8351

Отрицательное ускорение. В каком возрасте лучше отдавать детей в школу?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 04. Курс на рынок 24/01/2017
А детство когда?
А детство когда? TUT.by

На данный момент в 1-й класс принимают детей, которым исполняется 6 лет или больше до 30 сентября. Чтобы в школу взяли ребенка, которому 6 лет исполняется позже 30 сентября, родителям сегодня необходимо обратиться в Министерство образования с просьбой рассмотреть их исключительный случай. Планируемые поправки в Кодекс об образовании отменяют необходимость обращения в ведомство - достаточно обратиться в администрацию учреждения образования, то есть вопрос будет решаться на местах.

Поскольку это пока только предложение, которое к тому же, как заявили «АиФ» в Минздраве, с медиками еще не согласовывалось, есть возможность обсудить тему. Стоит ли родителям спешить?

Медики

Как считают медики, к обучению готов тот ребенок, чей биологический возраст совпадает с паспортным или опережает его. Согласно данным исследования детей из сельской и городской местности «Гигиеническая оценка адаптации детей к поступлению в школу» Белорусского медицинского университета соответствие биологического возраста хронологическому было отмечено лишь у 58,2% шестилеток, а ускорения темпов биологического развития среди них выявлено не было. Группу риска «школьно дезадаптированных» детей образуют условно неготовые и неготовые к поступлению в школу дети с нестабильностью психоэмоционального состояния.

В возрастном аспекте это преимущественно дети 5-6 лет (100% детей из сел и г. Клецка, 50% минчан данного возраста). У большинства 6-летних детей по сравнению с семилетками не закончен процесс формирования психологической модели школьника, говорится в исследовании.

В методическом пособии для будущих медиков написано: «Функционально незрелые дети не справляются с учебной нагрузкой и формируют ряды отстающих. Часть из них выполняют школьную программу, но ценой чрезмерного напряжения, вызывающего переутомление и дальнейшее ухудшение здоровья».

Педагоги

Но даже весьма развитый и вроде бы подготовленный ребенок, рано попав в школу, также может столкнуться с проблемами, считают педагоги-практики.

- Развитый ребенок и ученик, готовый к школе, - это не одно и то же. Поэтому вчерашний вундеркинд, по мнению умиленных родителей, засидевшийся в детсаду, может легко раствориться в школьной массе и даже стать отстающим неудачником, - считает педагог начальных классов Светлана ГИН.

Причин тут несколько.

- Во-первых, к сожалению, приходится констатировать, что программа первого класса не рассчитана на подготовленного ребенка, для него она окажется слишком легкой, - поясняет Светлана Гин. - Задания развивающего характера, упражнения повышенного уровня и т.д. в сегодняшних учебниках представлены явно недостаточно. И очень скоро ученику, умеющему бегло читать, быстро считать, становится скучно. При этом на уроке письма у него возникают довольно серьезные трудности, потому что мышцы руки, в отличие от мозга, не умеют созревать ускоренно, и поэтому ребенок начинает уставать, а потом просто не успевает.

Во-вторых, нужно понимать, что школа предполагает массовое обучение, когда главным становится не столько уровень любознательности, сколько уровень сформированности волевых качеств. Но даже волевая готовность - это еще не все. Собрать портфель, переодеться на прогулку, сходить в туалет или завязать шнурки - эти, казалось бы, совершенно далекие от учебы навыки позволят облегчить или, наоборот, существенно осложнить школьную жизнь - в зависимости от того, как они усвоены. Неумение, а порой и нежелание общаться со сверстниками, частая отвлекаемость, потому что еще не наигрался; быстрая утомляемость и эмоциональное истощение по причине недостаточной сформированности нервной системы… Все это можно наблюдать у детей, рано отданных в школу.

Ш.А. Амонашвили, известный ученый, автор идеи об обучении шестилеток, выступал категорически против того, чтобы в первый класс шли дети, которым даже нескольких месяцев не хватает до этого возраста: как у новорожденного возраст надо называть по количеству дней, так и в начале школьного обучения каждый месяц обусловливает качественные различия. В школах России, кстати, законодательно установленный возраст приема в школу - шесть с половиной лет на 1 сентября. Более того, т.к. наблюдения показывают наличие существенной разницы между девочками и мальчиками одного и того же возраста, представляется разумным ввести разные нормы для них: вполне вероятно, что инфантильные мужчины вырастают из тех самых незрелых первоклассников-шестилеток.

Поэтому я бы рекомендовала родителям не спешить! Сегодня есть широкие возможности полноценной реализации интеллектуального потенциала вне школы.

Психологи

- Начало школьного обучения в 5-летнем возрасте - проявление нездоровой ситуации в семьях, когда с помощью детей и их достижений реализуют себя амбициозные родители. И расширение возможностей для них может превратить исключение в правило. «Мой мальчик уже пошёл в школу, а твоя девочка? Ей ведь тоже уже пять?» - такие диалоги не заставят себя ждать, - считает замдиректора Института психологии Белорусского государственного педагогического университета Сергей ЖЕРЕБЦОВ. - Поэтому государство и законодатели должны подумать не только о мнении некоторых родителей, но и о самих детях, действовать в интересах их развития. К практике выдачи таких разрешений нужно подходить крайне ответственно и давать положительный ответ в исключительных случаях.

Мы хорошо знаем, сколько споров и возражений вызвала ещё советская реформа 1984 года, предусмотревшая возможность обучения с 6 лет. Тогда многими авторитетными учёными, например, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, было высказано мнение, что в 6 лет становиться школьником рано. Почему? Дело в том, что развитие - это последовательный процесс, в котором созревание создаёт предпосылки для обучения, и достижения предыдущих стадий развития определяют успешное прохождение последующих. Если определенные стадии не пройдены, то обучение не развивает, а парализует личностные силы, и ребёнок может регрессировать и часто болеть.

Думать, что сегодняшние дети «созревают» намного раньше, ошибочно, считает эксперт:

- Чтобы быть готовым к школе, у ребёнка должна быть сформирована способность играть в совместные и сюжетно-ролевые игры с правилами. Это колоссально важно, т.к. правило становится для ребёнка своеобразной абстракцией, средством овладения собой, общения с другими. Игровая ситуация и правила лежат в основе функции символообразования, письма и чтения, способности к понятийному мышлению. Современные дети, «включённые» в смартфоны, планшеты, компьютеры, оказались почти «выключенными» из совместной игры. Несформированность игровых способностей - причина многих бед в личностном развитии (инфантилизм, психологическое отчуждение, конфликтность в общении, психосоматические заболевания). Родителям важно помнить, что лучшее, что можно сделать, если желаешь добра своему ребёнку, - играть с ним.

Данный вопрос нужно обсуждать еще и с другой стороны: а готова ли школа обучать детей младше 6 лет? - резюмирует эксперт.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно