129

Кто такие бизнес-коучи? И могут ли они научить зарабатывать миллионы?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 12. Коучу денег заработает! 25/03/2025

В погоне за успехом тысячи людей отдают коучам (или людям, которые только так себя называют) последние сбережения. На постсоветском пространстве мода на коучинг растёт, но что на самом деле понимать под этой практикой, без которой действительно не обходятся многие успешные топ-менеджеры, спортсмены, предприниматели?

В странах экс-СССР слово «коуч» приобрело негативный окрас из-за хитрых маркетологов, которые под видом коучинга, наставничества, экспертизы умело продают воздух.

Один из резонансных примеров – «Марафон желаний» от российского блогера, коуча Елены Блиновской (в 2025 году женщину приговорили к 5 годам колонии по делу об уклонении от уплаты налогов в размере 918 млн росс. руб., или около 11 млн долл. – Прим.). Его суть: не нужно прилагать усилий к достижению цели, нужно правильно мечтать, составить красочный план своих «хотелок» на бумаге, и всё желаемое даст Вселенная.

ФАКТ
Постсоветский рынок коучинга, менторства и бизнес-тренерства оценивается по меньшей мере в $100 млн в год. И он постоянно растет.

Или ещё одно популярное предложение от псевдокоучей – денежные медитации. Под расслабляющую музыку нужно думать о богатстве, благодаря чему оно само вас найдёт.

Удивительно, но некоторые даже берут кредиты на покупку подобных курсов. Как правило, на такие авантюры соглашаются люди, которые хотят быть успешными, но не желают для этого упорно учиться и работать. А хитрые дельцы с помощью яркой рекламы зазывают: «Смотри на меня, я такой успешный: у меня квартиры, дома, машины, я закрыл все свои кредиты… И всего этого достиг за год. Давай и тебя научу».

Цель и план

Явление коучинга (от англ. coaching – «тренировка». – Прим.) пришло к нам из США. Оно там зародилось на базе проповедничества. Определение от международной организации коучей ICF: коучинг – это партнёрство с клиентом, которое стимулирует мыслительные и творческие процессы, вдохновляющие на раскрытие потенциала. На практике коучинг зачастую представляет собой диалог, который направляет обученный специалист, в результате человек находит способ достижения своей цели. 

«Случается, что достижение желаемых целей требует выхода за рамки стандартных схем, не может быть достигнуто с помощью привычных стратегий поведения, – рассказывает о своей работе сертифицированный коуч Пётр ЩУРЕВИЧ. – Коуч помогает определить задачи и цели, выяснить внутренние и внешние препятствия на пути к результату, изучить варианты развития действия и составить для клиента план для достижения желаемого».

К коучам обращаются с запросами, которые касаются достижения конкретных, «измеримых» целей. Например, профессиональной реализации (как грамотно выстроить бизнес-процессы в компании, правильно мотивировать сотрудников и т. п.), налаживания отношений (как общаться с начальством, коллегами во избежание конфликтов и т. п.), развития личных и профессиональных качеств (как перейти из найма в своё дело, как эффективнее выполнять рабочие задачи и т. п.) и так далее.

В Беларуси понятие «коучинг», как и профессия «коуч», не прописано в законодательных актах. Однако такие специалисты могут продавать свои услуги как ИП, в некоторых случаях – как самозанятые, уплачивая налог на профдоход. К слову, стоимость одной сессии с коучем в Беларуси обойдётся примерно в 100 руб. А получают коучи свою сертификацию после прохождения специальных подготовительных курсов у других коучей. Как правило, эксперты не учатся с нуля, а уже имеют одно или несколько высших образований, а также трудовой стаж в своей сфере.

Не совсем про деньги

Пётр Щуревич отмечает, что коуч – это не психолог. Ведь работа психолога направлена в большей мере на психологическое благополучие клиента, его внутреннее спокойствие, а работа коуча связана с развитием клиента, его мотивацией. Не стоит путать коуча с ментором или наставником: в процессе коучинга полагается, что все ответы уже есть у клиента, коуч только помогает их найти и структурировать, а менторы или наставники учат на своём примере, передают свои знания и опыт ученику.

Примером того, как профессионал применяет методы коучинга в своей работе, делится учитель биологии с 22-летним стажем ГУО «Гимназия имени Я. Купалы» Татьяна БЕНДЕГА: «Во время учебных занятий я использую такой коучинговый инструмент, как "рамка результата". Он определяет цели учебного занятия, критерии их достижения, показывает значимость того, что изучается на уроке, а также помогает определить шаги по достижению цели. Когда ученик видит, что он получит от изучения темы и почему это важно, – работа идёт более эффективно. Также я использую коучинговый инструмент "колесо баланса", который в образовательном процессе наглядно показывает ученику, какие темы ему нужно повторить. Работает это так: мы рисуем колесо и делим его на секторы. Каждый сектор – тема в разделе. Например, в итоговом тесте было 10 вопросов. На 8 из них ученик ответил верно, а на два – нет. Таким образом, 8 секторов в колесе мы закрашиваем (их ученик знает хорошо), а в оставшихся двух записываем затруднения, возникшие вопросы. И ученик наглядно видит, какие моменты ему нужно подтянуть. Такой метод отлично подходит для тех ребят, которые готовятся к ЦЭ и ЦТ: они понимают, какие трудности у них есть в определённых темах, чтобы на последних этапах глобального повторения перед экзаменами уделить им особое внимание. Коучинг помогает определить цель, построить наглядный план, получить почву для самоанализа и понять, над чем ещё нужно работать, чтобы усвоить материал».

Профессия

Ещё немного о коучах-аферистах: продажей курсов об «успешном успехе» дело не ограничивается. Некоторые дельцы посредством тренингов и вебинаров предлагают за несколько недель или месяцев получить полноценное образование по разным специальностям. Однако это нереально.

– Основной целью тренингов, вебинаров, лекториев не являются получение профессии, специальности, переподготовка или повышение квалификации, – обращает внимание адвокат Брестской областной коллегии адвокатов Алеся ТЕРЕБЕЙ. – Такие занятия относятся к обучающим курсам, ориентированным на удовлетворение познавательных потребностей в определённой области. Подобные программы имеют право проводить индивидуальные предприниматели и коммерческие организации без получения лицензии. При этом для начала их реализации необходимо уведомить отдел образования местного исполнительного и распорядительного органа, утвердить учебно-программную документацию, подготовить договор об обучении, издать приказы на зачисление и отчисление слушателей и т. п. К слову, если вы видите, что специалист после своего курса выдаёт сертификаты об обучении государственного образца, что предусмотрено законодательством, это вовсе не значит, будто специалист прошёл какую-то аккредитацию или прочие процедуры, которые подтвердили качество обучения.

Если вы хотите подробнее ознакомиться с курсом или тренингом, чтобы понять, что будет на них рассказано, – вы имеете право запросить у эксперта учебно-программную документацию (она обязана быть). Если есть возможность, нелишним будет поинтересоваться, будут ли подниматься на подобных образовательных программах вопросы, которые вас интересуют. Все вопросы должны быть указаны в учебно-программной документации.

Таким образом, профессиональный коуч не расскажет, в какие акции нужно вкладываться или какую недвижимость покупать, чтобы стать миллионером. Он не обучит вас новой профессии, не заменит университет. Если вам такое обещают за кругленькую или не очень сумму – помните, что к таким методам прибегают аферисты, которые под видом экспертов зарабатывают на доверчивых людях. А добиться успеха, профессионального и личностного роста можно лишь с помощью образования, труда, времени и упорства. Словом, в этом плане ничего не поменялось.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно