1243

Говорить правильно. В каких случаях надо обязательно идти к логопеду?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 31. Кошельковая нарезка 03/08/2021
Речевой аппарат – это система органов. Трудности с речью могут вылиться  в проблемы с чтением и письмом.
Речевой аппарат – это система органов. Трудности с речью могут вылиться в проблемы с чтением и письмом. shutterstock.com

Ребенок не выговаривает букву «р», заикается или глотает окончания слов… Что с этим делать? Ждать, пока само пройдет, или обратиться за помощью? Если второе, то в каком возрасте? И может ли логопед помочь взрослому?

Разбираемся с экспертом, логопедом-дефектологом Марией ДОРИНОЙ.

– К двум годам ребёнок должен называть словами практически все предметы, с которыми сталкивается, – даже если это лепетание и слова вроде «мяу» и «би-би». К трём годам ребёнок может общаться простыми фразами. К четырём годам дети чаще всего умеют говорить разборчиво, а к пяти произношение становится более чистым. Если же так не происходит, следует обращаться к специалисту.

Чем раньше начать занятия с логопедом – тем лучше. Особенно до похода в первый класс. Необходимо поставить все звуки и проверить, нет ли предпосылок для нарушения письма, проверить фонематический слух ребёнка – как он различает близкие звуки.  Речевой аппарат – это система органов, поэтому трудности, которые ребёнок испытывает в речи, могут привести к трудностям с чтением и письмом. Начнется отставание в учёбе, ведь речь и мышление тесно связаны.

– С чего начинается работа логопеда?

– Сперва логопед общается с ребёнком и анализирует особенности его речи и причины, из-за которых они возникли. Далее врач разрабатывает индивидуальный план коррекционной работы и подбирает соответствующие методики. Нужно не только научить ребёнка правильной постановке звуков, но и развить у него правильное дыхание, мелкую и крупную моторику, память.

Первый этап коррекции дефекта речи – постановка нужного звука. Чтобы заставить язык правильно двигаться, специалист подбирает артикуляционные и дыхательные упражнения. На этом этапе может использоваться логопедический массаж, когда язык специальным образом разминают, чтобы улучшить его подвижность и кровоснабжение.

Научились произносить звук правильно – навык надо автоматизировать. Логопед подбирает задания для чтения вслух, просит чаще повторять определенные фразы. И заключительная часть коррекции – звук вводят в повседневную речь. Чтобы с ходу сказать любое слово, не задумываясь о произношении.

После работы с логопедом ребёнок пополнит словарный запас, научится составлять словосочетания и предложения, будет связно излагать мысли. После каждого занятия нужно выполнять домашнее задание, с которым ребёнку могут помочь родители. Если совместная работа проходит слаженно, результат будет отличным.

Комплексы из-за речи

– А если вовремя не показать ребёнка специалисту?

– Затруднения в речи сами не исчезнут. Более того, могут возникнуть дополнительные проблемы: нарушения письма, счета, нейродинамических процессов. Они затрудняют, а иногда и искажают формирование речи, негативно влияют на общее развитие ребёнка. Серьёзный речевой дефицит может ограничивать или делать невозможной будущую профессиональную реализацию ребёнка.

Взрослые люди также могут заниматься со специалистом-логопедом и скорректировать особенности речи, которые не получилось изменить в детстве. А что касается взрослых, у которых логопедические проблемы возникли вследствие травм, нарушений мозгового кровообращения (инсультов), инфекционных заболеваний, заикания, то здесь работа над речью становится задачей целой команды специалистов: врачей, логопедов, психологов, эрготерапевтов.

– Как взрослые реагируют на то, что после логопеда говорить начинают по-другому?

– В отличие от детей, у взрослых при коррекции речи нередко возникают психологические проблемы. Например, человек приходит для исправления картавого «р» и добивается успеха. А потом слушает запись своего голоса на диктофоне, и вместо радости у него начинается отторжение: «Я как-то странно говорю, это не я!».

Перемены могут испугать: я не такой, я не знаю, как с этим быть. Очень важно преодолеть этот страх, и хорошо, если логопед готов взять на себя часть функций психолога. Изменить речь – значит не только поменять имидж, но и скорректировать состояние внутреннего мира.

Обычно от начала занятий до получения стойкого результата проходит около полугода. Все это время нужно 1–2 раза в неделю встречаться с логопедом и каждый день тратить полчаса-час на домашние задания.

– У некоторых людей неидеальное произношение становится их «фишкой»...

– Бывает и такое. Привыкнуть можно и к заиканию, и к картавости. Но дети в коллективах нередко бывают жестоки и начинают травить того, у кого с речью проблемы. Да и во взрослом возрасте человек может неосознанно комплексовать из-за своего произношения и реже соглашаться на интересные задания по работе или на знакомства с новыми людьми. Человек может даже так стесняться особенности своей речи, что будет избегать сложных слов. Он постарается заменить их синонимами, из-за этого пострадает смысл высказываний, и у окружающих сложится мнение, что собеседник глуповат. А ведь проблема решаема. 

Но пытаться избавиться от дефекта речи самостоятельно, при помощи пособий или советов из Интернета – большая ошибка. После этого проблемы могут лишь усугубиться. Реальный эффект дает только очная консультация с логопедом.

СПРАВКА
Логопед-дефектолог – это специалист, который помогает людям с проблемами в речевом и психическом развитии. Логопед корректирует особенности речевого аппарата и стимулирует развитие речи при ее отсутствии. Чаще всего логопеды-дефектологи работают с дошкольниками и школьниками. Некоторые из них имеют дополнительные трудности в развитии: гиперактивность, слабый слух, аутистические черты и т. д.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно