20803

С «молчунами» - к логопеду

№ 4 от 27 января 2010 года 27/01/2010

Нарушения в развитии речи детей сегодня встречаются всё чаще. Они могут быть следствием осложнений во время беременности и родов и обычного невнимания родителей к развитию ребёнка. Разберёмся с самыми частыми логопедическими проблемами малышей. В этом нам поможет Любовь ДНЕПРОВА, логопед-дефектолог, заслуженный педагог РФ.

Ребёнок не хочет говорить

Первые осмысленные слова малыши начинают произносить к годовалому возрасту или несколькими месяцами позднее. Как правило, это слова с одинаковыми слогами - «мама», «папа», «баба». К 1,5-2 годам ребёнок осваивает фразы, к примеру: «Мама, дай!», «Хочу есть». Если же 3-летний ребёнок едва говорит отдельные слова, не составляет фразы, нужно обязательно обратиться к логопеду и психоневрологу. Не тяните до школы, иначе эти проблемы пойдут с ребёнком в первый класс. Если выяснится, что умственное развитие ребёнка соответствует возрасту, то вам просто порекомендуют упражнения для стимуляции речевой деятельности.

Чтобы малыш быстрее заговорил, прежде всего развивайте мелкую моторику. Для этого подходит всё, что можно пересыпать, собирать, складывать, вставлять и вынимать.

Занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Это просто игра с язычком: вверх-вниз («лалала-лала»), вправо-влево («часики», тик-так), облизать сначала верхнюю губку, потом нижнюю. Ребёнок видит движения языка и повторяет. Кстати, делать это способны даже 6-месячные малыши.

Покупайте книжки с большими картинками. Показываете на картинку, называете животное (предмет) и обозначаете, как оно «разговаривает» (например: «Киса, мяу»).

Читайте ребёнку больше стихов и сказок. Таким образом он быстрее обучается словам, понимает их последовательность, соотносит с действиями и картинкой.

Говорите с ребёнком! Даже если он пока не может вам ответить. Если мама во время кормления или смены пелёнок всё время молчит, то и он не поспешит вылезать из своей скорлупы. Но не впадайте в другую крайность - излишнюю говорливость. Когда родители предупреждают любое желание ребёнка («Это хочешь? На!.. Нет? На вот это! Нет? Возьми другое!») - у него не возникнет желания говорить. За него уже всё сказано. Стройте общение так, чтобы у малыша была потребность ответить. Доступным ему способом.

Ребёнок произносит не все звуки в словах

Если малыш в 3-4 года не произносит звук «р» или «с», необязательно бежать к логопеду. Это физиологическая дислалия, которая с возрастом проходит. Вообще, в два и три года детям разрешается коверкать слова до неузнаваемости. Просто больше читайте ребёнку, говорите с ним по-взрослому, не сюсюкайте, делайте артикуляционную гимнастику - стоя перед зеркалом, предлагайте подражать собственным движениям во время произнесения звуков. Для развития мышц речевого аппарата чаще предлагайте ребёнку погрызть сухарик, морковку или яблоко. Однако обратите внимание, чтобы даже исковерканное слово состояло из правильного количества слогов (например, он может сказать «сака» вместо «шапка», но не «шапака»). Нарушение слоговой структуры означает, что ребёнок не слышит ритма слова. Тогда вам лучше посоветоваться с логопедом.

Если же 5-летний ребёнок не научился выговаривать чётко все звуки, это повод обратиться к специалисту и выяснить причину. Например, неспособность правильно говорить может быть обусловлена врождёнными нарушениями в формировании ротовой и носовой полостей (губ, зубов, прикуса, нёба и т.д.) - это механическая дислалия. Чтобы устранить их, потребуется более серьёзное вмешательство врачей.

Ребёнок заменяет буквы в словах

Если ребёнок вместо «шапка» говорит «фапка», возможно, он просто не выговаривает звук «ш». Однако, если он произносит «сапка» вместо «шапка», но говорит «шобака» вместо «собака», значит, он не различает звуки «с» и «ш» и поэтому заменяет их. Хотя неточное произношение допускается до 5 лет, консультация у логопеда не будет лишней. Специалист подберёт для ребёнка корректирующие упражнения по артикуляции и распознаванию звуков.

Подготовила  Юлия БОРТА

НА ЗАМЕТКУ

Ум крохи – в его пальчиках

Развитие мелких движений пальцев рук (мелкая моторика) напрямую связано с развитием речи и мозга ребёнка. И чем раньше вы это начнёте делать, тем лучше. Во что можно поиграть?

До 1 года. Таким малышам можно предлагать предметы и игрушки с различной на ощупь поверхностью, листы бумаги, которые можно рвать и мять, мягкие игрушки. Полезны пальчиковые потешки типа «Сорока-ворона».

1 год. Мыть и рвать бумагу, резать её безопасными ножница-

ми, мазать клеем лист и приклеивать детали (не только бумагу, но и ткани, деревяшки, природный материал), рисовать пальчиковыми красками.

2-2,5 года. Можно поиграть со шнурками, например проталкивать шнурки в отверстия пуговиц (или любых предметов с дырками)

и выдёргивать обратно, отгадывать на ощупь, что мама положила в мешочек, игры с пуговицами, камешками. Насыпьте в одну кастрюлю горох, в другую фасоль, поставьте по разные стороны от ребёнка и предложите одновременно складывать их в одну кастрюлю.

3 года. Освоение ножниц, вкладыши, мозаика, нанизывание крупных бус, рисование, пазлы, конструкторы по возрасту. Если часто печёте пироги, позволяйте малышу иногда поиграть с тестом.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно