Такой вывод прозвучал на круглом столе «Инклюзия людей с инвалидностью как предпосылка устойчивого развития», организованном при содействии ПРООН в Беларуси.
По данным Министерства образования, сегодня 70% детей с особенностями учатся в обычных общеобразовательных школах. Но в вузах обучаются единицы из их числа. Так, в 2014 году высшее образование получали чуть более 1600 людей с инвалидностью. Такие цифры говорят об устаревшем подходе, которым люди с ограничениями не рассматриваются в контексте занятости.
На грани безработицы
«Для людей с нарушениями зрения проблема получения среднего специального и высшего образования стоит очень остро, - говорит Михаил АНТОНЕНКО, зампредседателя ОО «Белорусское товарищество инвалидов по зрению». – Перед незрячим человеком сегодня - реальная перспектива лишиться работы. Производства, на которых мы когда-то имели возможность работать, уходят в прошлое: этот механический труд, во-первых, не развивает человека, во-вторых, он уже неконкурентноспособен. Между тем развитие информационных технологий открывают для нашей категории реальные возможности. Если у слепого человека нет сопутствующих отягощающих заболеваний, вооружившись спецтехникой, он на равных может конкурировать на рынке интеллектуального труда. На протяжении последних лет мы неоднократно обращались в Министерство образования, парламент и другие уполномоченные органы с конкретными предложениями о расширении возможностей для получения специального и высшего образования, но, к сожалению, ни разу не получили деятельного отклика. Сегодня в вузах учатся только около 100 инвалидов по зрению, и то только те, среди кого нет полностью слепых», - рассказал эксперт.
Потенциал нуждается в поддержке
Похожую проблему назвала и Татьяна ЯКОВЛЕВА, руководитель ОО «Дети. Аутизм. Родители»: «Дети с аутизмом уже стали учиться в обычных школах Беларуси. Отрадно, что наше общество и специалисты уже начинают осознавать аутизм не как проблему психиатрии. Аутизм – проблема нарушения коммуникации, социального взаимодействия. Интернет-технологии для таких людей – это реальная возможность для трудоустройства, в силу своей специфики люди с аутизмом легко осваивают информационные технологии, работу на компьютере. Нам известны факты о том, что белорусы с аутизмом стали IT-специалистами высокого класса. К сожалению, таких примеров мало. Возможности велики, но их трудно реализовать из-за отсутствия адекватной психолого-педагогической поддержки, правильных подходов к таким детям, отсутствия системы инклюзивного образования», - считает эксперт.
Без ограничительных списков
Сегодня люди с инвалидностью могут столкнуться и с ограничением в выборе будущей профессии. Например, член МОО «Откровение» Наталия БЯКОВА, которая одной из первых детей с ДЦП начала обучаться в обычной школе, после ее окончания не смогла продолжить обучение на режиссерском факультете. «На заседании медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК) мне прямо сказали, что я не обладаю физическими возможностями для этой специальности, и сегодня, к сожалению, я вынуждена получать высшее образование заграницей. Мне это непонятно: человек с инвалидностью должен иметь точно такие же возможности для получения высшего образования, как и другие люди. Его права не должны ограничиваться определенным списком профессий», - говорит Наталия.
«Рекомендации МРЭК – действительно, очень важный этап в реализации жизненных целей людей с инвалидностью. И без изменения подходов на этом этапе не обойтись, - считает Елена ТИТОВА, председатель ОО «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам. - Сегодня уже пора давать образовательные и трудовые рекомендации исходя не из проблемы и нарушений человека, а из его возможностей, желаний, потребностей. Чем больше таких людей будут учиться и работать вместе с нами, тем меньше будет в обществе стереотипов и тем больше появится денег в государстве».
Базовый документ
Сегодня Министерство образования разработало проект концепции инклюзивного образования. Его уже обсуждают в заинтересованных кругах. Так, на круглом столе, организованном Представительством Международного детского фонда в Республике Беларусь, участники пришли к выводу о необходимости создания межведомственной рабочей группы по доработки проекта, куда должны войти представители не только специального образования, но также и общего образования всех ступеней (дошкольного, среднего, высшего) вместе с родителями и заинтересованными общественными организациями. Только в этом случае можно обеспечить действительно качественный прорыв в развитии самого ценного ресурса любой страны – ее детей и молодежи.
Кстати: Стивен Хокинг - один из наиболее влиятельных и известных физиков-теоретиков нашего времени. Несмотря на тяжелое заболевание, приведшее к параличу, потере голоса, получил высшее образование, ученую степень, до 2009 года был профессором Кембриджского университета, продолжает влиять на современную науку. В 2014 году вышел художественный фильм «Теория всего», посвященный ему. Пока трудно представить на его месте белорусского героя.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть