6821

Здоровые и умные дети: Можно ли сохранить здоровье в школе?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 43 25/10/2016
Здоровьесберегающие технологии - новинка для наших школ.
Здоровьесберегающие технологии - новинка для наших школ. АиФ

Оценивая деятельность школ, у нас в первую очередь отмечают их учебные достижения. А вот о том, удалось ли выпустить во взрослую жизнь не только умных, но и здоровых молодых людей, говорится мало. Возможен ли компромисс между качеством обучения и здоровьем школьников? Какие здоровьесберегающие технологии внедрены в белорусских школах? Что необходимо для более активного их применения на практике? Тему обсудили эксперты.

Зрение и осанка

Как рассказала «АиФ» заведующая отделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Алла МАЛАХОВА, среди функциональных нарушений у школьников наиболее распространены нарушения зрения и осанки.

- К сожалению, зрение у детей продолжает ухудшаться. Если в 2006 году нарушения отмечались у 9% школьников, то в 2015 году - примерно у 14%. А вот ситуацию с осанкой удалось стабилизировать: в 2006 году нарушения осанки наблюдались у 9% учащихся, в последние годы - у 8% детей, - рассказывает эксперт. - Этого удалось добиться благодаря профилактическим мерам. В Санитарные нормы и правила были внесены требования по оборудованию классов не столами, а партами, а также конторками - стоячими рабочими местами для разгрузки позвоночника. Сегодня уже примерно 50% начальных классов имеют по 1-2 конторки - с учетом процента детей с нарушением осанки. Также мы снизили допустимую массу ранцев для школьников всех возрастных групп. В Санитарных правилах заложено требование о наличии индивидуальных ячеек (шкафчиков) в школах для учеников начальных, средних и старших классов, чтобы дети могли оставлять там вещи. Для профилактики нарушений остроты зрения санэпидслужба также сделала немало: с 2002 года изменен норматив по освещенности классов, и уже практически 100% школ его выполнили. Жестко регламентированы требования по использованию в учебном процессе компьютеров, прописаны требования к качеству полиграфии учебников, к размеру шрифтов, а также к электронным учебникам, которые начинают использоваться в наших школах. Что касается учебной нагрузки, то она также полностью нормирована - вплоть до допустимого количества часов на домашнее задание. В последние годы этот норматив уменьшен: в 1-2-м классах домашнее задание задавать не должны, в средней школе время на его выполнение не должно превышать полутора часов, в старших классах - 3,5 часа. Но, на наш взгляд, в старшей школе этот вопрос не контролируется завучами, и в итоге каждый педагог дает домашнее задание без учета уже заданного коллегами. Насколько мы знаем, Министерство образования планировало разработать методические рекомендации по домашнему заданию. Возможно, это решит проблему перегрузки детей.

Альтернативные школы: Торонто, Канада
Здесь ученики сами выбирают, какие занятия и в каком объеме посещать. Нет оценок, домашних заданий. Успеваемость школьника - вопрос его личной сознательности.

Таким образом, со своей стороны санэпидслужба разработала и прописала все нормативы, обеспечивающие сохранение здоровья детей в школе. Дело за практиками. Нам, врачам, хотелось бы видеть более динамичный режим обучения, более активное использование многочисленных методик, сочетающих в себе двигательные элементы. В санитарные правила, кстати, сегодня включено требование о наличии в классе нескольких учебных досок - для стимуляции двигательной и зрительной активности детей. Почему бы не реализовать его массово на практике?

Про питание

- Около 10 лет назад в структуре заболеваемости болезни желудочно-кишечного тракта у детей занимали второе место, сейчас они находятся на 5-6-й позициях по всем возрастным группам детского населения. В первую очередь это заслуга школьного питания, - отмечает Маргарита ДЕВЯЛТОВСКАЯ, заведующая лабораторией проблем здоровья детей и подростков ГУ «Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя». - А вот особенности питания в семьях сегодня остаются проблемой. Семейные традиции питания - одна из причин метаболического синдрома у подростков (избыточная масса тела, повышенное артериальное давление, повышение уровня глюкозы в крови). Именно в этом направлении мы должны работать - информировать население об основах здорового питания.

С семьей нужно работать также по формированию психологической культуры, считает эксперт:

- К нам нередко обращаются родители с детьми, у которых наблюдаются тики, систематические нарушения сна, головные боли. В ходе работы выясняется, что часто в семьях эти дети получают принципиальные установки на лидерство, на достижение успеха. Они учат уроки до часа ночи, сильно переживают из-за оценок, в итоге у них развивается невротическая реакция. Это следствие не повышенной школьной нагрузки, а перегибов воспитания в семье.

Состояние психики

- Психическое здоровье школьников - действительно, острая проблема, - продолжает замдиректора Института психологии Белорусского государственного педагогического университета (БГПУ) Сергей ЖЕРЕБЦОВ. - Отрасль психологии психосоматика говорит о том, что почти все болезни в определенной мере обусловлены психическим состоянием человека. С точки зрения психологии здоровье определяется смысловой системой ребенка: как он относится к миру, школе, учебе, учителю, одноклассникам. На формирование этой смысловой системы влияют родители и педагоги, в целом атмосфера в школе. Поэтому принципиально важно, что поддерживает администрация: творческий или авторитарный подход педагогов, любовь к детям или выполнение норм по успеваемости и т.д. К сожалению, в современных школах сегодня очень много формализма, который загоняет учителя в рамки и определяет его такое же формальное отношение к детям. Отсюда общая невротизация школьной среды, наличие хронического, а не здорового плодотворного стресса у детей. Какое здоровье может быть в гнетущей атмосфере? Это, как уже отмечалось, усугубляется отношением к учебной деятельности родителей, которые предъявляют неадекватные требования к своим детям с несоразмерным наказанием за их невыполнение. Учёба только тогда развивает человека и укрепляет его здоровье, если она осуществляется в радостном усилии. Но, кроме родителей и педагогов, есть еще сам ребенок, который мог бы влиять на формирование у себя здорового стрессоустойчивого отношения к жизни, учебе, если бы он получал необходимые психологические знания. Поэтому мы, психологи, глубоко уверены, что необходимо развивать психологическую культуру школьников, преподавать психологию в школе наравне с математикой и литературой, - отмечает эксперт.

Альтернативные школы: Стокгольм, Швеция
Здесь организованы необычные обучающие пространства: «Пещера», где можно сконцентрироваться и побыть наедине с собой, «Лаборатория» для практических занятий и исследований, «Водяная берлога», где можно собраться и пообщаться с друзьями. Необычный дизайн провоцирует детей на творческое мышление, считают архитекторы школы.

На практике

Возможно ли применить все санитарные предписания и создать благоприятную здоровьесберегающую среду обучения на практике? Как показывает опыт некоторых школ, это вполне осуществимая задача.

- Творческих методик и ресурсов школы для их реализации хватает, главное - чтобы были заинтересованные педагоги, - поделилась своим опытом заместитель директора по учебной работе на I-й ступени обучения СШ №69 г. Гомеля Елена СВИРИДОВА. - Наша школа внедряет здоровьесберегающие технологии уже несколько лет. Для начала мы систематизировали и включили в учебный процесс все нормы и рекомендации Санитарных правил по рациональному питанию, динамической активности учащихся и пр. Далее мы изучили и стали активно использовать в процессе обучения несколько авторских методик, доказавших свой оздоровительный эффект. Это методика профессора Владимира Базарного, предлагающего заниматься за конторками, то есть стоя. Этот метод позволяет решить проблему двигательной активности на уроках и служит хорошей профилактикой нарушений осанки. Также мы внедрили методику профессора Киевского института гигиены Александры Дубогай: во время письма и чтения дети 10-15 минут держат на голове мешочек с морской йодированной солью. Таким образом они формируют правильную осанку, соблюдают оптимальное расстояние глаз до тетради, а соль благотворно влияет на функционирование щитовидной железы. Для профилактики нарушений зрения дополнительно мы используем гимнастику для глаз по методике профессора Эдуарда Аветисова. Мы широко используем методики двигательной активности и на уроке, и на переменах. Для этого в учебных классах, коридорах созданы игровые зоны, а во дворе имеется дорожка здоровья, где мы практикуем босохождение детей в теплое время года. Благодаря внедрению этих здоровьесберегающих методик и элементов мы получили очень хорошие результаты по улучшению здоровья наших учеников начальной школы. За четыре года обучения процент детей с ЛОР-заболеваниями снизился с 25% до 16%, с нарушениями осанки - с 16% до 8%, а зрение не ухудшилось ни у одного ребенка. Наш опыт показывает, что качество обучения и сохранность здоровья - не взаимоисключающие, а наоборот, взаимозависимые показатели, - резюмирует завуч гомельской школы.

Альтернативные школы: Альбукерк, США
Основное внимание здесь уделяют обучению жизни в окружающем мире. Детей учат шить, готовить, ухаживать за растениями и выращивать урожаи для собственной столовой. Прием в школу разыгрывают в лотерею, так как желающих слишком много.

Как сделать системой

Как сделать такие отдельные практики системой, чтобы каждая школа стала здоровой средой для детей? По мнению начальника организационно-аналитического управления Национального института образования Лилии КУЗНЕЦОВОЙ, нужно просто в системе соблюдать те нормы и правила, которые уже прописаны в совместных документах Министерства здравоохранения и Министерства образования.

- Сегодня между нашими ведомствами нет противоречий, все мы хотим вырастить здоровых и умных детей. Один из факторов риска, влияющих на здоровье школьников, - обучение в условиях повышенной напряженности и оценивание учащихся. Велика роль учителя. Именно учитель иногда может сделать для ребенка больше, чем врач. К примеру, у нас уже десятки лет действует безотметочное обучение для учеников 1-2-го классов. Это тоже здоровьесберегающая технология, напрямую определяющая психологический комфорт детей, и именно поэтому она получила закрепление на практике. Также я считаю, что с ранних лет необходимо формировать у ребенка ответственность за свое здоровье. В этом направлении важную роль играют образовательные учебные программы, а также совместная работа с родителями учеников в данном направлении.

Возможно, новым импульсом для активного внедрения здоровьесберегающих технологий в белорусских школах станет международный проект по развитию сети школ здоровья.

Как рассказала «АиФ» заведующая кафедрой гигиены и медицинской экологии БелМАПО Елена ГУЗИК, в 2014 году Министерство здравоохранения Беларуси подписало письмо о присоединении страны к Европейской сети школ здоровья.

- В итоге идея создания школ здоровья была включена в государственную программу «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 гг., что подразумевает поддержку проектов этой направленности. Сегодня в рамках научных исследований разработаны инструкции по созданию здоровьесберегающей среды в учреждениях образования и организации ресурсных центров. Эти документы утверждены в 2016 г., и уже идет их внедрение в Минской, Гродненской, Гомельской областях и Минске. В 2017 году присоединятся остальные области. В результате совместной работы центров гигиены, управлений образования, педиатров определены критерии, по которым будут оцениваться школы: это понимание коллективом школы ценности здоровья детей, наличие программы действий по созданию здоровьесберегающей среды, соблюдение санитарных правил, оптимизация двигательной активности учащихся, профилактика нарушений осанки, зрения, психоэмоционального состояния учеников, организация рационального питания. Первые школы будут оценены по этим критериям уже в 2017 году. В итоге данной работы планируется создать перечень школ здоровья и сделать наиболее успешные из них ресурсными центрами в регионе - для передачи опыта другим школам. Такая работа поспособствует более широкому распространению здоровьесберегающих технологий.

По мнению эксперта, кроме этого, стоит подумать и о дополнительном стимулировании педагогов, занимающихся этим направлением.

- В России, если учебное заведение подтверждает статус школы здоровья, учителям доплачивали 15% оклада, директору - 20%, - приводит пример Елена Гузик.

Альтернативные школы: Копенгаген, Дания
В архитектуре этой школы нет разделений на классы и кабинеты: отсутствие этажей и перегородок вызывает ощущение общности у учеников и развивает социальные навыки.

Что могут будущие педагоги

- Чтобы создавать здоровьесберегающую среду в школе и формировать у ребенка ценность здоровья, в первую очередь сами педагоги должны быть здоровы и служить примером для детей, - уверена Вера МАРТЫНОВА, декан факультета социально-педагогических технологий БГПУ. - Для этого необходимо и в учебном процессе, и во внеаудиторных занятиях формировать у будущих учителей здоровый образ жизни. И наш университет делает многое. Сегодня мы стараемся меньше говорить и включать студентов в комплекс мероприятий «Будущие педагоги за здоровый образ жизни». К примеру, университет во главе с ректором второй год становится самым массовым участником Минского полумарафона, у нас проводится много спортивных соревнований, акция «Курить не модно, модно не курить» и др. Совместно с Белорусским союзом женщин реализуется проект «Здоровая семья - здоровая нация». Таким образом мы формируем у будущих учителей понимание, что быть здоровым - это их профессиональная обязанность. Что касается учебного процесса, то все студенты осваивают учебные дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека», «Возрастная физиология и гигиена», а будущие социальные педагоги и психологи дополнительно изучают валеологию, профилактику компьютерной и игровой зависимости, семейную психологию. Возможно, учитывая озабоченность санслужбы тем, что не все педагоги сегодня хорошо знают санитарные нормы и правила, необходимо подумать о повышении квалификации педагогов по данным вопросам, - считает эксперт.

Что могут родители

В деле сохранения здоровья детей школе стоит более активно учитывать родительский потенциал, считает семейный психолог, руководитель Центра дополнительного образования «Исток», организатор Клуба многодетных отцов «Папина школа» Андрей ТУРОВЕЦ.

- Среди родителей немало неравнодушных людей, а также специалистов, которые готовы помочь школе реализовать здоровьесберегающие практики. К примеру, отцы из Общественного объединения «Совет отцов г. Гомеля» на базе школьного спортивного зала собирают учеников школ района, педагогов и родителей и проводят в вечернее время общеукрепляющие спортивные занятия. Эта безвозмездная деятельность в условиях, когда внешкольные кружки повсеместно становятся платными и малодоступными, очень актуальна. Однако родительские инициативы не всегда находят поддержку. К примеру, не всегда можно договориться с администрацией учреждений образования об использовании их инфраструктуры, тех же спортзалов, для таких практик. Нам всем нужно осознать: чтобы не было взаимных претензий у школы и родительской общественности, нужно развивать сотрудничество, - уверен Андрей Туровец.

ФАКТОРЫ РИСКА

По данным Российской Академии образования, главные факторы риска  для учащихся - это:

  • Стрессовая педагогическая тактика.
  • Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
  • Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
  • Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
  • Провалы в существующей системе физического воспитания.
  • Интенсификация учебного процесса.
  • Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.
  • Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля.
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно