42555

Подросток - полноценная личность или сексуальный объект?

№ 11 от 16 марта 2011 года 16/03/2011

Каждый десятый аборт в стране случается у девушек до 19 лет. Причем растет количество абортов у девочек 10-14 лет (0,12% от общего числа). Более 75% молодых людей, инфицированных ВИЧ-инфекцией в 2010 году, приобрели это заболевание через половые отношения. Что в этой ситуации могут сделать родители, школа, медики, церковь? Это обсудили за круглым столом эксперты «АиФ».

ЭКСПЕРТЫ:
11_34_barsukov
Александр БАРСУКОВ, главный акушер-гинеколог Министерства здравоохранения
11_34_kunitskaya
Светлана КУНИЦКАЯ, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения БелМАПО
11_34_nikonchuk
Алексей НИКОНЧУК, начальник управления социально-воспитательной работы АПО
11_34_chernyavska
Алеся ЧЕРНЯВСКАЯ, старший научный сотрудник лаборатории проблем воспитания личности НИО
11_34_serduk
Павел СЕРДЮК, иерей Православной Церкви
11_34_shmak
Ирина ШМАК, консультант по вопросам семьи и брака Минско-Могилевской архиепархии Римско-католической Церкви
11_34_ghlobovich
Илья ЖЛОБОВИЧ, член центральной рабочей группы Минздрава и РПЦ, научный сотрудник
11_34_kirpich
Сергей КИРПИЧ – представитель родительской общественности, доцент университета

Алеся Чернявская: - Когда в системе образования разрабатывались программы факультативных занятий и готовились пособия по подготовке молодежи к будущей семейной жизни и по нравственно-половому воспитанию, возникло много вопросов. В Национальном институте образования (НИО) был проведен методологический семинар с участием представителей Минздрава, Церквей. Далеко не на все вопросы были получены ответы. С какого класса начинать преподавание? Кто будет преподавать? Будут ли это факультативы или вкрапления в другие предметы? Если это будут факультативные занятия, то как привлечь туда детей? Ведь на факультатив дети записываются по желанию и с письменного согласия родителей. Если же это будут вкрапления в предметы, смогут ли учителя-предметники преподносить эти темы? Многие педагоги стесняются или не знают, как это делать. Возможно, имеет смысл использовать опыт других стран, где такие занятия проводят специалисты общественных организаций, других учреждений.

На сегодня существует факультативная программа для 8-х классов «Человек в мире семейных отношений», где присутствует и тематика по половому просвещению. Подготовлена программа по нравственно-половому просвещению, но она пока еще не утверждена. Также готовы 2 пособия: по нравственно-половому воспитанию и по подготовке молодежи к семейной жизни, которые должны увидеть свет в 2012-13 гг.

Алексей Никончук: - В. Белинский сказал: «Зерна полового просвещения, опущенные на неподготовленную почву, либо зачахнут, либо дадут уродливые всходы». Был такой опыт, когда в одном из штатов США в школах в рамках проводимой  массированной работы по предотвращению преждевременной беременности, венерических заболеваний среди подростков, дело дошло до раздачи презервативов. Но когда стали подводить итоги эксперимента, выяснилось, что беременностей и венерических заболеваний в этом штате стало гораздо больше, чем в тех штатах, где об этом традиционно молчали. Я думаю, нам нужно вести разговор не о половом просвещении, а о половом воспитании, иначе эта информация может спровоцировать обратный эффект. Я являюсь руководителем проекта международной технической помощи в реализации концепции профилактики ВИЧ-инфекций в УО, по внедрению в систему образования волонтерского движения «равный обучает равного». Те наработки, которые нам предлагают западные практики, не всегда ложатся на наш менталитет, нашу культуру. Детям важно воспитание. Но что у нас с воспитательным потенциалом? Согласно исследованиям, треть наших учителей не имеют достаточного педогогического опыты и не способны стать для детей значимой личностью. И что будет, если их обяжут вести занятия на такие деликатные темы? Далее: надо учитывать колоссальное негативное влияние ТВ, Интернета.  А семья? Сегодня каждая четвертая семья мало научит хорошему, а каждая седьмая  больше научит плохому, чем хорошему. Поэтому проблема это очень сложная.

Церковный опыт

  • «АиФ»: - Ирина, мы знаем, что в Католической Церкви уже ведется образование по данным темам. Расскажите о вашем опыте.

Ирина Шмак: - В Католической Церкви обучение не оторвано от целостного воспитания личности. Нельзя разорвать воспитательный процесс: сегодня я воспитываю тебя как человека, а завтра - как сексуальный объект. Подготовка к созданию семьи, верности, супружеству - все это входит в понятие целостной достойной личности. О семье мы начинаем говорить с маленькими детьми и заканчиваем программу подготовкой к браку. К этому моменту Костел относится очень ответственно. Когда молодые люди хотят повенчаться, их ставят перед фактом, что они должны пройти определенные курсы, от 11 до 25 занятий. На курсах молодежь раскрывается, и видно, насколько эта тема актуальна. Люди во многом не понимают основных вопросов по созданию семьи, возникает много личностных проблем.  Только тогда, когда складываются все воспитательные кирпичики, брак будет благословенным и прочным. Ведут эти курсы люди, прошедшие подготовку по четкой программе, с экзаменами.

Павел Сердюк: - Я могу предложить вектор, в котором нам можно развиваться. В Университете культуры, к примеру, Елена Боганева, сотрудник Института этнографии Академии наук, читает курс по этнопедагогике. И она утверждает, что в традиционной белорусской культуре есть мощный пласт целомудренного воспитания,  тот самый фундамент, на котором можно строить воспитание полноценной  личности. Почему бы нам не взять этот пласт наследия, а не иностранные учебники по половому просвещению, напоминающие порнокомиксы? Я убежден, что у нас есть кладезь примеров, как воспитать человека, в том числе и в сфере супружеских отношений. Возьмите роман Толстого «Война и мир». Там Пьер Безухов четко говорит про бесчестие: «Как же так можно с девушкой поступать? Ведь это все равно, что старуху или ребенка убить». Чем это не половое воспитание? Часто любые предложения Церкви воспринимаются нашей общественностью как попытка новой клерикализации, возвращение в кандалы средневекового мировоззрения. Но христианское мировоззрение не ущербно, оно дает четкие разграничения между допустимым и недопустимым. Церкви могут предложить системные механизмы в решении проблемы. По своему опыту работы со школьниками скажу, что дети испытывают доверие к священнику.

Подростковые аборты

  • «АиФ»: - Александр Николаевич, скажите, сколько абортов сегодня среди подростков, есть ли здесь проблема?

Александр Барсуков: - В целом количество абортов по стране уменьшается. Если в 2004 году их было 71 700, или 80,7 на 100 детей родившихся живыми, то в 2009 году – 30 806, или 28,1 аборта на 100 родившихся живыми. Однако эти цифры выше по сравнению со странами ЕС. Я отрицательно отношусь к этой операции. Следует обратить внимание, что 25,8% случаев от всех абортов, выполненных в 2009 году, проведены по жизненным показаниям со стороны женщины, в связи с тем, что аборт начался самопроизвольно и сохранить беременность не представлялось возможным. А вот среди подростков количество прерываний беременности растет, несмотря на то, что мы организуем консультации по планированию семьи, центры, дружественные подросткам. Каждый десятый аборт сегодня проводится у молодежи до 19 лет. Это проблема, которую никто до настоящего времени по отдельности решить не сможет. Необходимо консолидировать усилия всего общества, и в первую очередь необходимо идти в семью. Родители - эталон поведения для детей.

  • «АиФ»: - А работает ли с женщинами психолог и социальный работник, когда они приходят с желанием сделать аборт?

- К сожалению, не во всех учреждениях здравоохранения есть психологи. У нас есть доабортное и постабортное консультирование, которое проводят акушеры-гинекологи. Это право женщины –  рожать или нет. В Законе «О здравоохранении Республики Беларусь» прописано право врача отказаться от проведения аборта по религиозным убеждениям, но при этом он должен предупредить администрацию учреждения, которая обязана обеспечить проведение операции, так как человек обратился за медпомощью. Но мое личное мнение - возвращаться в 50-е годы, когда аборты были запрещены и женщины умирали от криминальных вмешательств, неправильно. Мы должны по возможности влиять на решение женщины сохранить беременность, но не запрещать ее прерывание.

Безопасность или растление?

Светлана Куницкая: - Программы «действий по регулированию народонаселения», включающих в себя сексуальное просвеще­ние, контрацепцию и планирование рождаемости, были приняты в 1994 г. на Каирской конференции, под эгидой ООН. В Каире правительства 179 стран согласились с тем, что для успешной политики развития необхо­димо планировать численность народонаселения. Впервые прозвучали впоследствии навязанные нам понятия: «репродуктивные права», «репродуктивное здоровье», «право на свободный выбор рождения детей». Эти программы были предложены для стран третьего мира, к коим относят Россию, Украину и Беларусь. Реализовывать ее стали Фонд ООН по народонаселению (ЮНФПА), Детский фонд (ЮНИСЕФ),  Международная федерация планирования семьи (МФПС) и другие. Вот некоторые цифры последствий внедрения программ по половому просвещению в школы: в 1990 г., до внедрения программ, у белорусских школьниц 15-17 лет: сифилис – 2,7 на 100 тыс., аборты   - 15 на 100 тыс. После внедрения программ: сифилис – 365 на 100 тыс., аборты - 2012 на 100 тыс.(статистика 1997 года).

Практически все программы по здоровому образу жизни, которые  предложены для школ, включают в себя «культуру» безопасного сексуального поведения. А это не что иное как развращение ребенка. Этим же содержанием напитаны программы и информационные материалы центров (кабинетов), дружественных молодежи.

У меня есть конкретное обращение и предложение к системе образования и здравоохранения – считать обучение безопасному сексуальному поведению фактором растления молодежи.

Алеся Чернявская: - Программы факультативных занятий по здоровому образу жизни утверждены Министерством образования, то есть прошли согласование не на одном уровне. Что касается программы по подготовке молодежи к семейной жизни, то можно сказать, что вопросы полового воспитания освещаются только в 2 из 14 тем. Во всех остальных тематиках  разговор идет о любви, браке, семье и семейном воспитании, проблемах в молодой семье и т.д. Присутствуют различные подходы, в том числе христианские. О вреде добрачного секса и беспорядочных половых связях, об ответственности юношей и девушек за свое сексуальное поведение в данной программе говорится.

Исследование 2009 года показало, что подростки в среднем начинают свою половую жизнь в 16 лет. Возможно, влияет телевидение, фильмы, Интернет, семья ли не доработала, школа ли не доработала, но есть факт: подростки уже живут половой жизнью. Что в этой ситуации делать? Мы говорим – поможет семья, Церковь. А если подросток не имеет контакта с родителями, не идет в церковь, нам его оставить одного?

Реальное предложение

Александр Барсуков:- Если девушка или молодой человек уже живет половой жизнью, они должны знать о методах защиты от инфекций, передающихся половым путем, нежелательной беременности, которые могут привести к нарушению их репродуктивной функции и бесплодию в будущем. Это не пропаганда и растление. Мы только начали работу кабинетов и центров, дружественных молодежи. Для решения проблемы полового воспитания и подростковой беременности необходимы усилия всех заинтересованных.

Илья Жлобович: - Я хочу поддержать идею о сотрудничестве. Мы имеем конкретное подтверждение эффективности совместной работы. В Гродненской области в рамках  Соглашения между Министерством здравоохранения и Православной Церковью мы проводили опыт: беседы священника и психолога с женщинами в тех местах, где они осуществляют прерывание беременности. И мы добились того, что количество абортов сократилось на 70%. Сейчас идет второй этап проекта, чтобы придать этим цифрам статистический характер. Я обращаюсь к Александру Барсукову - выйти с инициативой к руководству Минздрава,  чтобы ведомство выпустило должностную инструкцию, в которой будет прописано, что женщина, желающая совершить аборт, обязательно должна пройти беседу с психологом и (или) священником. Это решит и более глобальную задачу  демографической безопасности. Ведь сегодня  уже нужно говорить о необходимости стимулирования рождения первого (!) ребенка. Только тогда страна выйдет на стабильный уровень рождаемости.

Сергей Кирпич: - Выслушав мнения экспертов, скажу с позиции отца троих детей, что одними только увещеваниями, буклетами, рекламой делу не поможешь. Проблема должна решаться системно, для ее разрешения нужна воля на госуровне. В кампанию следует вовлечь женщин и мужчин, врачей и учителей, госчиновников и общественность, Церковь. Семья была и всегда будет главным фактором существования общества и государства. Неподготовленные семьи в данном контексте представляют собой деструктивное начало. Следует учить как молодежь, задолго до их желания создавать семьи, так и родителей, воспитывающих детей. Главными установками должны стать: зачатие и рождение ребенка – божий дар, который получают отец и мать. Человеку не дано вмешиваться в это дело (кроме медицинских показаний), и никакие социальные, профессиональные, бытовые, личные и иные отговорки здесь не приемлемы. Родителям нужно принимать ответственность и знать, что ребеночек с момента зачатия имеет право на жизнь так же, как каждый из нас. Семья должна быть уверена в помощи и защите со стороны государства и общества. Считаю также целесообразным учреждение праздничных дней «День семьи» (15 мая), «День отца» (например, 3-е воскресенье июня).

 

КОММЕНТАРИИ

Татьяна ПРОНЬКО, старший сотрудник Фонда ООН в области народонаселения по программной деятельности:

- Программу действий Международной конференции по народонаселению и развитию 1994 года в Каире некорректно называть программой «действий по регулированию народонаселения». Одной из целей программы стал универсальный доступ к качественным услугам и информации по репродуктивному здоровью, который в 2005 году был включен и в Цели развития тысячелетия в качестве одной из задач для достижения цели, направленной на улучшение охраны материнства, стоящей наряду с «борьбою с бедностью», «сокращением детской смертности» и др.

К странам третьего мира ни Беларусь, ни Россия, ни Украина не относятся. Агентства системы ООН основывают свою работу на национальных приоритетах, в числе которых для Беларуси – это улучшение демографической ситуации посредством совершенствования услуг в сфере репродуктивного здоровья населения и снижения материнской и детской смертности.

Светлана ПЛЕШКОВА, руководитель Центра здоровья молодежи в Могилеве:

- Когда центры здоровья молодежи только открылись, к нам приходили те дети, которых можно отнести к так называемой группе риска. Сейчас к нам приходят и многие подростки, которые не живут половой жизнью. Они получают консультации о половом развитии и своей физиологии. Мы никогда не пропагандируем сексуальные отношения.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно