Это отражение имиджа вуза, невостребованность специалистов определенного профиля экономикой страны или непопулярность профессии? Наш корреспондент беседует на эту тему с заведующим кафедрой политологии, социологии и социального управления Белорусского национального технического университета, доктором исторических наук, профессором, председателем Белорусской ассоциации политических наук, членом-корреспондентом НАН Беларуси Владимиром Андреевичем Бобковым.
«АиФ»: - Владимир Андреевич, вы многие годы заведовали кафедрой в Белорусском государственном экономическом университете, работали директором научно-исследовательского института, заведующим отделом в академическом институте, теперь снова возглавляете большую вузовскую кафедру. Богатейший опыт преподавательской и научной работы позволяет вам объективно и проницательно проанализировать ситуацию с недобором студентов некоторыми вузами. Значит ли это, что к мировому финансово-экономическому кризису добавился кризис высшего образования?
В.Б.: - Вопрос о кризисе высшего образования можно рассматривать только как шутку. Такого кризиса у нас в стране нет. Нет его признаков и во всем мире. Американский ученый Тоффлер написал интересную книгу под названием «Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века». Сравнивая знания с насилием и богатством, он приходит к выводу о превосходстве знаний, о возрастающей их силе и роли как политического инструмента и комплексного явления. Повышения роли знаний и науки требует и вступление наиболее развитых стран в этап информационного общества. На этом этапе именно наука и образование определяют общественное развитие, его дальнейший прогресс.
Причин названной вами ситуации в Беларуси несколько, но главных, по-моему, две. Первая – упавший имидж некоторых вузов. Вторая – положение в обществе и престиж в общественном сознании специалистов некоторых профессий. Насколько мне известно, в Минском педуниверситете и в некоторых других вузах недобрали студентов на бюджетные места.
«АиФ»: - То есть речь идет главным образом о профессии учителя.
В.Б.: - Совершенно верно. В каком положении у нас учитель? Скажем прямо – в ущербном, несмотря на то, что за последние годы кое-что и сделано в его пользу, например, несколько повысилась зарплата. В Минске уже давно установилась хорошая практика, когда горисполком доплачивает столичным учителям. Но ведь это, пожалуй, единичный пример. Особенно незавидная доля у учителя в деревне: зарплата небольшая, социальный статус низкий, работы в школе много, а тут еще надо выкроить время на домашнее хозяйство. Без него сельскому учителю не обойтись, на зарплату не проживешь. Конечно, хорошо, когда в современных агрогородках предоставляют учителю квартиру или дом. Но таких агрогородков – один, два, три. А в целом суровая правда жизни учителя не привлекает ребят.
«АиФ»: - А когда вы учились, статус учителя был выше?
В.Б.: - Намного! Я учился в сельской школе – Пиревичская СШ в Жлобинском районе, выпуск 1956 года. Учителями у нас были в основном мужчины. Русскую литературу и язык вел безгранично влюбленный в свое дело Владимир Титович Корольков. Сейчас он – пенсионер, живет в Молодечно и пишет хорошие стихи. Историю преподавали Александр Степанович Кецко и Людмила Александровна Винникова. Кстати, она живет в своей родной деревне Старая Рудня, что в семи километрах от Пиревич. Но основной учительский костяк составляли мужчины.
Вы спросите: почему мужчины? Будучи учениками, мы не придавали этому никакого значения. Однако со временем стало очевидно, что сельские сорвиголовы слушались и подчинялись учителям-мужчинам куда лучше, нежели учительницам. Не могли мы также не замечать, как к нашим учителям приходил советоваться самый главный и всесильный в деревне человек – председатель колхоза. Мы ежедневно видели искреннее уважение к учителю своих родителей, соседей. Конечно, статус учителя укрепляла и неплохая по меркам того послевоенного времени зарплата.
Отсюда вывод: поднять социальный статус учителя – это первостепенная задача и государства, и общества. Не в меньшей мере важно поднимать престиж инженерных и педагогико-инженерных профессий. Мир вступает в эпоху информационного общества, наша страна выдвинула на текущую пятилетку грандиозные задачи инновационного характера. Разве можно их решить без высокого престижа инженера и его хорошей подготовки?
Но это одна из названных проблем. Вторая – имидж самого вуза.
«АиФ»: - Вы имеете в виду его авторитетность, историю, традиции, что-то еще…
В.Б.: - Да. Привлекательный образ. Плюс профессионализм учебного заведения, который складывается из профессиональных знаний и умений его кадров - от профессора до лаборанта, а также управляющего звена – от ректора до заведующего кафедрой, лабораторией. Привлекательный образ можно слепить стараниями имиджмейкеров, но если он окажется дутым - и студенты, и их родители быстро раскусят это и распрощаются с учебным заведением. За примером далеко ходить не надо. У нас в республике за последние годы отсеялось несколько частных вузов, которые красиво рекламировали себя, а на деле подготовку специалистов вели слабо.
«АиФ»: - Часто встречается информация о том, что в некоторых вузах все внимание сосредоточено только на зарабатывании денег. Своих преподавателей нет или их мало. Занятия ведут преподаватели со стороны.
В.Б.: - Да, мы их называем совместителями. Поэтому имидж вуза – это в первую очередь его кадры. Скажем, в БНТУ ректор – академик НАН Беларуси, первый проректор – член-корреспондент НАН Беларуси. Оба они доктора технических наук, профессоры.
«АиФ»: - А много ли академиков и членкоров возглавляют у вас кафедры? Ведь кафедра – основное звено в любом вузе?
В.Б.: - Кроме меня кафедрами и лабораториями руководят еще шесть академиков и членов-корреспондентов. Всего же в нашем университете работают десять академиков и членов-корреспондентов. Фактически почти всеми ведущими кафедрами заведуют доктора наук. В БНТУ трудится 170 докторов наук, профессоров; 680 кандидатов наук, доцентов. Только в составе кафедры есть академик, член-корреспондент, 5 докторов наук, профессоров, 19 кандидатов наук, доцентов, много прекрасных опытных педагогов без ученых степеней и званий.
«АиФ»: - Как выражались классики, кадры – золотой запас…
В.Б.: - И золотой запас, и в данном случае самый весомый аргумент в пользу высокого имиджа вуза. Вряд ли в другом вузе Беларуси вы найдете такой мощный преподавательский и научный состав. Когда к нам приходят абитуриенты и получают информацию о том, кто их будет учить, конечно, они стремятся связать свою судьбу с БНТУ. В этом году от двух до четырех абитуриентов претендовали на такие специальности, как архитектура и архитектурный дизайн; оптико-электронные и лазерные приборы и системы; автосервис; торговое оборудование и технологии; упаковочное производство; интеллектуальные приборы, машины и производство и другие.
«АиФ»: - То есть БНТУ не ведет профориентационной работы в школах, с тем чтобы заполучить побольше абитуриентов?
В.Б.: - Наоборот, БНТУ ведет такую работу в больших масштабах. Мы хотим, как вы отметили, заполучить как можно больше абитуриентов и отобрать из них лучших. Отличный студент – отличный выпускник – отличный специалист – это тоже не в малой степени работает на имидж вуза.
Вот вам свежий пример. Совсем недавно вернулись с практики студенты-пятикурсники строительного факультета нашего университета. Я там сейчас читаю лекции. Спрашиваю ребят, как у них дела с предстоящим распределением на работу. Отвечают, что некоторые из них уже работают в Минске, все остальные тоже определились с работой, и само распределение будет лишь формальным актом. А один из студентов не без гордости заметил: «Да мы все нарасхват, потому что из Политеха!» И я подумал: какой молодец! Понимаете глубину ответа: я из Политеха – и этим все сказано. Значит, наши педагогические зерна дали хорошие всходы.
А если на вопрос смотреть шире, то, конечно же, ответ в значительной мере отражает громадную работу не только специальных, но и гуманитарных кафедр.
«АиФ»: - Кстати, Владимир Андреевич, вы затронули интереснейший вопрос – о роли и месте кафедр гуманитарного профиля в техническом вузе, об их имидже. Часто представители таких кафедр жалуются на неравноправие, на притесненность «технарями», а то и вовсе на свое жалкое существование. В одном из интервью вы упоминаете, что в БНТУ вас привели хорошая деловая атмосфера и морально-психологический климат в вузе.
В.Б.: - Не отрицаю и сегодня, что именно данные обстоятельства и склонили меня к переходу. Морально-психологический климат – одно из важнейших слагаемых имиджа трудового коллектива, если хотите, его образа в глазах людей со стороны. Коллективу, где прописались ссоры, склоки, интриганство, наветы и тому подобное, высокий имидж недоступен. А в вузе такая обстановка чревата еще и тем, что она накладывает свой отпечаток на студентов. Слава богу, у нас ничего подобного нет.
Ну, а что касается места и роли кафедр гуманитарного профиля в техническом вузе, то без них нельзя подготовить профессионально способного инженера или менеджера и всесторонне развитого человека. В БНТУ работают кафедры философских учений, отечественной и мировой истории, экономических теорий, экономики и права, менеджмента и другие. Кафедры экономики есть в составе всех факультетов. Думаю, что сами названия кафедр говорят о месте и роли гуманитарного знания в БНТУ. Мы стремимся, чтобы наш «технарь» был в то же время образованным человеком с широким кругозором. Чтобы у него все получалось и в технической среде, и в человеческой.
Вы вправе возразить: и все же не у всех так получается. Бывает, специалист хороший, а выдвинули его руководителем – и не умеет организовать дело, не складываются отношения с людьми. Считаю, что здесь большая недоработка вузовских гуманитариев: недоучили. Но у БНТУ есть все основания гордиться своими бывшими студентами. Среди них – лауреат Нобелевской премии Жорес Иванович Алферов, первый заместитель премьер-министра страны Владимир Ильич Семашко, председатель Миноблисполкома Борис Васильевич Батура, пять послов Республики Беларусь в иностранных государствах, министры… Перечень можно продолжить иностранными гражданами, получившими у нас образование.
«АиФ»: - Так много вышло из стен БНТУ знаменитостей! Вот вы говорите об иностранцах-выпускниках… Как котируется диплом университета за рубежом?
В.Б.: - Он признается на территории всех стран СНГ, Европы, Индии, Китая, Вьетнама, Латинской Америки, арабских государств. Признается потому, что в нем полновесный набор по международным меркам не только специальных предметов, но и гуманитарных дисциплин.
Никакого притеснения кафедр в БНТУ я не почувствовал. Не скрою, есть определенные сложности в понимании гуманитарной проблематики коллегами– «технарями». Некоторым из них наши дисциплины представляются менее значимыми. Что же, мы ведем с ними дискуссии, научно аргументируем свою позицию, приводим в пример мировой опыт. Я в таких случаях советую почитать воспоминания Эйнштейна, который утверждает, что для достижения научного успеха он больше информации почерпнул из книг Достоевского нежели из специальной литературы.
«АиФ»: - Не секрет, что сегодня преподаватели гуманитарных дисциплин обеспокоены слухами о том, что в связи с сокращением сроков обучения в вузах могут объединить разнородные гуманитарные кафедры в одну. Скажем, собрать вместе политологию, социологию, историю, философию, педагогику, психологию, экологию, жизнедеятельность и назвать высшим обществоведением…
В.Б.: - Действительно, такие слухи ходят в вузовских коридорах. Но я в них не хочу верить, потому что это будет означать, во-первых, образовательное, идейное и моральное обкрадывание студентов. Во-вторых, как минимум на ступень опустит качественное насыщение учебного процесса. И, в-третьих, это будет нож в спину имиджа вузов. Такой подход неизбежно приведет к сокращению часов на дисциплины социально-гуманитарного профиля. И невольно возникает вопрос: что это будут за специалисты и кто признает их дипломы?
Опять-таки сошлюсь на пример. Недавно военно-технический факультет университета посетил министр обороны Беларуси Юрий Викторович Жадобин. На его вопрос о том, какого качества специалистов мы готовим, руководство факультета дружно ответило: «Хороших, товарищ генерал!». Второй вопрос: «А какую гуманитарную подготовку даете им?». Замешкалось с ответом руководство факультета. Тогда министр и говорит: «Подготовить хорошего специалиста – важное дело. Но это полдела. А вторая его половина – в кого будут стрелять ваши выпускники? Постоянно думайте об этом!».
Все это дает мне основание надеяться на присутствие здравого смысла у тех, кто будет принимать окончательное решение по дисциплинам социально-гуманитарного блока. Тем более что образовательная сфера в нашей стране за последние годы прошла уже через ряд экспериментов. А зарубежные коллеги не перестают говорить лестные слова о нашей советской системе образования.
«АиФ»: - То есть вы консервативны к реформе образования…
В.Б.: - Любая реформа приносит плоды только в том случае, если она проводится не ради реформы. Но вот что в современных вузах надо бы укрепить, так это исследовательскую работу. В наше время очень зримо обозначилась настоятельная необходимость для вуза вести глубокие научные изыскания.
Вся мировая практика, включая достижения Нобелевских лауреатов, убедительно демонстрирует: вуз крепко стоит на ногах лишь в том случае, если в нем учебный процесс не просто тесно связан с научными исследованиями по основным дисциплинам, но и постоянно питается их результатами. Правильно требует руководство БНТУ: все кафедры и лаборатории должны поставить себе задачу, чтобы учебный процесс и научная работа были единым целым. Это еще одно важное слагаемое имиджа.
Однако, возвращаясь к началу нашего разговора, скажу так: высокий имидж вуза – это и его былая слава, и настоящая. И та очень трудная, порой малозаметная, методическая, педагогическая, научная, воспитательная работа со студентами, которая должна вестись постоянно. Остановился – и все накопленное рассыпалось, как карточный домик. Я это хорошо знаю из собственного опыта. Лет 5-6 назад в мировом сообществе городов Минск приобрел славу видного научного центра.
«АиФ»: - Вы тогда работали директором Института Мингорисполкома.
В.Б.: - Мы разработали стратегический план, концепцию развития города, создали прочную научную базу под комплексное развитие города. Этот опыт позаимствовали некоторые европейские столицы, в частности Варшава.
«АиФ»: - Журналистам помнятся международные научные конференции по проблемам развития крупных городов, на которых мы брали интервью у мэров и ученых из разных стран, жаркие дискуссии на этих конференциях, ваши брифинги, выступления в СМИ, по телевидению.
В.Б.: - Да, все это было. Но главное, что теоретические разработки Института под непосредственным контролем председателя горисполкома Михаила Яковлевича Павлова с колес внедрялись в городскую практику. Имидж города был как никогда высок. Ушел я, не стало Павлова – и все заглохло… Сегодня президент страны не зря ругает Мингорисполком за «махровый» бюрократизм.
Так что останавливаться нельзя – только вперед! Такую уверенность придает опыт многих известных вузов, например, МГУ, МГИМО, Бауманского училища…
Записал Александр Акулик
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть