217

Пространство речи. Как мячик и любовь решают логопедические проблемы

"Аргументы и факты" в Беларуси № 44. Кредит на оба ваших дома! 31/10/2023

О том, почему одних только речевых упражнений недостаточно, чтобы ребенок заговорил, рассказывает нейрологопед, нейропсихолог, арт-терапевт Татьяна БОДРЕНКО.

- Родители думают, что речь - это что-то отдельное, и если логопед покажет, куда поставить язык, то получится звук. Но речь - это не только язык и губы, это высшая психическая функция, и ее работа основана на заложенном фундаменте - зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, вестибулярной, тактильной системах. Речь взаимосвязана с другими психическими процессами, такими как мышление, внимание, память, восприятие. Речь - это не только навык произносить звуки, но и умение считывать слова другого человека, соотносить эмоцию и слова. Нейрологопед видит клиническую картину в целом и работает не с симптомом, а с причиной. Именно поэтому после логопедического образования я получила еще и диплом нейропсихолога: мне стало понятно, что классических методов логопедии иногда просто недостаточно.

РЕЧЬ ТЕЛА

- Приходит мама - ребенок не может читать, писать, учитель оставляет после уроков, с репетиторами занимаются, но без толку. Но когда знаешь, как работает центральная нервная система, то понимаешь, что мама с учителем занимаются «припудриванием больного желтухой» и ничего из этого не получится. Они только истощают ребенка, вызывая все большее сопротивление обучению чтению и письму. И я как нейрологопед начинаю с того, что тестирую ребенка и смотрю, какой механизм у него нарушен, по какой причине он не видит строчки, не может проследить глазами с доски и перенести информацию в тетрадь.

- Надо и родителей учить разговаривать - с ребенком.

- У родителей навык речи автоматизирован, они не видят здесь сложного. Когда я им объясняю, что ребенок не чувствует, куда поставить язык, не ощущает, не может синхронизировать положение языка и выдох - им непонятно. А речь - это пространство, и когда ребенок не ощущает, где у него правое колено, до какого пальчика я дотронулась, то о речи мы не можем говорить. Ребенок просто не понимает, как выстраиваются слова в пространстве.

ГОВОРИТЬ, ИГРАЯ

- Ко мне приходят детки, которые не умеют отбивать мяч. Мы помним игры нашего детства - скакалки, резиночки, отбивание мяча: «Я знаю пять имен девочек», догонялки... У нас хватало проблем, но мы были скомпенсированы тем, что много бегали, играли и общались. Так вот, многим современным детям это недоступно, они не могут синхронизировать движения крупной моторики и речь. И мы с ними прыгаем, отбиваем мяч, готовя нервную систему к речи.

Я провожу занятия в гамаке. Да, мы работаем над речью, укрепляя вестибулярную систему.

- На что прежде всего надо настроиться родителю и ребенку перед визитом к нейрологопеду?

- Я исхожу из того, что человек многомерен, это Вселенная, где все части взаимосвязаны и должны гармонично работать, влияя друг на друга. В каждом из нас - душа со своими задачами, и наше психоэмоциональное состояние будет влиять на наше развитие. Когда ребенка любят, он справляется с трудностями легко. И очень тяжело ему приходится, когда у родителей много тревоги, претензий и во всем этом нет любви. Поэтому изначально любую коррекцию надо строить через любовь.

НЕЙРОУПРАЖНЕНИЯ

- Будем благодарны за упражнения, которые можно выполнять с ребенком дома.

- Упражнение «Нейроскакалка». Одна нога совершает прыжки, а другая должна совершать движения вправо-влево, либо вперед-назад, либо по кругу, чтобы скакалка крутилась. При этом улучшаются межполушарное взаимодействие, работа вестибулярной системы, гармонизируется работа мозга. А если включить музыку и скакать в ритм, будем развивать ещё и правое полушарие, если на каждый круг скакалки считать либо произносить какие-либо автоматизированные ряды (времена года, месяцы, дни недели), будем развивать также левое полушарие.

Вот нейроупражнения с мячами (обычными, прыгунами, су-джоку). Первый вариант: на звук «Ш» отбивать мяч правой рукой, на звук «Ж» - левой. Или катать мячик между ладоней: если звук «Ш», то сверху правая рука, если «Ж» - левая. Второй вариант: при автоматизации звуков ребенок перебрасывает мяч из рук в руки, проговаривая скороговорки.

На этапе автоматизации и дифференциации звуков используем, например, нейроупражнение «Колечко» - автоматизируем звуки в слогах. Ребенок соединяет большие пальчики с остальными и произносит слог «ЛА» (или цепочку слогов «ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ»).

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно