29837

Проблемы и последствия вступления Беларуси в ВТО для аграрного сектора

№ 20 от 15 мая 2013 года 15/05/2013

Сложности

Членство в ВТО радикально изменит возможности национальной государственной поддержки села как внутри страны, так и вне ее, вызовет усиление конкуренции.

Если в 2011 г. государственная поддержка АПК составила 7 трлн бел. руб., то со вступлением Беларуси в ВТО её необходимо будет увеличить более чем в 2-3 раза, или довести до $ 1,6-2,5 млрд в год по сравнению с нынешним уровнем. (Уровень государственной поддержки села, соответствующий уровню развитых стран, - порядка $16-18 млрд.) Проблема аграрной сферы Беларуси в том, что уровень поддержки в $ 2,5 млрд у нас никогда не существовал, и даже если предположить срочное удвоение расходов госбюджета на развитие отрасли, становится ясно, что за один год не решить все проблемы в ее развитии. Сельское хозяйство Беларуси всегда имело уровень поддержки в десятки раз более низкий, чем в развитых странах. В результате присоединения к ВТО этот разрыв не будет снижаться. Именно это обусловливает более низкую конкурентоспособность сельскохозяйственного производства в Беларуси по сравнению с развитыми странами - членами ВТО. И это означает, что, когда продовольственный рынок страны откроется для импорта, нашим сельскохозяйственным производителям будет очень сложно конкурировать с зарубежными поставщиками.

Переходный период в 3-5 лет дает производителям сельскохозяйственной продукции страны последнюю возможность повысить конкурентоспособность своих товаров. В ближайшие несколько лет  Беларуси предстоит увеличить дотации сельского хозяйства, снизить импортные пошлины на потребительские товары, уменьшить пошлины на тяжёлое оборудование для сельского хозяйства, строительства, науки, а также на фармацевтическую продукцию.

Перспективы

После вступления Беларуси в ВТО возможности для аграрного экспорта страны улучшатся. Перспективы роста мирового спроса на продовольствие - громадные. По данным FAO, в первом квартале 2011 года по сравнению с тем же периодом 2010 года цены на кукурузу выросли на 74%, на пшеницу – на 69%, на масло – на 55%, на соевые бобы – на 36%, на говядину – на 30%. По прогнозу OECD – FAAO Agricultural Outlook 2011-2020 гг., в ближайшее десятилетие реальные мировые цены на зерновые возрастут на 20%, на мясо – на 30% по сравнению с уровнем 2001-2010 гг.

Более того, как считают многие ученые  мира, к 2030 г. рост среднего класса увеличится на 3 млрд человек, что резко повысит спрос и на продовольствие.

Таким образом, в краткосрочной и долгосрочной перспективах условия для увеличения аграрного экспорта Беларуси при вступлении в ВТО станут более выгодными. Кроме получения непосредственной прибыли, это позволит заметно диверсифицировать структуру экспорта страны.

Диверсификация торговли, углубление экономической кооперации со странами Евросоюза и мирового Юга являются важной предпосылкой роста для экспортоориентированной белорусской экономики.

Меры защиты

Однако нужно иметь в виду, что Беларуси придётся согласовывать условия доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на белорусский рынок. Для адаптации соответствующего производства к либерализованному доступу иностранных товаров на белорусский рынок по каждому товару необходимо уже сегодня предусматривать переходный период, который может составить, в зависимости от степени чувствительности производства данного товара к импорту, 5-7 лет.

Для защиты отечественного сельскохозяйственного производства в отношении отдельных товаров нужно предусматривать механизм квотирования.

Нужно думать о сохранении возможности использования комбинированных ставок таможенных пошлин, являющихся как инструментом борьбы с занижением таможенной стоимости при таможенном оформлении внешнеторговых поставок, так и в определенной мере дополнительным средством защиты отечественного рынка от массированных импортных поставок дешевых китайских товаров.

К работе над формированием обязательств по услугам нужно шире привлекать региональные и деловые круги, а управленцам - опираться на результаты аналитических исследований состояния рынка ученых и НИИ регионов.

Для того чтобы выжить в условиях обостряющейся конкуренции на продовольственном рынке Беларуси, все хозяйства и фирмы АПК должны развиваться не по технологическому, а по маркетинговому пути.

На уровне макроэкономики Беларуси необходимо иметь устойчивую аграрную политику: должны быть постоянная поддержка АПК в сфере производства, научном обеспечении исследовательских работ и подготовке высококвалифицированных кадров для аграрной сферы, адресная социальная политика, компенсирующая повышение цен на продовольствие для бедных слоёв населения, должен быть устранен огромный разрыв в уровне доходов и качества жизни между сельским и городским населением.

На первый взгляд, присоединение Беларуси к ВТО не вызовет системных проблем ни в одном из секторов белорусской экономики. В краткосрочной перспективе могут возникнуть проблемы у отдельных предприятий, неконкурентоспособных уже сейчас, а в наших регионах таких предприятий немало. Однако при рациональном управлении и ликвидации их посредством модернизации влияние этого фактора на темпы роста экономики в целом и её отдельных отраслей ожидается незначительным.

Отдача от поддержки

В начале 2013 г. в Беларуси вырос импорт по ряду отраслей. В частности, более чем на 40% вырос импорт продовольственных товаров, на 35% непродовольственных. На 25% увеличились закупки сырья, материалов и комплектующих. Этот рост был  бы оправданным, если бы возрастали объёмы экспорта. Это говорит о том, что нужно увеличивать наращивание инвестиционного импорта, но только для проведения модернизации производства, создания новых и внедрения высоких технологий, отвечающих мировому уровню.

За 2009-2011 гг. господдержка АПК снизилась на 11%, при этом производство продукции за этот период увеличилось на 30%. Это свидетельствует о том, что вложения государства в развитие АПК дают результат и являются реальным шагом на пути к выходу аграрного сектора страны на самоокупаемость.

При присоединении Беларуси  к ВТО господдержка АПК необходима ещё в течение 3-5 лет, но в дальнейшем она будет снижаться. Однако  финансирование  развития социальной инфраструктуры села следует продолжать поддерживать постоянно.

В связи со вступлением Беларуси в ВТО увеличится и таможенный пропуск автомобилей в три страны Европы (Польша, Литва и Латвия), который сегодня составляет 28 тыс. единиц, а к 2015 г. планируется увеличить пропуск ещё на 10 тыс. единиц.

Реальная борьба на рынках Беларуси только начинается. Открытие белорусских рынков для импорта продукции (товаров и услуг) будет в десятки раз меньше по объёмам, чем в начале 1991-1992 гг.

Аркадий МОРОЗ, профессор Гродненского государственного университета

«АиФ» ждёт и другие точки зрения наших читателей. Следите за дискуссией

 

СПРАВКА

Основополагающие принципы Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ/ВТО):

  • взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле;
  • взаимное предоставление национального режима товарам и услугам  иностранного происхождения;
  • регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
  • отказ от использования количественных и других ограничений;
  • прозрачность торговой политики.

КСТАТИ

Опыт стран - соискателей на вступление в ВТО говорит, что этот процесс занимает в среднем 5-7 лет. Первое заседание рабочей группы по вступлению России в ВТО было в 1995 г., но  официально Российская Федерация стала 156-м членом ВТО 22 августа 2012 года.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно