118

Быть на равных. Как обучаются дети в интегрированных классах

Интегрированный класс – класс, в котором обучаются и воспитываются лица с особенностями психофизического развития, одновременно с лицами, не имеющими таких особенностей и осваивающими содержание образовательных программ общего среднего образования.

Столичная школа №104 пример того, как успешно реализуется такая форма получения качественного образования. Здесь с 1996 года наравне с обычными ребятами обучаются дети с особенностями психофизического развития, в том числе дети с расстройствами аутистического спектра.

Опыт внушительный. Подход к каждому такому ребёнку – конечно же, индивидуальный.

Все на урок!

Так, занятия в школе для всех ребят начинаются в 8 утра, рассказывает «АиФ» заместитель директора средней школы №104 г. Минска по учебной работе Лилия Геннадьевна ХУРСИК (курирует интегрированное обучение).

В холле особенного первоклашку встречает воспитатель сопровождения. Это специалист, который содействует организации адаптивно-образовательной среды в школе, где обучается ребёнок с аутистическими нарушениями. Можно сказать, что это правая рука ребёнка в процессе обучения.

Воспитатель сопровождает одного ученика, а бывает и так, что помогает сразу нескольким деткам с особенностями развития. Всё зависит от потребностей ребёнка.

Так, воспитатель сопровождения подскажет учащемуся, в каком кабинете проходят занятия, окажет помощь в учебном процессе, сможет прийти на помощь, если ребёнка захлестнула негативная эмоция.

Лилия Геннадьевна уточнила, что интегрированные классы занимаются только в первую смену, так как для учеников с особенностями психофизического развития процесс обучения более эффективен именно в первой половине дня.

Вот мы тихонько входим в класс, где идут занятия с учителем-дефектологом. В современном просторном кабинете за партами сидят четверо ребят, вместе с ними находится и воспитатель сопровождения. Дети внимательно слушают педагога, выполняют задания.

С учителем-дефектологом первоклашки с особенностями развития осваивают математику, чтение, письмо. У каждого такого ребёнка своя учебная программа. И учитель-дефектолог обязательно учитывает это при проведении занятий.

Замечаю, что один мальчишка сидит в огромных наушниках. Спрашиваю: «Зачем наушники?».

Оказывается, некоторые дети с расстройством аутистического спектра имеют повышенную чувствительность к различным звукам, которые могут вызывать дискомфорт у ребёнка. В таких наушниках наш первоклашка чувствует себя комфортно и спокойно.

На всех остальных предметах (трудовое обучение, физкультура, изобразительное искусство, музыка) учащиеся с особенностями психофизического развития занимаются в общем классе с учителем начальной школы вместе с ребятами.

Кстати, все внеклассные мероприятия (праздники, спартакиады, походы в театр) дети также проводят все вместе. Это сближает ребят, помогает деткам с особенностями развития лучше социализироваться в обществе.

Работа на результат

Воспитатель сопровождения Алеся ЗАХАРОВА, которая сопровождает двух первоклашек, специалист с опытом. До этого педагог работала в детском саду с детками с нарушениями речи.

– Мы работаем на результат. Поэтому к каждому такому ребёнку нужно найти подход, прочувствовать ребёнка, – рассказывает педагог. – Я занимаюсь с девочкой. У неё расстройство аутистического спектра, однако свою обучающую программу она осваивает на достаточном уровне. Родители дома занимаются с девочкой, что немаловажно. Катя, например, любит математику, читает хорошо. В ней есть потенциал. Но есть вопросы в поведении – внезапно на уроке она может начать кричать. И моя задача – успокоить её, мотивировать на дальнейшую работу.  

А мальчик совсем другой, рассказывает педагог. Он часто отвлекается, отключается. И здесь в помощь специальные зоны отдыха, которые оборудованы в классах, где идёт работа с дефектологом. Там ребёнок может поиграть, порисовать, как-то перезагрузиться. И уже отдохнув, спокойно возвращается к занятиям.

Учим терпимости и доброте!

Конечно, чаще родители особенных детей охотно ведут в обычные школы. А многие мамы и папы нормотипичных ребят пока ещё относятся к интеграции настороженно. И это их право. Ведь в школе должно быть комфортно всем детям.

И здесь перед педагогами стоит важная задача сгладить этот негатив, показать родителям, что польза от интегрированного обучения обоюдная: дети в таком коллективе учатся поддерживать друг друга, общаться на равных.

– В конце года мы традиционно проводим родительское собрание для законных представителей будущих учеников. Подробно рассказываем о том, что такое интегрированные классы, как организован процесс обучения, показываем видео, на котором особенные дети проводят экскурсию по нашей школе, – резюмировала заместитель директора средней школы №104 г. Минска по учебной работе Валентина Михайловна ЧИЖ (курирует начальную школу). – Этим мы хотим показать, что эти дети имеют равные права на обучение. Да, они не такие. У них не всё сразу получается, но им просто надо немного больше времени. И вы знаете, это имеет свой положительный результат.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно