О том, как это сделать по закону, «АиФ» поговорил с Евгенией СТАРОСОТНИКОВОЙ, юристом юридической фирмы «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий».
- Как гласит Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», любая некачественная продукция, не соответствующая обязательным санитарно-эпидемиологическим требованиям, подлежит изъятию из обращения, - говорит юрист. - Вместе с тем потребитель, который приобрел такой товар и, воспользовавшись своим правом, вернул его продавцу, не может точно знать, куда отправилась возвращенная им продукция, и кто знает, не остались ли в продаже другие некачественные товары?
Пошагово
- Каким должен быть первый шаг потребителя по контролю за действиями продавца?
- Для начала - оставить жалобу (информацию о том, что человеком был приобретен конкретный некачественный товар) в Книге замечаний и предложений. По общему правилу продавец обязан дать письменный ответ потребителю в течение 15 дней, известив о мерах, принятых в отношении изъятия некачественной продукции из обращения. Соответственно, при наличии письменного уведомления покупателя о том, что ему продан некачественный товар, продавец будет чувствовать большую ответственность. Вместе с тем даже в случае получения от продавца ответа о том, что весь некачественный товар был снят с продажи, на деле ситуация может обстоять по-иному.
Право покупателя
- Может ли покупатель самостоятельно заставить продавца снять товар с полки?
- Нет, не может. Зато обязать владельца изъять из обращения продукцию, не отвечающую санитарно-эпидемиологическим требованиям, может санитарный врач соответствующей административно-территориальной единицы путем вынесения предписания.
Так, потребитель может в письменной форме сообщить в санэпидемслужбу о факте продажи ему некачественной продукции, приложив доказательства обращения к продавцу с жалобой (чек, копию жалобы, оставленной в Книге замечаний и предложений, копию ответа продавца).
Однако если в своем ответе продавец указал, что уже изъял из продажи некачественный товар, основания для вынесения предписания будут отсутствовать, но на продавца будет наложен административный штраф. Например, за продажу товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации частью 2 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрен штраф в размере от 10 до 50 БВ.
Если же потребитель представит в санэпидемслужбу доказательства неоднократной продажи некачественного товара (опять же, это может быть чек о приобретении товара, копии жалоб и ответов на них), то это будет достаточным основанием для проведения проверки такого продавца с целью выявления факта продажи им продукции, не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Предписание о проведении проверки может быть вынесено только после получения достоверной информации, подтверждающей факт предложения к продаже либо факт продажи продукции, не соответствующей требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В ряде случаев может возникнуть необходимость проведения лабораторного исследования, например, для определения повышенного содержания нитратов в овощах. В иных случаях процесс сбора доказательств намного проще, достаточно фиксации сотрудниками санэпидемслужбы факта наличия в продаже продукции, например, с нарушенной целостностью упаковки, с истекшим сроком годности (хранения), с явными признаками порчи, с отсутствием необходимой маркировки.
Владелец некачественной продукции обязан не позднее 10 рабочих дней после получения предписания изъять некачественную продукцию из оборота (уничтожить) и сообщить об этом в орган, вынесший предписание, с приложением подтверждающих документов.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть