На эти и другие вопросы читателей «АиФ» во время прямой линии ответил специалист - эксперт Минского общества потребителей Игорь КОВБАСА.
За качество ответят
На рынке муж купил 2,5 кг мяса. Продавец сказал, что мясо для котлет, и сам упаковал его. Но дома вместо котлетного мяса в пакете мы обнаружили обрезки, которые годятся разве что на корм собаке. Можно ли вернуть деньги? Поставский район
- Вы можете вернуть деньги. В данной ситуации продавец нарушил правила торговли. Он не имел права ограничивать вас в выборе продукта. Исключение - товар, расфасованный на производстве. Прежде всего вам необходимо обратиться к продавцу. Если это не поможет, смело идите в администрацию рынка и оставьте запись в книге замечаний и предложений. Книга замечаний и предложений предъявляется по первому требованию покупателя. Если удовлетворить жалобу откажутся и продавец, и администрация, вы можете обратиться к уполномоченному представителю по защите прав потребителей при вашем сельсовете.
Купил в магазине тушенку. Пришел домой, открыл банку, а там плесень. Что делать в такой ситуации? Идти в магазин и требовать возврата денег? Владимир, Минский район
- Вскрытую банку тушенки магазин у вас не заберет. В таких ситуациях потребителю важно знать порядок действий. Если тушенка действительно некачественная, потребитель с этим продуктом должен обратиться в Центр гигиены и эпидемиологии и написать заявление. Дальше санитарная служба будет разбираться с продавцом или производителем товара. Специалисты сделают контрольную закупку в магазине, в котором была приобретена некачественная тушенка, и проведут соответствующие анализы. Но сейчас многие продавцы, чтобы не потерять потребителя, в такой ситуации скорее поменяют товар или вернут деньги.
Может ли продавец снижать цену продуктов, если до истечения срока годности осталось немного времени? Светлана, Гомель
- Может. Но продавец имеет право уменьшить цену только на качественный товар. Если, например, до конца срока реализации хлеба остается 12 часов, то продавец вправе снизить цену. Совсем другое дело – снижать цену на почерневшие помидоры или побитые яблоки. К реализации не допускаются овощи и плоды, имеющие признаки недоброкачественности, с нарушением целостности кожуры. Это считается нарушением правил торговли.
Скажите, можно ли наклеивать ценники прямо на огурцы или помидоры, яблоки? Н. Куликова, Могилев
- Не допускается наклеивание стикеров с информацией о товаре непосредственно на неупакованные продовольственные товары, в том числе овощи и плоды, за исключением овощей и плодов, кожура которых является несъедобной для человека.
Знать права
В каких случаях потребитель не должен платить за упаковку продуктов? Виктория, Барановичи
- Продавец обязан передать покупателю товары надлежащего качества в таре и (или) упаковке, за исключением товаров, которые по своему характеру не требуют затаривания в тару и (или) упаковку, в определенном наборе (комплект товаров) и комплектности с относящимися к товарам документами и принадлежностями. Товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы. Вид такой упаковки определяется продавцом. Исключение - упаковка торта, наборов пирожных, продаваемых в розлив напитков, цена которых включается в розничную цену товаров.
То есть, если вы хотите купить салатик на развес, продавец может предложить на выбор упаковку в бесплатный пакет или в лоток, за который придется заплатить. Кстати, по первому требованию покупателя любой упакованный в магазине продукт (печенье, салат) должен быть перефасован в бесплатную упаковку.
Без довесков
Часто в магазине наблюдаю такую ситуацию: например, бананы продают только расфасованными по нескольку штук. Я хочу взять одну большую гроздь бананов, а вынуждена покупать поштучно. Правомерно ли это? А. Сушко, Горки
- Нет, это нарушение правил торговли и Закона о защите прав потребителей. У покупателя должен быть выбор: купить ему продукт в упаковке либо без нее.
При покупке мяса в продовольственном магазине мне предложили в виде довеска кусок, состоящий из кости и прожилок. Правомерны ли действия продавца? Г. Высюк, Минск
- Неправомерны. Любые довески считаются нарушением правил торговли. Никто не вправе ограничивать потребителя в выборе товара. Вам должны продать этот кусок мяса, только если вы хотите его купить.
Что делать, если разбил бутылку алкоголя в магазине? Обязан ли я платить за испорченный товар?
- Подобные случаи периодически происходят во всех магазинах с открытой выкладкой. Дело в том, что переход права собственности на тот или иной товар происходит в момент его оплаты на кассе, а до тех пор любой из представленных к реализации товаров является собственностью торговой организации. Поэтому любой ущерб магазину должен быть компенсирован покупателем. Но здесь тоже есть нюансы. Если в торговом зале магазина созданы такие условия, что покупатель может задеть и разбить товар (например, очень узкие проходы между торговыми рядами), то в таком случае он не обязан платить за испорченный товар.
Милиция разберется
Вправе ли охранники обыскивать покупателей? Е. Шульгин, Борисов
- Если у охранника имеются подозрения, что покупатель совершил противоправные действия, он имеет право лишь остановить предполагаемого нарушителя, при этом назвав причину, и вызвать милицию. Обыск уполномочены производить только сотрудники милиции. Причем процедура обыска проводится только лицом одного пола с подозреваемым в краже и в присутствии понятых и специалистов того же пола.
Обязательно ли оставлять свои вещи в камере хранения? Светлана, Лида
- Продавец не вправе препятствовать входу покупателя в торговый зал со своими вещами. Только сами владельцы вещей могут решать, оставлять ли их в камерах хранения магазина. Однако, отказываясь сдавать свои вещи, следует быть готовыми к тому, что на выходе из магазина вас могут попросить показать содержимое сумок, карманов пальто и т. д.
Поздно возвращалась домой после работы. До закрытия супермаркета оставалось еще 5 минут. Но меня попросили выйти. Правомерно ли это? Геннадий, Волковыск
- Нет, сотрудники магазина не имеют права не впустить покупателя в магазин даже за 5 минут до закрытия, Покупатель обслуживается в установленное время работы продавца. За 10 минут до окончания времени работы продавец может предупредить покупателя о том, что время работы заканчивается и обслуживание прекращается в соответствии с режимом работы.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть