343

Центры развития. В интернатах для взрослых появилась образовательная среда

№ 25 от 21 июня 2016 года 21/06/2016

В связи с этим у нас планомерно развивались система и инфраструктура образования для детей с психофизическими особенностями. Однако все эти усилия и затраты становятся напрасными, когда ребенок, достигнув совершеннолетия, попадает в психоневрологический интернат для взрослых (ПНИ) - здесь его образование заканчивается. В силу сложившейся традиции считалось, что дальнейшее обучение здесь ни к чему, так как в казенном доме люди проживут до конца своих дней под полной опекой государства.

В ТЕМУ
  • В настоящее время в Государственной думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому невозможно будет поместить недееспособных граждан в интернат без их согласия. По мнению адвоката, юридического советника МОО «Психиатрический правозащитный центр» Дмитрия БАРТЕНЕВА, это прогрессивная мера, поскольку она позволит учитывать мнение самого гражданина, которое сегодня зачастую полностью  игнорируются опекунами. Если данная норма будет принята, то органы опеки вынуждены будут искать иные методы поддержки нуждающихся.
  • В Венгрии человек, понимающий, что в дальнейшем может потерять возможность принимать определенные решения самостоятельно, может зарегистрировать своего рода «завещание», которому опекун будет вынужден следовать.

В последние 10-15 лет отношение к проживающим в таких закрытых учреждениях стало меняться. На официальном уровне было заявлено, что одна из задач социальной политики сегодня состоит в подготовке  взрослых, проживающих  в  психоневрологических интернатах, к жизни в обществе. Для этого необходимо, чтобы люди  могли вспомнить то, что они забыли за время, проведенное в интернате, и получить те знания, которых не смогли приобрести ранее.

В июле 2015 года стартовал  проект международной технической помощи «Беларусь на пути деинституализации. Создание образовательного пространства для людей (18+) с интеллектуальным недугом»*. Он  направлен на создание образовательной среды в психоневрологических интернатах для людей старше 18 лет  с высоким  ресурсом развития.

Обучение вместо консервации

-  Уже 1 сентября 2016 года  на базе 46 психоневрологических  интернатов будут открыты оборудованные всем необходимым Центры обучения и развития, в каждом из которых смогут обучаться по индивидуальному плану 10-12 человек. Таким образом, одновременно начнут  специальную подготовку  около 500 человек. Наша организация давно  разрабатывает тему деинституализации. И совершенно очевидным  был первый шаг – создание образовательного пространства, которое бы компенсировало для проживающих нехватку знаний, недостающих или забытых. Лабораторией специального образования Национального института образования разработан  учебно-методический комплекс для таких занятий, написаны программы и методические рекомендации для специалистов, - рассказала  руководитель МОО «Голос сердца» Светлана БЛАЙ.

- Поскольку путь непроторенный, работа над проектом не дает расслабляться: возникают разные коллизии, и необходимо находить компромиссные решения. Так, неожиданно мы выявили проблему группы молодежи, которая все еще проживает в детских интернатах до 31-35 лет  - из-за отсутствия преемственности между интернатами для детей и взрослых. Эти люди не продолжают образования, не устроены на работу... Сейчас положение этой молодежи попало под пристальное внимание двух ведомств - Минобразования и Минсоцзащиты. Одной из  многочисленных причин создания этого проекта послужило еще одно наше открытие -  полная неграмотность людей ярких, инициативных, с высоким  IQ, заметных своим активным участием в жизни интерната. Устаревшая философия общества, которая не вбирала этих людей  в себя, должна уйти. Проект содержит много  инновационных частностей. Мы  хотим, чтобы все получилось и пошло на пользу людям.  Эксперимент даст возможность понять, чему и как учить взрослых в таких интернатах, и оценить, как эффективность их социализации с помощью образования поможет опровергнуть мнение о них как о людях необучаемых, не способных к продуктивной коммуникации и формированию смыслов. Вместо учреждений «консервации» людей интернаты должны стать центрами развития личности.

«Хотим учиться» - более 80%

В рамках проекта было проведено анкетирование проживающих в белорусских психоневрологических интернатах. По сути, это первое исследование, которое позволяет услышать голос этой категории людей. И его результаты разрушают сложившийся стереотип, что люди, привыкшие к гиперопеке в интернатах, не хотят работать, развиваться и проявлять какую-либо инициативу. Были опрошены 80 постояльцев 4 интернатов страны в возрасте 18-50 лет с различной степенью тяжести интеллектуальных нарушений. Более 60% опрошенных  проживали в них 10 и более лет.

- На вопрос: «Хотели ли бы вы учиться?» более 80% ответили положительно, - рассказала о результатах анкетирования Татьяна ЛИСОВСКАЯ, представитель лаборатории специального образования Национального института образования. - На вопрос: «Для чего вы хотели бы учиться?» около 50% пояснили: «Чтобы быть самостоятельным и жить самостоятельно», 31% - «Чтобы пойти работать».

- Мы реально оцениваем возможности проживающих в психоневрологических интернатах и не считаем, что дееспособность можно вернуть всем. Но образовательные условия необходимо предоставить всем, чтобы каждому дать шанс на развитие и возможное восстановление дееспособности, - резюмировала Татьяна Лисовская.

И дело здесь не только в соблюдении прав человека. По мнению эксперта, общество несет огромные экономические потери в связи с прекращением образования данной категории лиц, лишением их дееспособности и содержанием в закрытых учреждениях на гособеспечении. Для справки: если в 2011 г. в ПНИ проживали 11,5 тысячи постояльцев, то в 2015 г. – 12,6 тыс.

- Министерство труда и социальной защиты поддерживает этот проект, поскольку он позволит найти точки соприкосновения ведомства с Министерством образования, а значит, объединить усилия и расширить возможности для решения проблем данной категории нуждающихся, - заявил Николай ОРЕЛ, заместитель начальника управления Министерства труда и социальной защиты Беларуси.

*Финансирование проекта осуществляется Фондом демократии ООН. Проект реализуется международной общественной организацией «Голос сердца», которая на протяжении нескольких лет работала над этой темой, выделяя ее как первостепенную, стартовую на пути к деинституализации интернатов.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно