19513

Что толкает подростков на преступление

№ 20 от 14 мая 2014 года 14/05/2014

Сегодня в Беларуси активно ведется профилактика подростковой преступности и правонарушений. Пожалуй, самое важное здесь – это укрепление семейных ценностей и повышение ответственности родителей за собственных детей.

Цифры

За последние 10 лет число преступлений с участием подростков сократилось в 3,5 раза. Чаще всего несовершеннолетние попадаются на кражах. Однако в последние годы молодежь совершает преступления, которые ранее были прерогативой только взрослых: незаконные действия в сфере высоких технологий, мошенничества.

К слову, по данным мировой статистики, тяжелые психические расстройства (психозы) обусловливают правонарушения среди несовершеннолетних только в 1% случаев. Подростки-правонарушители только в 3-5% случаев имеют интеллектуальное развитие на 8-10 пунктов ниже, чем законопослушные сверстники.  Следовательно, преступность среди несовершеннолетних чаще связана с социально-педагогической запущенностью, чем с врожденной интеллектуальной недостаточностью.
Особенности подросткового периода предполагают конфликты со взрослыми (в 30% случаев - объективные и в 70% - субъективные).

Но чаще всего подростки совершают правонарушения под воздействием «спайсов» или алкоголя.

Свободное время

- Подростки часто идут на преступление либо решают попробовать алкоголь или наркотик, потому что у них слишком много свободного времени. Стоит активнее вовлекать их в творческие кружки или спортивные секции, - такое мнение высказал начальник управления социальной воспитательной работы Академии последипломного образования Сергей МОЛОЧНИКОВ.  - Поэтому немаловажную роль в работе по профилактике употребления подростками алкоголя играют учреждения дополнительного образования - детские школы искусств, коммерческие организации, которые также организуют досуг ребят.

Еще одна важная задача органов образования и милиции – как можно раньше выявить несовершеннолетних, которые склонны к противоправному поведению.

Таких ребят ставят на учет как находящихся в социально опасном положении. И здесь классный руководитель должен первым забить тревогу, если заметит, что с подростком что-то не в порядке. При необходимости нужно побывать у него дома, пообщаться с родителями. И только после этого преподаватель может сделать первичное заключение - все ли в семье в порядке или есть проблемы.

Неверно считать, что только дети из неблагополучных, многодетных или неполных семей ставятся на учет как находящиеся в социально опасном положении. Нередко проблемы с алкоголем и наркотиками возникают у ребят из обеспеченных и на первый взгляд далеко не проблемных семей.  Неблагополучие в семье - лишь один из критериев, но далеко не определяющий, отметил специалист.

Классный руководитель, придя домой к своему ученику, наверняка увидит хорошие условия проживания, встретит приветливых и заботливых родителей. И уйдет с полной уверенностью, что в этой семье все хорошо.

А вот другая ситуация. Учитель в школе увидел у семиклассника синяк под глазом. О чем это может говорить?  Ребенок, вероятно, подрался. А может, он просто упал.  Также он мог стать жертвой насилия в семье. Чтобы это выяснить, учитель придет к ребенку домой и  поговорит с родителями. Но и это не ключевой фактор при вынесении решения о благополучии семьи.

- Ведь это из области фантастики: чтобы учитель, придя домой к ребенку, увидел, что тот курит или выпивает, сидя на кухне вместе с отцом. Поэтому даже в неблагополучной семье выявить подростка, употребляющего алкоголь или наркотические вещества, проблематично, особенно на ранней стадии, - пояснил Сергей Молочников.

Конечно, проводимая государством молодежная политика и профилактика правонарушений дают положительные результаты,  Но одних профилактических мер недостаточно, если  родители в семье не станут уделять должного внимания своим детям.

— Когда мы задаем нашим пациентам вопрос, как быстро их родители или другие члены семьи сумели понять, что ребята начали употреблять наркотики, чаще всего звучат ответы: через два-четыре года после первого приема! Это говорит о том, что матери и отцы порой до преступного невнимательны по отношению к собственным детям, — говорит заместитель директора по медицинской части Республиканского научно-практического центра психического здоровья Татьяна ЕМЕЛЬЯНЦЕВА. — Ведь понять, что с подростком что-то не так,  на самом деле не составляет особого труда.

Главное — осознавать: родительский долг состоит не только в том, чтобы обуть, одеть и накормить своего ребенка. Любому, будь то взрослый или ребенок, нужно с кем-то делиться переживаниями, не чувствовать себя одиноким. Очень важно, чтобы ребенок не боялся рассказать о проблемах, которые случаются в его жизни. Когда ребенок приходит из школы, попросите его рассказать, как у него дела, что у него было в школе. Без всякого осуждения и советов выслушайте и осторожно задайте уточняющие вопросы. Это уже на 50 процентов успех в решении проблемы.

Подготовила Виктория ЛЕВКОВСКАЯ

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно