10349

Доступ в вузы. Должен быть конкурс ума, но не ограничений

№ 12 от 17 марта 2015 года 17/03/2015

 

Такой вывод прозвучал на круглом столе «Инклюзия людей с инвалидностью как предпосылка устойчивого развития», организованном при содействии ПРООН в Беларуси.

По данным Министерства образования, сегодня 70% детей с особенностями учатся в обычных общеобразовательных школах. Но в вузах обучаются единицы из их числа. Так, в 2014 году высшее образование получали чуть более 1600 людей с инвалидностью. Такие цифры говорят об устаревшем подходе, которым  люди с ограничениями  не рассматриваются в контексте занятости.

На грани безработицы

«Для людей с нарушениями зрения проблема получения  среднего специального и высшего образования стоит очень остро, - говорит Михаил АНТОНЕНКО, зампредседателя ОО «Белорусское товарищество инвалидов по зрению». – Перед незрячим человеком сегодня - реальная перспектива лишиться работы. Производства, на которых мы когда-то имели возможность работать,  уходят в прошлое:  этот механический труд, во-первых, не развивает человека, во-вторых, он уже неконкурентноспособен.  Между тем  развитие информационных технологий открывают для нашей категории реальные возможности.  Если у слепого человека нет сопутствующих отягощающих заболеваний,  вооружившись спецтехникой, он на равных может конкурировать на рынке интеллектуального труда.  На протяжении последних лет мы неоднократно обращались в Министерство образования, парламент и другие уполномоченные органы с конкретными предложениями о расширении возможностей для получения специального и высшего образования, но, к сожалению, ни разу не получили деятельного отклика. Сегодня в вузах учатся только около 100 инвалидов по зрению, и то только те, среди кого нет полностью слепых», - рассказал эксперт.

Потенциал нуждается в поддержке

Похожую проблему назвала и Татьяна ЯКОВЛЕВА, руководитель ОО «Дети. Аутизм. Родители»: «Дети с аутизмом уже стали учиться в обычных школах Беларуси. Отрадно, что наше общество и специалисты уже начинают осознавать аутизм не как проблему психиатрии. Аутизм – проблема нарушения коммуникации, социального взаимодействия. Интернет-технологии для таких людей – это реальная возможность для трудоустройства, в силу своей специфики люди с аутизмом легко осваивают информационные технологии, работу на компьютере. Нам известны факты о том, что белорусы с аутизмом стали IT-специалистами высокого класса. К сожалению, таких примеров мало. Возможности велики, но их трудно реализовать из-за отсутствия адекватной психолого-педагогической поддержки,  правильных подходов к таким детям, отсутствия системы инклюзивного образования», - считает эксперт.

Без ограничительных списков

Сегодня люди с инвалидностью могут столкнуться и с ограничением в выборе будущей профессии. Например, член МОО «Откровение» Наталия БЯКОВА, которая одной из первых детей с ДЦП начала обучаться в обычной школе, после ее окончания не смогла продолжить обучение на режиссерском факультете. «На заседании медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК) мне прямо сказали, что я не обладаю физическими возможностями для этой специальности, и сегодня, к сожалению, я вынуждена получать высшее образование заграницей. Мне это непонятно: человек с инвалидностью должен иметь точно такие же возможности для получения высшего образования, как и другие люди. Его права не должны ограничиваться определенным списком профессий», - говорит Наталия.

«Рекомендации  МРЭК –  действительно, очень важный этап в реализации жизненных целей людей с инвалидностью.  И без изменения подходов на этом этапе не обойтись, -  считает Елена ТИТОВА, председатель ОО «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам. - Сегодня уже пора давать образовательные и трудовые рекомендации исходя не из проблемы и нарушений человека, а из его возможностей, желаний, потребностей. Чем больше таких людей будут учиться и работать вместе с нами, тем меньше будет в обществе стереотипов и тем больше появится денег в государстве». 

Базовый документ

Сегодня Министерство образования разработало проект концепции инклюзивного образования. Его уже обсуждают в заинтересованных кругах. Так, на круглом столе, организованном Представительством Международного детского фонда в Республике Беларусь, участники пришли к выводу о необходимости создания межведомственной рабочей группы по доработки проекта, куда должны войти представители не только специального образования, но также и  общего образования всех ступеней (дошкольного, среднего, высшего) вместе с родителями и заинтересованными общественными организациями. Только в этом случае можно обеспечить действительно качественный прорыв в развитии самого ценного ресурса любой страны – ее детей и молодежи.

 

Кстати: Стивен Хокинг - один из наиболее влиятельных и известных физиков-теоретиков нашего времени. Несмотря на тяжелое заболевание, приведшее к параличу, потере голоса, получил высшее образование, ученую степень,  до 2009 года был профессором Кембриджского университета, продолжает влиять на современную науку. В 2014 году вышел художественный фильм «Теория всего», посвященный ему.  Пока трудно представить на его месте белорусского героя. 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно