«Корова» и «молоко» - эти два слова мы научились читать и писать еще в первом классе. Тогда никто из нас еще не знал, что именно молоко является одним из ключевых продуктов белорусской экономики. Оно входит в десятку товаров, по которым Беларусь имеет достаточно высокую позицию в мировом производстве — 1,1 %. Существующая сырьевая база позволяет не только удовлетворять потребности внутреннего рынка, но и отправлять 55 % всех производимых молокопродуктов на экспорт.
По данным Белстата, за период 2005-2009 гг. рост производства цельномолочной продукции в пересчете на молоко составил 18,1 %, масла из коровьего молока на 36,6 %, а жирных сыров на 65,9 %. Правда, по первой из перечисленных позиций в 2008 году наметился спад производства, который продолжился в 2009 году.
- Алексей Викторович, в чем залог успеха белорусской молочной промышленности?
- Многое определяется очень хорошей сырьевой базой. По этому показателю мы опережаем многие европейские страны бывшего соцлагеря. За последние 10 лет произошло серьезное техническое перевооружение отрасли. К сожалению, не все предприятия республики умеют пользоваться предоставленными возможностями. Многие из них имеют серьезные финансовые проблемы и юридически являются банкротами. Кстати, одно из таких предприятий мы сейчас планируем приобрести.
- Почему же тогда при прочих равных условиях одним молокозаводам удается наращивать обороты, а другие терпят убытки?
- Многое зависит от того, как построена система управления предприятием. Успех организации целиком и полностью зависит от профессионализма менеджмента. Нет никакого чуда в том, что то или иное предприятие успешно развивается. У всех есть доступ к очень хорошей сырьевой базе, все в равной степени имеют возможность пользоваться поддержкой государства.
- Не секрет, что многие российские и европейские молочные «монстры» заинтересованы в покупке белорусских предприятий. Чем именно привлекательны белорусские молочные заводы для иностранных инвесторов?
- С моей точки зрения, иностранных инвесторов интересует прежде всего белорусское сырье — молоко и сыворотка. Покупка завода открывает доступ к сырьевой базе и позволяет выйти на белорусский потребительский рынок.
- В телевизионных новостях время от времени сообщают о том, что американские или западноевропейские фермеры отказываются от продажи молока и выливают его в канализацию. В чем причина столь странного, с обывательской точки зрения, поведения фермеров?
- Дело в том, что на поведение фермеров влияет мировая конъюнктура цен на сухое обезжиренное молоко. Эти цены никогда не стоят на месте. Происходит их постоянное колебание, причем в достаточно обширных пределах. Так, в конце 2007 года цена за один килограмм сухого обезжиренного молока составляла около 4 долларов США, летом 2009 года она упала до 1,3 доллара США за килограмм. Падение экспортных цен сказывается и на финансовых результатах белорусской молочной промышленности. В 2008 и в 2009 годах отрасль сработала в убыток. Обычно производители молочной продукции пытаются переложить часть финансовых потерь на поставщиков сырья - фермеров, снижая закупочные цены. Слив молока в канализацию - это протест фермеров против ценовой политики гигантов мировой молочной промышленности. В Евросоюзе для стабилизации закупочных цен на молоко применяются так называемые интервенции: у производителей молочной продукции государство выкупает излишки сухого молока по цене, обеспечивающей его безубыточное производство. Таким образом поддерживается приемлемый уровень закупочных цен.
- Алексей Викторович, в какие страны кроме России экспортируются молочные продукты белорусского производства?
- У каждого белорусского предприятия, конечно же существует своя структура экспорта выпускаемой продукции. Наше предприятие за последние несколько лет заключило множество контрактов на поставку сухого обезжиренного молока в Венесуэлу, Ливию, ОАЭ, Сирию, Пакистан, Египет, Иорданию и Нигерию. Нам удалось увеличить долю экспорта в страны дальнего зарубежья до 55 % от общего объема экспортируемой продукции. Таким образом, мы менее подвержены влиянию российско-белорусских молочных конфликтов.
Андрей ШАПОРОВ
Наиболее популярная в Беларуси корова пророды «Гольштын» дает в среднем 5 000 литров молока в год. Физиологический максимум для коров этой породы составляет 6 500 литров молока в год.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть