В связи с этим у нас планомерно развивались система и инфраструктура образования для детей с психофизическими особенностями. Однако все эти усилия и затраты становятся напрасными, когда ребенок, достигнув совершеннолетия, попадает в психоневрологический интернат для взрослых (ПНИ) - здесь его образование заканчивается. В силу сложившейся традиции считалось, что дальнейшее обучение здесь ни к чему, так как в казенном доме люди проживут до конца своих дней под полной опекой государства.
В ТЕМУ |
|
В последние 10-15 лет отношение к проживающим в таких закрытых учреждениях стало меняться. На официальном уровне было заявлено, что одна из задач социальной политики сегодня состоит в подготовке взрослых, проживающих в психоневрологических интернатах, к жизни в обществе. Для этого необходимо, чтобы люди могли вспомнить то, что они забыли за время, проведенное в интернате, и получить те знания, которых не смогли приобрести ранее.
В июле 2015 года стартовал проект международной технической помощи «Беларусь на пути деинституализации. Создание образовательного пространства для людей (18+) с интеллектуальным недугом»*. Он направлен на создание образовательной среды в психоневрологических интернатах для людей старше 18 лет с высоким ресурсом развития.
Обучение вместо консервации
- Уже 1 сентября 2016 года на базе 46 психоневрологических интернатов будут открыты оборудованные всем необходимым Центры обучения и развития, в каждом из которых смогут обучаться по индивидуальному плану 10-12 человек. Таким образом, одновременно начнут специальную подготовку около 500 человек. Наша организация давно разрабатывает тему деинституализации. И совершенно очевидным был первый шаг – создание образовательного пространства, которое бы компенсировало для проживающих нехватку знаний, недостающих или забытых. Лабораторией специального образования Национального института образования разработан учебно-методический комплекс для таких занятий, написаны программы и методические рекомендации для специалистов, - рассказала руководитель МОО «Голос сердца» Светлана БЛАЙ.
- Поскольку путь непроторенный, работа над проектом не дает расслабляться: возникают разные коллизии, и необходимо находить компромиссные решения. Так, неожиданно мы выявили проблему группы молодежи, которая все еще проживает в детских интернатах до 31-35 лет - из-за отсутствия преемственности между интернатами для детей и взрослых. Эти люди не продолжают образования, не устроены на работу... Сейчас положение этой молодежи попало под пристальное внимание двух ведомств - Минобразования и Минсоцзащиты. Одной из многочисленных причин создания этого проекта послужило еще одно наше открытие - полная неграмотность людей ярких, инициативных, с высоким IQ, заметных своим активным участием в жизни интерната. Устаревшая философия общества, которая не вбирала этих людей в себя, должна уйти. Проект содержит много инновационных частностей. Мы хотим, чтобы все получилось и пошло на пользу людям. Эксперимент даст возможность понять, чему и как учить взрослых в таких интернатах, и оценить, как эффективность их социализации с помощью образования поможет опровергнуть мнение о них как о людях необучаемых, не способных к продуктивной коммуникации и формированию смыслов. Вместо учреждений «консервации» людей интернаты должны стать центрами развития личности.
«Хотим учиться» - более 80%
В рамках проекта было проведено анкетирование проживающих в белорусских психоневрологических интернатах. По сути, это первое исследование, которое позволяет услышать голос этой категории людей. И его результаты разрушают сложившийся стереотип, что люди, привыкшие к гиперопеке в интернатах, не хотят работать, развиваться и проявлять какую-либо инициативу. Были опрошены 80 постояльцев 4 интернатов страны в возрасте 18-50 лет с различной степенью тяжести интеллектуальных нарушений. Более 60% опрошенных проживали в них 10 и более лет.
- На вопрос: «Хотели ли бы вы учиться?» более 80% ответили положительно, - рассказала о результатах анкетирования Татьяна ЛИСОВСКАЯ, представитель лаборатории специального образования Национального института образования. - На вопрос: «Для чего вы хотели бы учиться?» около 50% пояснили: «Чтобы быть самостоятельным и жить самостоятельно», 31% - «Чтобы пойти работать».
- Мы реально оцениваем возможности проживающих в психоневрологических интернатах и не считаем, что дееспособность можно вернуть всем. Но образовательные условия необходимо предоставить всем, чтобы каждому дать шанс на развитие и возможное восстановление дееспособности, - резюмировала Татьяна Лисовская.
И дело здесь не только в соблюдении прав человека. По мнению эксперта, общество несет огромные экономические потери в связи с прекращением образования данной категории лиц, лишением их дееспособности и содержанием в закрытых учреждениях на гособеспечении. Для справки: если в 2011 г. в ПНИ проживали 11,5 тысячи постояльцев, то в 2015 г. – 12,6 тыс.
- Министерство труда и социальной защиты поддерживает этот проект, поскольку он позволит найти точки соприкосновения ведомства с Министерством образования, а значит, объединить усилия и расширить возможности для решения проблем данной категории нуждающихся, - заявил Николай ОРЕЛ, заместитель начальника управления Министерства труда и социальной защиты Беларуси.
*Финансирование проекта осуществляется Фондом демократии ООН. Проект реализуется международной общественной организацией «Голос сердца», которая на протяжении нескольких лет работала над этой темой, выделяя ее как первостепенную, стартовую на пути к деинституализации интернатов.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть