6778

Дети и деньги: учим экономической культуре или растим клиентов для банков?

 

В последнее время на страницах республиканских газет появились постоянные рубрики для детей с основами денежной азбуки и финансовой грамотности, а с экрана телевизора маленький мальчик рекламирует собственную платежную банковскую карточку. Наряду с соответствующим образованием взрослых страна взялась и за детей, объясняя это тем, что финансовая грамотность – вклад в их состоятельное будущее.

Но поскольку дело это новое, то вызывает у многих взрослых вопросы. Не расширяют ли просто банки рынок своих услуг за счет детей, предлагая в качестве подарка на день рождения детскую платежную карту? Не сменит ли эта финансовая психология полюса в ментальности наших детей, которых мы привыкли учить «не иметь сто рублей, а иметь сто друзей»? и т.д.

Частично уже можно дать ответы на эти вопросы, потому что в стране накоплен некоторый опыт финансового образования детей. С 2012 года Представительство Международного детского фонда в Республике Беларусь на нескольких площадках внедряет международную программу социального развития и финансового образования детей «Афлатун». И уже есть примеры ее результативности. Ученики 4-х классов при поддержке Консультативного центра по защите прав детей в Сморгони, который предлагает программу «Афлатун», выиграли в Европейском бизнес-конкурсе для школ. При помощи местных органов образования и центров занятости команда 25 школьников разработала бизнес-план для восстановления старой школьной мебели. 30% дохода были направлены на обеспечение обедов для детей из местного приюта, а остальные были реинвестированы в бизнес. Этот пример показывает, что финансовая грамотность не превратится в меркантильность и накопительство, если параллельно будет идти обучение детей социальной ответственности. Только тогда они научатся сознательно развивать свое общество, грамотно находя ресурсы для этого. На сегодня уже более 10 тысяч белорусских детей участвуют в этой программе, и, как заявил представитель Международного секретариата «Афлатун» Хиде Ван дер ФЕЕР, организация может помочь разработать подобную программу для белорусской национальной системы образования.

В Беларуси есть и свой опыт финансового образования детей. Как рассказала Елена ОНУФРОВИЧ, ведущий инспектор управления социальной и воспитательной работы Минобразования, в Минской области реализуется проект по созданию школьных бизнес-компаний,  которых  на данный момент уже 70. На коллегии Министерства  регионам было рекомендовано изучать и внедрять это новшество. Также сегодня уже разработаны программы школьных факультативов: «Основы потребительских знаний», «Основы предпринимательства», «Макроэкономика», «Микроэкономика» и др. В следующем году намечено провести научное исследование  по этой тематике с привлечением ученых, чтобы определить, какие направления и как развивать дальше.

Нацбанк - за

Представители Национального банка РБ, который сегодня координирует работу в области повышения финансовой грамотности населения Беларуси, не разделяют сомнений по поводу того, что банки не столько обучают детей, сколько просто растят для себя будущих клиентов. Наоборот, это поможет детям в будущем ориентироваться в усложняющемся рынке финансовых услуг, принимать правильные решения, считают специалисты. Как рассказала начальник отдела финансовой грамотности Нацбанка Юлия САКОВИЧ, проведенное банком социсследование показало, что белорусы пока очень слабо разбираются в финансовых механизмах. Так, на вопросы по умению рассчитывать проценты по депозиту, знанию уровня инфляции и ставок по депозитам, только 5% опрошенных верно ответили на все три вопроса, а 44% не ответили правильно ни на один из вопросов. Отсюда, по мнению эксперта, и возникают такие острые проблемы, как отсутствие планирования семейного бюджета, стремление переложить всю ответственность на государство, недостаточное  понимание  возможностей инвестирования.

В целом, как показало исследование Нацбанка, 15% опрошенных вообще не пользуются финансовыми услугами, 30% используют только 1-2 простейшие услуги. Только 30% владеют банковским счетом, 16% - имеют депозит, 18% - пользуются кредитом.

Начальник управления регулирования небанковских операций Нацбанка Дмитрий НАБЗДОРОВ привел пример Германии, страны с высоким уровнем благосостояния и бережливости населения: там родители  приводят детей в банк, где им открывают счет, куда они постоянно вносят свои небольшие сбережения.

Пример Германии действительно хороший, так как показывает, что финансовая грамотность имеет смысл там, где все - и население, и банки, и государство - соблюдают правила игры, и условия этой игры прозрачны и стабильны. Там же, где один из участников имеет склонность неожиданно менять эти правила, не выполнять обязательства пред другими, финансовое образование рискует превратиться в игру по отработке навыков «кто кого обует». 

ЦИФРЫ

Международной программой «Афлатун» охвачено более 2 млн детей в 101 стране мира. Более 486 тысяч из них копят сбережения, в среднем 0,11 евро в месяц. Общая сумма детских сбережений - более 1,4 млн евро.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно