Французский детский психоаналитик Франсуаза Дольто писала, что в былые времена детям было легче приспособиться к путешествию, чем сейчас. В старину дорога тянулась медленно, и ребёнок мог не спеша отследить свое передвижение, глядя в окно кареты или из глубины телеги. Теперь же, во времена реактивных самолётов, перемещения происходят слишком быстро для того, чтобы маленький человек успевал что-либо осознать. Не всегда это успевают сделать и взрослые, для которых ребёнок в дороге часто оказывается в роли не столько участника путешествия, сколько дополнительного багажа.
Попав в незнакомое место почти внезапно и не по своей воле, ребёнок зачастую впадает в растерянность, и взрослые должны быть к этому готовы.
Правило 1: Готовимся заранее
Запланировав путешествие, расскажите об этих планах ребёнку, сообразуясь с его возрастом. Хорошо будет показать ему фотографии того места, куда вы собираетесь. Очень важно произнести слова о том, что вы туда приедете, поживёте там, а потом вернётесь домой — чтобы ребёнок знал, что пробудет на новом месте не один день, но не останется там навсегда. С маленькими детьми такую же подготовку нужно проводить и перед обратной дорогой: они за пару недель могут привыкнуть к новому месту и начать считать его домом (нестираемый из памяти образ своего дома закрепляется у человека годам к пяти).
Правило 2: Берём «своё»
Что-нибудь привычное В путешествии, как и в любой незнакомой обстановке, малышу необходим переходный объект, как символ устойчивости и неизменности мира. Он связывает его с привычной жизнью. Это может быть любимая игрушка, знакомая еда, привычное занятие или повседневный ритуал — в зависимости от возраста и предпочтений. Главное, чтобы ребёнок мог на это опереться. Важно понимать, что всё новое и смена обстановки — это развлечение для взрослых, а не для детей, которым свойственна потребность в стабильности. Иные родители, мечтавшие вывезти малыша на море, по прибытии на курорт ждут от ребёнка радости и недоумевают, почему он не хочет сразу бежать на пляж, предпочитая смотреть телевизор в номере. А ребёнок от растерянности просто ухватился за единственный привычный предмет. Для родителей это должно послужить сигналом не о чёрной неблагодарности чада, а о том, что нужно помочь малышу освоиться на новом месте.
Правило 3: Не всё сразу
Не спешите сразу же заваливать ребёнка, особенно маленького, кучей новых впечатлений — он может быстро перегрузиться. Но, даже если ваше чадо — уже подросток, способный, по вашему мнению, выдержать обширную культурную или туристическую программу, будьте осторожны. Бывает, что сам ребёнок в силу природного любопытства проявляет рвение, которое ему не по силам. Внимательный родитель всегда видит, какая нагрузка для его чада нормальна, а какая — уже чересчур.
Правило 4: Простые потребности превыше всего
КСТАТИ |
Чем меньше ребёнок, тем больше времени ему нужно для того, чтобы адаптироваться к новым условиям. До 5 лет все дети перестраиваются медленно, а дальше это зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.
|
Всякое путешествие неизбежно влечёт за собой перемену быта, и именно поэтому бытовые моменты в путешествии с ребёнком особенно важны. Они играют роль структуры и опоры, особенно в начале поездки. Иногда взрослые, увлекшись более высокими материями или дорожной романтикой, забывают о том, как важно для ребёнка вовремя попить, поесть, сходить в туалет. С точки зрения адаптации и комфортный отдых в пятизвёздочном отеле для малыша не меньшее испытание, чем суровый поход, полный лишений. Поэтому держитесь привычных бытовых ритуалов и оставайтесь внимательными к потребностям детей, чтобы не создавать им дополнительный стресс.
Правило 5: Без паники!
Опытные путешественники знают, что могут столкнуться с непредвиденным. Если во время путешествия произошла какая-то неприятная неожиданность, постарайтесь не паниковать — по крайней мере при детях. Речь не о том, чтобы скрывать свои чувства — волноваться нормально, но важно поддерживать ощущение стабильности у ребёнка, который в подобные моменты особенно нуждается в поддержке. Дети всегда чувствуют, когда что-то идёт не так, и, чтобы тревожное неведение не породило ужасные фантазии в их голове, им нужно обязательно объяснять, что происходит. Например, мама, потерявшая посадочный талон на самолёт, может произнести следующее: «Нам пора идти на посадку, но я не могу найти посадочный талон. Сейчас я его ещё поищу, а если не найду, то мы пойдём вон к той тете за столиком и узнаем у неё, что делать». Так ребёнок поймёт, что проблема есть, но мама владеет ситуацией, а значит, он в безопасности.Если взрослых двое или больше, то им хорошо бы в такой ситуации разделить обязанности, чтобы кто-то из них решал проблему, а кто-то полностью сосредоточился на ребёнке.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть