества на уровне городка или даже нескольких домов. Как раз это у нас утеряно.
- А Церковь может это восстановить?
- Именно это мы и пытаемся делать. Разные люди приходят в храм, знакомятся, общаются и вместе берутся за какое-то богоугодное дело. Скажем, наш приход помогает бездомным. Каждое воскресенье привозим к Курскому вокзалу горячую пищу, одежду, медикаменты. Раздаём всем нуждающимся. Потом в течение недели наши прихожане, среди которых есть и юристы, помогают кому-то восстановить документы, кому-то - связаться с родственниками, уехать домой. К Рождеству и Пасхе совместными усилиями мы формируем свою аудиобиблиотеку - делаем записи небольших литературных произведений, выпускаем компакт-диски и в праздники дарим их прихожанам. При храме действует детская театральная студия.
К Рождеству в одном из театров готовим представление.
Я считаю, нам надо серьёзно вкладываться в детей - и в своих, и в чужих. Дети смотрят на нас и всё время учатся. Надо помнить об этом, мы отвечаем за их первый, самый важный духовный опыт. Дети должны знать, что как христиане они не одиноки в этом мире. Да, часто они вырастают избалованными, сконцентрированными на себе. Отсюда многие проблемы. Но каждого человека надо сызмальства приучать к умению чем-то жертвовать, поступаться своим ради другого. Это принцип существования Церкви, а также человеческого сосуществования - не отторгать от себя чужую боль.
Дмитрий ПИСАРЕНКО
Валерий СТЕПАНОВ родился в 1971 г. Окончил Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. Кандидат философских наук, специалист по русской религиозной философии XIX века.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть