О том, почему одних только речевых упражнений недостаточно, чтобы ребенок заговорил, рассказывает нейрологопед, нейропсихолог, арт-терапевт Татьяна БОДРЕНКО.
- Родители думают, что речь - это что-то отдельное, и если логопед покажет, куда поставить язык, то получится звук. Но речь - это не только язык и губы, это высшая психическая функция, и ее работа основана на заложенном фундаменте - зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, вестибулярной, тактильной системах. Речь взаимосвязана с другими психическими процессами, такими как мышление, внимание, память, восприятие. Речь - это не только навык произносить звуки, но и умение считывать слова другого человека, соотносить эмоцию и слова. Нейрологопед видит клиническую картину в целом и работает не с симптомом, а с причиной. Именно поэтому после логопедического образования я получила еще и диплом нейропсихолога: мне стало понятно, что классических методов логопедии иногда просто недостаточно.
РЕЧЬ ТЕЛА
- Приходит мама - ребенок не может читать, писать, учитель оставляет после уроков, с репетиторами занимаются, но без толку. Но когда знаешь, как работает центральная нервная система, то понимаешь, что мама с учителем занимаются «припудриванием больного желтухой» и ничего из этого не получится. Они только истощают ребенка, вызывая все большее сопротивление обучению чтению и письму. И я как нейрологопед начинаю с того, что тестирую ребенка и смотрю, какой механизм у него нарушен, по какой причине он не видит строчки, не может проследить глазами с доски и перенести информацию в тетрадь.
- Надо и родителей учить разговаривать - с ребенком.
- У родителей навык речи автоматизирован, они не видят здесь сложного. Когда я им объясняю, что ребенок не чувствует, куда поставить язык, не ощущает, не может синхронизировать положение языка и выдох - им непонятно. А речь - это пространство, и когда ребенок не ощущает, где у него правое колено, до какого пальчика я дотронулась, то о речи мы не можем говорить. Ребенок просто не понимает, как выстраиваются слова в пространстве.
ГОВОРИТЬ, ИГРАЯ
- Ко мне приходят детки, которые не умеют отбивать мяч. Мы помним игры нашего детства - скакалки, резиночки, отбивание мяча: «Я знаю пять имен девочек», догонялки... У нас хватало проблем, но мы были скомпенсированы тем, что много бегали, играли и общались. Так вот, многим современным детям это недоступно, они не могут синхронизировать движения крупной моторики и речь. И мы с ними прыгаем, отбиваем мяч, готовя нервную систему к речи.
Я провожу занятия в гамаке. Да, мы работаем над речью, укрепляя вестибулярную систему.
- На что прежде всего надо настроиться родителю и ребенку перед визитом к нейрологопеду?
- Я исхожу из того, что человек многомерен, это Вселенная, где все части взаимосвязаны и должны гармонично работать, влияя друг на друга. В каждом из нас - душа со своими задачами, и наше психоэмоциональное состояние будет влиять на наше развитие. Когда ребенка любят, он справляется с трудностями легко. И очень тяжело ему приходится, когда у родителей много тревоги, претензий и во всем этом нет любви. Поэтому изначально любую коррекцию надо строить через любовь.
НЕЙРОУПРАЖНЕНИЯ
- Будем благодарны за упражнения, которые можно выполнять с ребенком дома.
- Упражнение «Нейроскакалка». Одна нога совершает прыжки, а другая должна совершать движения вправо-влево, либо вперед-назад, либо по кругу, чтобы скакалка крутилась. При этом улучшаются межполушарное взаимодействие, работа вестибулярной системы, гармонизируется работа мозга. А если включить музыку и скакать в ритм, будем развивать ещё и правое полушарие, если на каждый круг скакалки считать либо произносить какие-либо автоматизированные ряды (времена года, месяцы, дни недели), будем развивать также левое полушарие.
Вот нейроупражнения с мячами (обычными, прыгунами, су-джоку). Первый вариант: на звук «Ш» отбивать мяч правой рукой, на звук «Ж» - левой. Или катать мячик между ладоней: если звук «Ш», то сверху правая рука, если «Ж» - левая. Второй вариант: при автоматизации звуков ребенок перебрасывает мяч из рук в руки, проговаривая скороговорки.
На этапе автоматизации и дифференциации звуков используем, например, нейроупражнение «Колечко» - автоматизируем звуки в слогах. Ребенок соединяет большие пальчики с остальными и произносит слог «ЛА» (или цепочку слогов «ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ»).
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть