Фантастическая литература как отдельный жанр сложилась очень давно. Романы этого жанра писали Жюль Верн и Герберт Уэллс, в 30-50-е годы XX века на Западе случился даже «золотой век» фантастики, который подарил нам имена Роберта Хайнлайна, Айзека Азимова, Рэя Брэдбери и других замечательных писателей. В СССР фантастика развивалась по своему, особенному пути, но произведения Ивана Ефремова, Александра Казанцева, братьев Стругацких и Кира Булычёва заслуженно пользовались огромной популярностью.
С кинофантастикой всё было гораздо хуже; в принципе, можно сказать, что в СССР фантастического кино не было — хотя отдельные фильмы снимались именно в этом жанре и показывали вполне фантастические события. Правда, чаще всего в них речь шла о людях — или о человечестве в целом. Так, в «Туманности Андромеды» по Ефремову инопланетяне исчезли как класс, но был оставлен инопланетный корабль; в «Солярисе» Тарковского тоже инопланетян не было, хотя присутствовала целая живая планета. В «Сталкере» зрители увидели лишь следы пребывания инопланетян на Земле — впрочем, то же самое было и у Стругацких в их «Пикнике на обочине».
Но всё же инопланетян в советском кино показывали — правда, не как Чужих или Хищников, а в более привычном человекам образе.
«Планета бурь», 1961
Фильм советского мастера спецэффектов Павла Клушанцева снят по сценарию (и повести) писателя-фантаста Александра Казанцева. По сюжету, на Венеру с Земли отправляются международные экспедиции; на 2-й планете от Солнца эти экспедиции сталкиваются с местными формами жизни — животными, похожими на динозавров. Гуманоиды, впрочем, там тоже имеются — члены экспедиций находят портрет местной «Алиты», а в финале улетающих космонавтов провожает некая женщина в белых одеждах. Картина произвела очень сильное впечатление на американцев; они даже дважды перемонтировали её — во второй версии, например, добавили полуголых амазонок и выпустили в прокат под названием «Путешествие на планету доисторических женщин». Правда, о советском происхождении оригинала упомянуть забыли.
«Эта веселая планета», 1973
Ждать каких-либо прорывов от новогоднего музыкального фильма, пожалуй, не стоит. В картине Юрия Саакова и Юрия Цветкова инопланетяне присутствуют — однако выглядят они как актеры Виктор Сергачёв, Леонид Куравлёв и Екатерина Васильева, но в блестящих костюмах. Они попали на Землю (точнее, в СССР) и оказались на встрече Нового года в клубе советского НИИ. Любопытно, что из всех персонажей ленты больше всего на инопланетянина был похож Савелий Крамаров — сотрудник того самого НИИ.
«Отроки во Вселенной», 1975
Дилогия Ричарда Викторова (первый фильм — «Москва-Кассиопея») — не самое лучшее фантастическое кино Советского Союза и, честно говоря, проигрывает даже «Большому космическому путешествию» (этот фильм тоже вышел в 1975-м), где никакого космоса нет и в помине. В «Отроках» (и в «Кассиопее») такое путешествие есть, при съемках даже были использованы определенные технические приемы, которые позволяли показать, например, невесомость. Есть и инопланетяне — школьники, прибывшие на звездолете «ЗАРЯ» к Альфе Кассиопеи, знакомятся с своим сверстником Агапитом и его отцом (их тоже играли сын и отец — актеры Вадим и Игорь Ледогоровы); от людей их отличает разве что позднее появление волос на голове — об этом в конце фильма говорит Агапиту отец.
«Через тернии к звездам», 1981
После дилогии «Москва-Кассиопея» и «Отроки по вселенной» Ричард Викторов снял ещё один научно-фантастический фильм — на этот раз по сценарию Кира Булычева, что, пожалуй, и стало одной из составляющих успеха картины. Сюжет почти стандартный: земляне обнаруживают, что в глубинах космоса есть планета Десса, которую магнат Туранчокс довел до ручки, и спасают страдающее под жестокой диктатурой население. Обитатели Дессы выглядят почти как люди — Викторов не стал идти по пути Джорджа Лукаса, который за несколько лет до «Терний» населил далекую-далекую галактику множеством видов гуманоидов, — но есть в их образе и странности. Эти странности, кстати, способствовали тому, что клон с Дессы по имени Нийя оказался одним из лучших женских образов в советской кинофантастике; впрочем, большая заслуга здесь принадлежит непрофессиональной актрисе Елене Метёлкине. Но «нормальные» инопланетяне в фильме тоже есть — например, профессор Пруль, говорящий осьминог с планеты Океан; в его роли снялся, кажется, настоящий осьминог.
«Гостья из будущего», 1985
Телефильм Павла Арсенова снят по мотивам произведений Кира Булычева о школьнице из XXI века Алисе Селезневой; в этом сюжете она оказывается в 80-х годах XX века, чтобы спасти бесценный прибор, читающий мысли — миелофон — от коварных инопланетных пиратов. В принципе, в «Гостье...» не слишком много спецэффектов, но самих пиратов в их природном, так сказать, обличии, создатели фильма всё же пару раз показали, но без лишних подробностей. Ну а основную часть экранного времени Крыс и Весельчак У проводят в образе актеров Михаила Кононова и Вячеслава Невинного, за исключением тех сцен, когда они замаскированы под других героев этой ленты. Любопытно, что ещё один запоминающийся женский образ в кинофантастике СССР снова создала Елена Метелкина, сыгравшая в «Гостье...» сотрудницу Института времени Полину.
«Кин-дза-дза!», 1986
Фильм Георгия Данелия в советской кинофантастике выгодно отличается тем, что инопланетян в нем — подавляющее большинство. Собственно землян среди главных героев только двое — прораб «дядя Вова» (Станислав Любшин) и «скрипач» Гедеван (Леван Габриадзе), которые попали в галактику Кин-Дза-Дза на планету Плюк и пытаются выбраться оттуда, хотя даже не знают номер своей планеты в «тентуре». Все остальные — инопланетяне, которые разделены на чатлан и пацаков, которых, впрочем, невозможно отличить от землян (даже если использовать специальный прибор) — если только по вычурной одежде, в качестве которой съемочная группа использовала вещи со свалок. Самые яркие инопланетяне — пацак Би (Юрий Яковлев) и чатланин Уэф (Евгений Леонов). Правда, есть ещё обитатели планеты Альфа, которые всех без разбору превращают в цветы; одного из них сыграл сам Данелия.
Лучи смерти. Есть ли будущее у лазерного оружия вне фантастики
«Я не имею права умереть». Несчастная судьба народной артистки Ии Саввиной
Родину защищать. 5 фактов о фильме «Офицеры», которые вы могли не знать
Офицер Советского Союза. Знаковые роли Василия Ланового
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть