10901

Диагноз «аутизм». Дети с особенным миром

№ 2 от 9 января 2013 года 09/01/2013

 

Сегодня в объединении более 100 семей из разных городов страны, и месяц назад было открыто его областное отделение в Гомеле.

- В ситуации отсутствия психологов и педагогов, специально обученных для работы с детьми-аутистами, всего за год работы МБОО «Дети. Аутизм. Родители» удалось многого добиться, - говорит председатель Совета организации Татьяна ЯКОВЛЕВА. - Актив организации немало сделал для поиска возможностей подготовки таких специалистов и организации среды обучения для детей-аутистов. Нам удалось наладить контакты с государственными структурами и организациями на разных уровнях.  Мы сотрудничаем с министерствами здравоохранения и образования Беларуси, ведем большую информационную работу. Благодаря этому многим детям официально был поставлен диагноз: по сравнению с прошлым годом цифра выросла в 4 раза. Год назад многие боялись даже произнести вслух этот диагноз: родители не хотели верить, что их ребенок - аутист. Это вдвойне тяжело принять, если в стране отсутствует система работы с такими детьми. Сейчас мы почувствовали, что многое меняется.

Говоря о специфике проблемы аутизма, председатель Совета МБОО «Дети. Аутизм. Родители» высказала мнение, что ни одно ведомство по отдельности не в силах помочь детям-аутистам.

- Сегодня специалисты искренне рады тому, что родители объединились, - продолжает Татьяна Яковлева. - Имея официальную статистику, мы можем планировать дальнейшие организационные действия и помощь семьям и детям. Так, например, Минздрав готовит приказ об обслуживании наших детей на дому: дети-аутисты совершенно не умеют ждать в очередях у кабинетов врачей, они подвержены страхам и эмоциональным вспышкам. Вскоре таким детям не придется всякий раз посещать поликлинику. В перспективе хотелось бы, чтобы в Беларуси появился консультативно-диагностический центр, в котором были бы собраны специалисты, занимающиеся этой проблемой.

Кроме того, готовится пилотный проект межведомственного взаимодействия в помощь детям с аутизмом, а в дальнейшем планируется осуществить национальный проект помощи людям с аутизмом в Беларуси с участием ЮНИСЕФ. Его центральное звено – школа для детей с расстройствами аутистического спектра, в которой малыши будут получать коррекционную и психологическую помощь и готовиться к переходу в интегрированные классы массовой школы. Уже в нынешнем году ждем введения в школьный штат новой единицы - сопровождающих педагогов, которые во время урока будут находиться рядом с ребенком-аутистом и помогут раскрыть его особенный мир. Не «умственно отсталый», как раньше было принято считать, а мир особенных способностей.

Что такое аутизм?

В последнее время рождается все больше детей, патологически замкнутых на самих себе, не готовых к контактам с окружающим миром. Имя этой проблемы - аутизм.

- Ранний детский аутизм - это группа заболеваний, характеризующихся задержкой формирования речевых навыков, проблемами в общении и наличием набора стереотипных привычек, - говорит Татьяна Яковлева. - Трудно представить меру одиночества больного ребенка, который не умеет выразить свои чувства, желания, настроения. Он испытывает любовь и привязанность, радуется и печалится, тревожится и боится. Ему доступна вся гамма чувств. Единственное, чего он не может, - это выразить свои чувства и самостоятельно преодолеть одиночество. Детей-аутистов нужно социализировать, они не должны быть изолированы в специализированных заведениях.

- Еще одна проблема, которую необходимо решать, - индивидуальный подход в обучении аутистов, - говорит мама 10-летнего Тимура Ирина КЛАСКОВСКАЯ. - Наши дети развиты дисгармонично. Тимур, например, научился бегло читать на русском и белорусском языках в 5 лет, а первые буквы самостоятельно вывел в 3-м классе, до этого лишь обводил намеченные карандашом. Среди членов объединения есть родители первоклассника Кости, который явно одарен математическими способностями: возводит в степень, делит с остатком, легко решает задачки. При этом наш юный Перельман учится по программе с трудностями в обучении, рассчитанной на детей с легкой интеллектуальной недостаточностью. Индивидуальный учебный план позволил бы таким детям идти  в изучении любимых предметов настолько далеко, насколько им это интересно.

Контакт с миром

Помочь детям-аутистам общаться с миром обычных людей могут индивидуальные обучающие программы, в том числе дельфинотерапия. Недавно в честь дня рождения МБОО «Дети. Аутизм. Родители» дельфинарий «Немо» приготовил подарок: каждый ребенок смог бесплатно пройти сеанс дельфинотерапии, которая учит детей-аутистов невербальным, тактильным и эмоциональным контактам, избавляет от многих страхов. На занятиях с участием психолога и дельфинолога закрепляются позитивные модели поведения и общения, ребенок учится самостоятельности и независимости.

Такие сеансы показаны и детям с другими заболеваниями: ДЦП, легкой умственной отсталостью, задержкой речи, гиперактивностью, пережившим стресс. Результаты самые разные: работники дельфинария приводят примеры, что кто-то из детей впервые заговорил, кто-то самостоятельно оделся, а кто-то сделал самостоятельные шаги.

Юлия ТЕЛЬТЕВСКАЯ 

ФАКТЫ

В Белорусском банке данных детей с особенностями развития всего 434 ребенка с аутистическими нарушениями.

- Это 0,3% от общего количества детей, - комментирует Татьяна Яковлева. - Но посмотрите на тенденцию: если в 2008 г. в Минске фиксировали 1,7 случая аутизма на 10 000 детей, то в 2011 г. - уже 5,4 случая. А сегодня медики заявляют, что только по Минску официальный диагноз поставлен порядка 600 детям. И это только верхушка айсберга: по мировой статистике, каждый сотый ребенок имеет расстройства аутистического спектра - этот показатель в разных странах примерно одинаков. Зарубежные специалисты настаивают на еще более тревожных цифрах - каждый десятый ребенок страдает расстройствами аутистического спектра.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно