249

Отстали от графика. Что из предсказанного фантастами не сбылось к 2023 году

"Аргументы и факты" в Беларуси № 4. Земли хватит на всех 24/01/2023
Отстали от графика. Что из предсказанного фантастами не сбылось к 2023 году.
Отстали от графика. Что из предсказанного фантастами не сбылось к 2023 году. Public domain

2 января отмечается День научной фантастики. В этот день родился один из самых выдающихся писателей-фантастов — Айзек Азимов, и поклонники жанра, которых по всему миру очень много, при выборе даты праздника остановили свой выбор именно на нём.

Человек любит заглядывать в будущее и представлять, каким оно будет. Многие предсказания фантастов, как известно, сбылись, хотя и не так буквально, как это виделось писателям или кинематографистам. Например, они явно иначе представляли себе видеосвязь. Сейчас она не вытеснила повсеместно обычную звуковую и не использует голограммы в полный рост, как это изображалось в фильмах ХХ века. Не получила повсеместного распространения виртуальная реальность, о которой так много говорили, да и интернет, хоть и был предсказан Станиславом Лемом в 1955 году, работает и используется по-другому.

Поздравляя всех любителей жанра с праздником, АиФ анализирует, какие ещё предсказания фантастов, представлявшиеся им очевидными и неизбежными, оказались далеки от реальности.

Колонизация космоса

Согласно сюжету романа Артура Кларка «Пески Марса», уже в конце ХХ века на Красной планете и на Луне существуют поселения людей. Правда, оценивая реальные возможности человечества (то есть не в книгах, а в жизни), писатель полагал, что на Марс оно ступит в 2021 году. А вот космические отели на околоземной орбите начнёт создавать в 2014 году.

Айзек Азимов считал, что лунную обитаемую станцию построят в 2019 году, а на орбите в это время уже будут развёрнуты фабрики по масштабному производству медикаментов и сплавов в условиях невесомости.

Скажем честно, 60 лет назад о тотальной колонизации космоса мечтали не только писатели-фантасты, но и люди, непосредственно работающие в космической отрасли. Сергей Королёв и Юрий Гагарин даже не сомневались, что в начале XXI века Марс будет освоен человеком, а звездолёты избороздят все уголки Солнечной системы. Но этого не случилось.

Цивилизация безнадёжно отстала от графика, начертанного мечтателями прошлого столетия. Почему? С одной стороны, есть техническое объяснение. Ядерная тяга так и не пришла на смену химической, ракеты по-прежнему летают на жидкостных двигателях и вроде бы успешно справляются с задачами, которые стоят перед современной космонавтикой.

С другой стороны, эта область человеческой деятельности оказалась чрезвычайно финансово затратной. И если в разгар противостояния между двумя супердержавами о деньгах мало задумывались, то потом, после завершения лунной гонки, пришло время взять в руки калькулятор. И оказалось, что спешить особо некуда, а вместо людей к далёким планетам и их спутникам можно отправлять беспилотные автоматические станции. Так будет намного дешевле, не говоря уж о безопасности, да и порученную им работу машины сделают гораздо лучше и точнее человека. Что и происходит.

Сейчас пилотируемые полёты на Луну и на Марс стоят в планах многих государств. Но взвешенные оценки говорят о том, что до Красной планеты человек доберётся, скорее всего, лишь во второй половине ХХI века. О пилотируемых экспедициях к Венере или Юпитеру (планетам, на поверхность которых люди всё равно ступить не смогут из-за их природных условий) теперь остаётся только мечтать.

Роботы повсюду

Человекоподобные машины были придуманы чешским писателем Карелом Чапеком в 1920 году, а назвать их роботами предложил его брат Йозеф. Пару десятилетий спустя Азимов популяризировал эти технические устройства, внеся огромный вклад в формирование их образа, и сформулировал свои знаменитые «Три закона роботехники».

Азимов полагал, что к 2014 году человеческая цивилизация будет озабочена исключительно проведением досуга, а трудиться будут одни только роботы. Они будут окружать нас повсюду. Механические помощники человека встречаются в огромном количестве литературных произведений (у Артура Кларка, Рэя Брэдбери, Филипа Дика и многих других) и фантастических фильмов.

Писателям вторили учёные. Герберт Саймон, американский экономист и социолог, ещё в 1956 году предполагал, что через 20 лет машины смогут выполнять за человека любую работу. Более близкий к нам по времени футуролог Рэймонд Курцвейл (он жив и сейчас) описывал в своих книгах, что к 2020 году роботы станут для нас привычны, словно домашние животные, а правительства будут принимать законы, регулирующие взаимоотношения между людьми и машинами. Более того, по мнению Курцвейла, роботы будут находиться не только вокруг человека, но и внутри него. Тысячи крохотных устройств — наноботы, размерами сопоставимые с молекулой — должны постоянно перемещаться по нашим кровеносным сосудам, очищая их от бляшек и плохого холестерина, и нашему пищеварительному тракту, доставляя организму все нужные питательные вещества.

Конечно, робототехника сейчас развивается быстрыми темпами и стремительно встраиваются во все отрасли промышленности. Но всё-таки говорить о том, что механические помощники стали частью нашей повседневности и живут в каждой семье, не приходится. Также не стоит ожидать, что даже в отдалённом будущем роботизация избавит человека от труда.

Бесконечная жизнь

Тот же Курцвейл не раз выступал с прогнозом, что в 20-е годы ХХI века средняя продолжительность жизни достигнет 100 лет. И чем дольше будет жить человек, тем продолжительней будет становиться отведённый ему срок. Дело в том, что медицина сможет постоянно открывать и разрабатывать новые способы его продления. Пока наноботы будут чистить вашу кровеносную систему, учёные придумают, как модернизировать ваш мозг — главный орган, которым определяется личность и который омолодить пока не удаётся.

Тема радикального продления жизни и достижения потенциального бессмертия любима фантастами. Она часто встречается в их литературных произведениях и фильмах. Если верить им, в самом начале XXI века человек уже должен был жить как минимум 150 лет. К сожалению (а может быть, и к счастью), этого не произошло. Мы видим стремительное развитие биотехнологий, постоянный поиск и разработку новых лекарств и методов лечения опасных заболеваний, достижения генной инженерии, позволяющие предотвратить передачу потомкам тяжёлых наследственных недугов, тем не менее средняя продолжительность жизни за последние полвека не выросла в два или хотя бы полтора раза.

Летающие автомобили

Заполонившие небо над мегаполисом летательные аппараты — привычный городской пейзаж в представлении фантастов. В фильме «Пятый элемент» весь транспорт парит в воздухе между высотными домами. Но там действие происходит нескоро, аж в XXIII веке, а вот герои культовой ленты «Назад в будущее» путешествуют на летающем автомобиле в 2015 году.

Увидеть воздушный городской транспорт можно и на серии рисунков, известной как «EnL’An 2000» (в переводе с французского — «Год 2000»). Эти иллюстрации, на которых изображены города будущего, выпущены во Франции в 1899, 1900, 1901 и 1910 годах. Первые из них были приурочены ко Всемирной выставке в Париже 1900 года. С тех пор прошло более 120 лет, и как мы видим, ожидания художников, решивших прикинуться футурологами, не оправдались.

Говорят, что и Азимов предсказывал появление парящего в воздухе на небольшой высоте городского транспорта к 2014 году. Наверное, сейчас знаменитый фантаст счёл бы свой прогноз отчасти сбывшимся. Дело в том, что проекты летающих автомобилей действительно существуют, и их в мире десятки, если не брать в расчёт машины, собранные изобретателями и прочими энтузиастами научно-технического творчества в своих гаражах. Впервые такое авто сконструировал инженер Роберт Фултон ещё в 1946 году! Но перспективы такого транспорта весьма сомнительны.

Воздушный транспорт всегда будет сложнее, дороже и опаснее, чем наземный. Плюс он будет «прожорливее» — ему потребуется больше топлива. К тому же для его эксплуатации понадобится сложнейшая инфраструктура: парковки, посадочные площадки, заправки, мойки, станции техобслуживания.

Пока обычные автомобили худо-бедно справляются со своими задачами, летающий транспорт, очевидно, ему на замену не придёт и массовым не станет. Потребности в нём особой нет.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно