Группа белорусских педагогов, представляющих Ассоциацию «Образование для устойчивого развития», недавно побывала в Эстонии, где познакомилась с опытом наших соседей в обучении школьников предприимчивому и предпринимательскому мышлению.
Видеть проблемы окружающих
Светлана КОРОСТИК, директор средней школы №10 г. Борисова:
- Так как в Беларуси о предприимчивости школьников задумались сравнительно недавно и опыта в этой сфере не было, за основу проекта «Предприимчивая школа» был взят опыт наших эстонских коллег, а именно - их программа по развитию предприимчивости учащихся средних и старших классов. В этом проекте участвуют школы из разных областей Беларуси, и каждое учебное заведение подошло к воплощению идеи индивидуально. Так, в некоторых школах взяли за основу экономическое образование, делая упор на изучение таких предметов, как математика, физика, информатика. В других ставку сделали на воспитательные проекты, например, в нашей школе формирование предприимчивости внедряется через развитие гражданских компетенций. Мы взяли курс на осуществление социальных проектов и учим детей находить проблемные ниши, пока незанятые государством, и планировать пути решения.
Эстонский опыт подсказал немало хороших идей: допустим, чтобы развивать предприимчивость детей, необязательно конструировать луноход. Можно научить видеть проблемы окружающих людей, взаимодействовать с ними, чтобы находить пути решения. Участники различных проектов по предприимчивости должны быть ориентированы не столько на получение дохода, сколько на развитие собственной предприимчивости.
По моим наблюдениям, в Эстонии дети сами инициируют идеи, а учителя выступают как менторы, советчики и координаторы (в Беларуси, как правило, учитель подталкивает ребенка к действиям). И главное, чего пока нет у нас, - это хорошие программы, по которым мы могли бы эффективно работать. Целесообразно было бы обратиться к опыту Эстонии, сначала обучая группу учителей, которые затем обучают детей. Чтобы преподаватель мог воспитывать предприимчивых, активных, социально адаптированных, ответственных людей, он сам должен обладать деловыми качествами, широким спектром знаний, умений и навыков в области предпринимательской деятельности. Кроме того, учитель должен уметь практически осуществлять предпринимательскую деятельность, быть психологически готовым к её организации и реализации: невозможно научить тому, чего не умеешь делать сам.
Воспитать личность
Татьяна ГУБЕНКОВА, заместитель директора по воспитательной работе средней школы №16 г. Орши:
- Сегодня со стороны государства есть заказ: выпускать из школы социализированную личность. Для этого мы проводим многовекторную работу. В частности, в задачу СШ №16, на базе которой действует Ресурсный центр обеспечения социокультурных изменений региона, входит развитие детской инициативы, и в этом должно помочь внедрение модели проекта «Предприимчивая школа». Упор делается на развитие лидерских качеств через социально активную деятельность. Например, наши ученики уже умеют договариваться (вести переговоры) со взрослыми благодаря такой форме, как детско-взрослая переговорная площадка. Так, в ходе переговоров взрослые поддержали инициативу детей по осуществлению проекта «Орша – свободная зона от наркотиков» и обещали помощь в обеспечении транспортом, выпуске проспектов по проблеме употребления наркотиков и др.
Раньше я терялась в догадках: как донести до наших учеников идеи предприимчивости? Но после знакомства с эстонским опытом поняла: не нужно мудрить, все очень просто! Главное, чтобы дети усвоили алгоритм, поняли, как генерировать идеи, и научились обосновывать их важность. Чтобы понимали, какой целевой группе это необходимо и с чем они могут столкнуться при реализации идей, – это, пожалуй, основные моменты.
Значение практики
Светлана БИРАН, руководитель Ресурсного центра образования в интересах устойчивого развития гимназии г. Ветки:
- В Беларуси сегодня на всех уровнях говорят, как архиважно инвестировать в знания, в молодежь, в будущее. Но как часто слова остаются словами! Нашей системе образования не хватает гибкости: сегодня все очень быстро движется и меняется, поэтому невозможно все время опираться на старые законы.
Возникают новые вызовы, и не только учителя и учащиеся должны к ним подстраиваться: министерства и ведомства также должны быстро реагировать, давать людям возможность развиваться. Все понимают важность формирования компетенций в области предприимчивости, но условий для этого не создают, невозможно «пощупать», что это такое. Да, у нас есть ученические фирмы, но, по сути, это элемент внебюджетной деятельности, да и финансовые вопросы там до сих пор не решены, хотя, на мой взгляд, нужно проявить гибкость и не бояться дать молодежи возможность нести ответственность.
Учить школьников предприимчивости и предпринимательству только на теоретических примерах – непродуктивно. Если нет практики – то и на выходе ничего не будет. Наверное, белорусам стоит присмотреться к опыту создания ученических фирм: в Эстонии они создаются сроком на один год, платят налоги, распределяют между собой прибыль, потом закрываются. Мало того что таким образом дети получают знания и умения - они обретают компетенции успешного, предприимчивого человека, который не боится ошибаться и нести ответственность за свои действия.
Александр СЕМЕНОВ, преподаватель информатики Ходосовской средней школы:
- На протяжении 15 лет я пытаюсь дать своим ученикам экономические знания, но практика показывает, что они детям неинтересны и непонятны. Какой выход? Нужна практическая составляющая: создание ученических фирм, бизнес-компаний, чтобы дети на практике могли понять, какие товары нужно производить и как на этом заработать, как проводить исследования рынка, на какую целевую аудиторию ориентироваться, где брать заемные средства и т.д.
Бизнес может окупиться через пять лет, а может – через двадцать, но не завтра. Думаю, белорусам нужно эту идею взять на вооружение. А также то, что школьные компании не стоит облагать налогами и ставить перед ними задачу – заработать, принести прибыль. Детей нужно учить тому, какие есть средства, пути, чтобы заработать.
Прежде всего, нам нужно выстроить стройную и логичную систему воспитания предприимчивой личности. Пока же в Беларуси наблюдаются отдельные ее фрагменты, оторванные от реальной жизни и рыночной системы, которые у нас пытаются выдать за правильное решение.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть