26706

Что Беларусь может перенять у Сингапура-2

№ 17 от 27 апреля 2011 года 27/04/2011

Начало можно прочитать здесь.

17_14_02Сингапур - уникальное азиатское государство, совершившее огромнейший рывок за 50 лет. Расходы Сингапура на образование - 20% от расходной статьи бюджета (в Беларуси – 6%.- Ред.). Бюджеты университетов Сингапура кажутся нереальными. К примеру, бюджет ведущего вуза Сингапура - 1,5 млрд синг. долларов (один доллар США равняется 1,2799 сингапурских доллара).

Студенты

За передовыми студентами наблюдают уже после первой сессии. По рекомендации профессора студент-отличник может получить довольно высокую стипендию (до 2 тыс синг. долларов в месяц), перевестись на бесплатное образование и быть рекомендованным для поступления в аспирантуру. Как правило, с лучшими студентами на курсовых и дипломных проектах работают сам декан и его заместители. Для написания диссертационных работ (магистерской или кандидатской) созданы очень хорошие условия. Зарплата аспиранта, пишущего диссертацию, в некоторых учебных заведениях Сингапура достигает 3500 синг. долларов в месяц. Это достойное вознаграждение за труд при средней зарплате в Сингапуре в 2600 синг. долларов в месяц.

Нельзя не учесть одну особенность Сингапура в кадровой сфере. Это возможность выбирать лучших из лучших, используя огромные человеческие ресурсы соседних или близлежащих стран с невысоким или средним уровнем жизни (Китай, Индия, Индонезия, Малайзия). Отобранные по госпрограммам талантливые заграничные студенты с лучшими показателями и способностями получают достойные стипендии.

Квалификация

В подготовку кадров входит также и повышение квалификации. Руководство вузов приглашает знаменитых ученых со всего мира читать обзорные лекции. Нередко за год в университете с такими лекциями выступает до 10 нобелевских лауреатов. На каждого профессора возлагается обязанность пригласить 1-2 специалистов в своей сфере. Как правило, на факультете организуется 2-3 подобных семинара в неделю. Нередко приглашаются специалисты по экономике с анализом ситуации на мировом рынке с различными технологиями или материалами, что полезно для определения перспектив научных работ.

Другая неотъемлемая часть повышения квалификации научных сотрудников -  постоянное чтение научных статей своего профиля. Не меньше трех в сутки. Сотрудник Технологического Университета Наньянг может получить из электронной библиотеки вуза любую интересующую его статью или книгу. Процент отказов электронной библиотеки - 2-3%. Чтение необходимо, потому что в некоторых областях науки объем материала удваивается за 1-4 года. Если ученый не читал ничего нового в течение четырех лет, то на текущий момент можно предположить, что он не знает почти ничего.

Еще один способ для развития - довольно частая смена направлений работы. Приблизительно направление научной работы одного специалиста меняется раз в три года. В этом, конечно, есть и негативный момент. Можно предположить, что при частой смене области научный работник не будет глубоко знать ни одного вопроса. Но, с другой стороны, в смене направлений научных работ есть больше плюсов, чем минусов. Это не дает мозгу закостенеть. Научный работник будет вынужден осваивать что-то новое, учиться, читать о новых разработках и методах, а это сохранит живость ума. Консервативность знаний и работа в одном направлении десятилетиями не позволяет, в конечном итоге, многогранно видеть вопрос и возможные варианты решения проблемы.

Оборудование

В это сложно поверить, но в масштабах университета, в котором я работаю, можно получить доступ к любому научному оборудованию. Вопросы использования техники и сложных аналитических машин решаются очень быстро между лабораториями и факультетами и всегда на платной основе. Специалисту, имеющему необходимость в использовании нового технического оборудования, всегда предложат несколько вариантов. Если специалист желает сам работать и выполнять исследования на новом оборудовании (что чаще всего и происходит), то с ним проводят тренинг, он сдает что-то наподобие небольшого экзамена на знание новой техники, и на этом все заканчивается. Поражает полное отсутствие бюрократии и различных препон. Для работы на оборудовании не надо никого упрашивать, ходить договариваться и носить презенты. Любая лаборатория заинтересована, чтобы оборудование не простаивало. Ведь новый аппарат уже через пять лет может оказаться раритетом. За оборудованием следят высококвалифицированные лаборанты-техники, зарплата которых при большом стаже работы может превышать зарплату свежеиспеченных кандидатов наук. И это справедливо, ведь от качества работы оборудования зависит качество измерений и, в итоге, вся научная работа.

Отсутствие бумагомарательства, коллекционирования подписей, беготни с заявлениями, просиживания в приемных в ожидании резолюции и печатей, освобождает специалисту массу времени и не отвлекает его от работы. Это огромный плюс.

Стимулы

Приехавший на преподавательскую и научную работу иностранный сотрудник на должность, аналогичную нашему старшему преподавателю, получит не менее 7000 синг. долларов в месяц, профессор - 10 000-15 000 в месяц. У специалиста, приехавшего на научную работу в Сингапур, заработная плата будет колебаться от 4000 до 7000 синг. долларов. Зарплата также зависит от стажа, а еще от оценки производительности труда и результата, от которого зависит размер премии. Результатом научной работы, который можно как-то оценить и зафиксировать, являются научные статьи, опубликованные в рецензируемых мировых журналах. Чем лучше результат, качество и новизна проведенных научных исследований, тем в более серьезном журнале он может быть опубликован. Мировые журналы имеют своеобразный показатель значимости, называемый импакт-фактором. Чем выше импакт-фактор журнала, тем значимее публикуемые в нем результаты. Например, журнал «Наука» (Science) имеет импакт-фактор - 29.74. Российский журнал «Высокомолекулярные соединения» - 0.68. Соответственно, настолько в первом приближении и различается значимость публикуемых в журналах научных статей и сами результаты.

Такой подход, исключающий предвзятую оценку, имеет ряд преимуществ: не возникает претензий к руководителю, к нему не адресуются вопросы наподобие «когда мне поднимут зарплату, ведь я работаю как лошадь», нет разбирательств, почему кто-то получает больше или меньше других. Хороший метод поощрения является огромным стимулом для работы. Сотрудников даже не надо контролировать, они сами проводят на работе по 14-16 часов. Есть стимул – будут результаты. Будут результаты – будет вознаграждение. Такой закольцованный и затягивающий метод пряника высвобождает много времени для самого руководителя. Отпадает необходимость в постоянном контроле с кнутом за спинами у работающих, беседах с извечным вопросом: «Ну когда уже ты?..» Руководители заняты генерацией идей и добыванием контрактов, а система производства научных результатов работает сама с высокой производительностью и заинтересованностью самих работающих в скорейшем получении данных, написании статей, патентов, реализации изобретений в промышленности и т.д. Многие приемы, используемые для успешного функционирования науки в Сингапуре, можно перенять и успешно использовать в других странах, в том числе и в Беларуси.

Виталий ЛИПИК,  
кандидат технических наук, факультет материаловедения и инженерного дела
Технологического Университета Наньянг, Сингапур

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно