4406

Некондиция. Что делать, чтобы ее не вернули в продажу?

№ 28 от 10 июля 2013 года 10/07/2013

О том, как это сделать по закону, «АиФ» поговорил с Евгенией СТАРОСОТНИКОВОЙ, юристом юридической фирмы «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий».

- Как гласит Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», любая некачественная продукция, не соответствующая обязательным санитарно-эпидемиологическим требованиям, подлежит изъятию из обращения, - говорит юрист. - Вместе с тем потребитель, который приобрел такой товар и, воспользовавшись своим правом, вернул его продавцу, не может точно знать, куда отправилась возвращенная им продукция, и кто знает, не остались ли в продаже другие некачественные товары?

Пошагово

- Каким должен быть первый шаг потребителя по контролю за действиями продавца?

- Для начала - оставить жалобу (информацию о том, что человеком был приобретен конкретный некачественный товар) в Книге замечаний и предложений. По общему правилу продавец обязан дать письменный ответ потребителю в течение 15 дней, известив о мерах, принятых в отношении изъятия некачественной продукции из обращения. Соответственно, при наличии письменного уведомления покупателя о том, что ему продан некачественный товар, продавец будет чувствовать большую ответственность. Вместе с тем даже в случае получения от продавца ответа о том, что весь некачественный товар был снят с продажи, на деле ситуация может обстоять по-иному.

Право покупателя

- Может ли покупатель самостоятельно заставить продавца снять товар с полки?

- Нет, не может. Зато обязать владельца изъять из обращения продукцию, не отвечающую санитарно-эпидемиологическим требованиям, может санитарный врач соответствующей административно-территориальной единицы путем вынесения предписания.

Так, потребитель может в письменной форме сообщить в санэпидемслужбу о факте продажи ему некачественной продукции, приложив доказательства обращения к продавцу с жалобой (чек, копию жалобы, оставленной в Книге замечаний и предложений, копию ответа продавца).

Однако если в своем ответе продавец указал, что уже изъял из продажи некачественный товар, основания для вынесения предписания будут отсутствовать, но на продавца будет наложен административный штраф. Например, за продажу товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации частью 2 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрен штраф в размере от 10 до 50 БВ.

Если же потребитель представит в санэпидемслужбу доказательства неоднократной продажи некачественного товара (опять же, это может быть чек о приобретении товара, копии жалоб и ответов на них), то это будет достаточным основанием для проведения проверки такого продавца с целью выявления факта продажи им продукции, не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Предписание о проведении проверки может быть вынесено только после получения достоверной информации, подтверждающей факт предложения к продаже либо  факт продажи продукции, не соответствующей требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В ряде случаев может возникнуть необходимость проведения лабораторного исследования, например, для определения повышенного содержания нитратов в овощах. В иных случаях процесс сбора доказательств намного проще, достаточно фиксации сотрудниками санэпидемслужбы факта наличия в продаже продукции, например, с нарушенной целостностью упаковки, с истекшим сроком годности (хранения), с явными признаками порчи, с отсутствием необходимой маркировки.

Владелец некачественной продукции обязан не позднее 10 рабочих дней после получения предписания изъять некачественную продукцию из оборота (уничтожить) и сообщить об этом в орган, вынесший предписание, с приложением подтверждающих документов.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно