Такой вывод прозвучал на круглом столе «Инклюзия людей с инвалидностью как предпосылка устойчивого развития», организованном при содействии ПРООН в Беларуси.
По данным Министерства образования, сегодня 70% детей с особенностями учатся в обычных общеобразовательных школах. Но в вузах обучаются единицы из их числа. Так, в 2014 году высшее образование получали чуть более 1600 людей с инвалидностью. Такие цифры говорят об устаревшем подходе, которым люди с ограничениями не рассматриваются в контексте занятости.
На грани безработицы
«Для людей с нарушениями зрения проблема получения среднего специального и высшего образования стоит очень остро, - говорит Михаил АНТОНЕНКО, зампредседателя ОО «Белорусское товарищество инвалидов по зрению». – Перед незрячим человеком сегодня - реальная перспектива лишиться работы. Производства, на которых мы когда-то имели возможность работать, уходят в прошлое: этот механический труд, во-первых, не развивает человека, во-вторых, он уже неконкурентноспособен. Между тем развитие информационных технологий открывают для нашей категории реальные возможности. Если у слепого человека нет сопутствующих отягощающих заболеваний, вооружившись спецтехникой, он на равных может конкурировать на рынке интеллектуального труда. На протяжении последних лет мы неоднократно обращались в Министерство образования, парламент и другие уполномоченные органы с конкретными предложениями о расширении возможностей для получения специального и высшего образования, но, к сожалению, ни разу не получили деятельного отклика. Сегодня в вузах учатся только около 100 инвалидов по зрению, и то только те, среди кого нет полностью слепых», - рассказал эксперт.
Потенциал нуждается в поддержке
Похожую проблему назвала и Татьяна ЯКОВЛЕВА, руководитель ОО «Дети. Аутизм. Родители»: «Дети с аутизмом уже стали учиться в обычных школах Беларуси. Отрадно, что наше общество и специалисты уже начинают осознавать аутизм не как проблему психиатрии. Аутизм – проблема нарушения коммуникации, социального взаимодействия. Интернет-технологии для таких людей – это реальная возможность для трудоустройства, в силу своей специфики люди с аутизмом легко осваивают информационные технологии, работу на компьютере. Нам известны факты о том, что белорусы с аутизмом стали IT-специалистами высокого класса. К сожалению, таких примеров мало. Возможности велики, но их трудно реализовать из-за отсутствия адекватной психолого-педагогической поддержки, правильных подходов к таким детям, отсутствия системы инклюзивного образования», - считает эксперт.
Без ограничительных списков
Сегодня люди с инвалидностью могут столкнуться и с ограничением в выборе будущей профессии. Например, член МОО «Откровение» Наталия БЯКОВА, которая одной из первых детей с ДЦП начала обучаться в обычной школе, после ее окончания не смогла продолжить обучение на режиссерском факультете. «На заседании медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК) мне прямо сказали, что я не обладаю физическими возможностями для этой специальности, и сегодня, к сожалению, я вынуждена получать высшее образование заграницей. Мне это непонятно: человек с инвалидностью должен иметь точно такие же возможности для получения высшего образования, как и другие люди. Его права не должны ограничиваться определенным списком профессий», - говорит Наталия.
«Рекомендации МРЭК – действительно, очень важный этап в реализации жизненных целей людей с инвалидностью. И без изменения подходов на этом этапе не обойтись, - считает Елена ТИТОВА, председатель ОО «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам. - Сегодня уже пора давать образовательные и трудовые рекомендации исходя не из проблемы и нарушений человека, а из его возможностей, желаний, потребностей. Чем больше таких людей будут учиться и работать вместе с нами, тем меньше будет в обществе стереотипов и тем больше появится денег в государстве».
Базовый документ
Сегодня Министерство образования разработало проект концепции инклюзивного образования. Его уже обсуждают в заинтересованных кругах. Так, на круглом столе, организованном Представительством Международного детского фонда в Республике Беларусь, участники пришли к выводу о необходимости создания межведомственной рабочей группы по доработки проекта, куда должны войти представители не только специального образования, но также и общего образования всех ступеней (дошкольного, среднего, высшего) вместе с родителями и заинтересованными общественными организациями. Только в этом случае можно обеспечить действительно качественный прорыв в развитии самого ценного ресурса любой страны – ее детей и молодежи.
Кстати: Стивен Хокинг - один из наиболее влиятельных и известных физиков-теоретиков нашего времени. Несмотря на тяжелое заболевание, приведшее к параличу, потере голоса, получил высшее образование, ученую степень, до 2009 года был профессором Кембриджского университета, продолжает влиять на современную науку. В 2014 году вышел художественный фильм «Теория всего», посвященный ему. Пока трудно представить на его месте белорусского героя.
Почему у государства растет интерес к неформальному образованию?
Михаил Журавков. Наши дети талантливы, но за них надо бороться
Появятся ли в Беларуси андрагоги?
Востребованы ли рабочие специальности у молодёжи
Белорусские вузы остались без студентов?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть