На данный момент в 1-й класс принимают детей, которым исполняется 6 лет или больше до 30 сентября. Чтобы в школу взяли ребенка, которому 6 лет исполняется позже 30 сентября, родителям сегодня необходимо обратиться в Министерство образования с просьбой рассмотреть их исключительный случай. Планируемые поправки в Кодекс об образовании отменяют необходимость обращения в ведомство - достаточно обратиться в администрацию учреждения образования, то есть вопрос будет решаться на местах.
Поскольку это пока только предложение, которое к тому же, как заявили «АиФ» в Минздраве, с медиками еще не согласовывалось, есть возможность обсудить тему. Стоит ли родителям спешить?
Медики
Как считают медики, к обучению готов тот ребенок, чей биологический возраст совпадает с паспортным или опережает его. Согласно данным исследования детей из сельской и городской местности «Гигиеническая оценка адаптации детей к поступлению в школу» Белорусского медицинского университета соответствие биологического возраста хронологическому было отмечено лишь у 58,2% шестилеток, а ускорения темпов биологического развития среди них выявлено не было. Группу риска «школьно дезадаптированных» детей образуют условно неготовые и неготовые к поступлению в школу дети с нестабильностью психоэмоционального состояния.
В методическом пособии для будущих медиков написано: «Функционально незрелые дети не справляются с учебной нагрузкой и формируют ряды отстающих. Часть из них выполняют школьную программу, но ценой чрезмерного напряжения, вызывающего переутомление и дальнейшее ухудшение здоровья».
Педагоги
Но даже весьма развитый и вроде бы подготовленный ребенок, рано попав в школу, также может столкнуться с проблемами, считают педагоги-практики.
- Развитый ребенок и ученик, готовый к школе, - это не одно и то же. Поэтому вчерашний вундеркинд, по мнению умиленных родителей, засидевшийся в детсаду, может легко раствориться в школьной массе и даже стать отстающим неудачником, - считает педагог начальных классов Светлана ГИН.
Причин тут несколько.
- Во-первых, к сожалению, приходится констатировать, что программа первого класса не рассчитана на подготовленного ребенка, для него она окажется слишком легкой, - поясняет Светлана Гин. - Задания развивающего характера, упражнения повышенного уровня и т.д. в сегодняшних учебниках представлены явно недостаточно. И очень скоро ученику, умеющему бегло читать, быстро считать, становится скучно. При этом на уроке письма у него возникают довольно серьезные трудности, потому что мышцы руки, в отличие от мозга, не умеют созревать ускоренно, и поэтому ребенок начинает уставать, а потом просто не успевает.
Ш.А. Амонашвили, известный ученый, автор идеи об обучении шестилеток, выступал категорически против того, чтобы в первый класс шли дети, которым даже нескольких месяцев не хватает до этого возраста: как у новорожденного возраст надо называть по количеству дней, так и в начале школьного обучения каждый месяц обусловливает качественные различия. В школах России, кстати, законодательно установленный возраст приема в школу - шесть с половиной лет на 1 сентября. Более того, т.к. наблюдения показывают наличие существенной разницы между девочками и мальчиками одного и того же возраста, представляется разумным ввести разные нормы для них: вполне вероятно, что инфантильные мужчины вырастают из тех самых незрелых первоклассников-шестилеток.
Поэтому я бы рекомендовала родителям не спешить! Сегодня есть широкие возможности полноценной реализации интеллектуального потенциала вне школы.
Психологи
- Начало школьного обучения в 5-летнем возрасте - проявление нездоровой ситуации в семьях, когда с помощью детей и их достижений реализуют себя амбициозные родители. И расширение возможностей для них может превратить исключение в правило. «Мой мальчик уже пошёл в школу, а твоя девочка? Ей ведь тоже уже пять?» - такие диалоги не заставят себя ждать, - считает замдиректора Института психологии Белорусского государственного педагогического университета Сергей ЖЕРЕБЦОВ. - Поэтому государство и законодатели должны подумать не только о мнении некоторых родителей, но и о самих детях, действовать в интересах их развития. К практике выдачи таких разрешений нужно подходить крайне ответственно и давать положительный ответ в исключительных случаях.
Мы хорошо знаем, сколько споров и возражений вызвала ещё советская реформа 1984 года, предусмотревшая возможность обучения с 6 лет. Тогда многими авторитетными учёными, например, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, было высказано мнение, что в 6 лет становиться школьником рано. Почему? Дело в том, что развитие - это последовательный процесс, в котором созревание создаёт предпосылки для обучения, и достижения предыдущих стадий развития определяют успешное прохождение последующих. Если определенные стадии не пройдены, то обучение не развивает, а парализует личностные силы, и ребёнок может регрессировать и часто болеть.
- Чтобы быть готовым к школе, у ребёнка должна быть сформирована способность играть в совместные и сюжетно-ролевые игры с правилами. Это колоссально важно, т.к. правило становится для ребёнка своеобразной абстракцией, средством овладения собой, общения с другими. Игровая ситуация и правила лежат в основе функции символообразования, письма и чтения, способности к понятийному мышлению. Современные дети, «включённые» в смартфоны, планшеты, компьютеры, оказались почти «выключенными» из совместной игры. Несформированность игровых способностей - причина многих бед в личностном развитии (инфантилизм, психологическое отчуждение, конфликтность в общении, психосоматические заболевания). Родителям важно помнить, что лучшее, что можно сделать, если желаешь добра своему ребёнку, - играть с ним.
Данный вопрос нужно обсуждать еще и с другой стороны: а готова ли школа обучать детей младше 6 лет? - резюмирует эксперт.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть