16949

Когда необходима помощь логопеда. Прямая линия «АиФ»

№ 6 от 9 февраля 2016 года 09/02/2016

 

На связи с читателями:

doldova Учитель-логопед психоневрологического отделения ГУ «РНПЦ оториноларингологии»,  главный внештатный учитель-логопед Министерства здравоохранения РБ
Елена ДОЛДОВА
greben Врач-психиатр, заведующая психоневрологическим отделением для детей ГУ «РНПЦ оториноларингологии»
Светлана ГРЕБЕНЬ

РЕЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

  • После инсульта пожилая соседка невнятно говорит, иногда произносит слова отчетливо, но чаще не может воспроизвести некоторые звуки. Существует ли методика восстановления речи с помощью самостоятельных занятий? Л.К., Бобруйск

Елена ДОЛДОВА: - Для того чтобы рекомендовать ту или иную методику коррекционно-педагогической работы с пациентами, перенесшими инсульт, необходимо получить квалифицированную консультацию специалистов учреждения здравоохранения (невролога и учителя-логопеда). Афазия - это полная или частичная утрата ранее сформированной речи, обусловленная органическим поражением речевых зон мозговой коры в речевом периоде. Выделяют 6 форм афазий. По показаниям невролога с пациентами проводятся консультативные коррекционно-педагогические занятия в учреждениях здравоохранения. Продолжительность и количество занятий определяются учителем-логопедом учреждения здравоохранения. 

 

  • Куда можно обратиться за помощью логопеда после перенесенного инсульта? Последствия - частичная сенсорно-моторная афазия, нарушены навыки чтения, письма. Б. Л., Минск

- Логопедическая помощь взрослым пациентам организуется при областных, городских, районных поликлиниках, психоневрологических диспансерах, неврологических отделениях многопрофильных больниц. Учитель-логопед  амбулаторно-поликлинического учреждения осуществляет выезды на дом к нетранспортабельным больным. По показаниям невролога с больными проводятся консультативные логопедические занятия на дому не реже одного раза в месяц. Продолжительность и количество коррекционно-педагогических занятий определяются учителем-логопедом. Учитель-логопед стационара обслуживает пациентов, находящихся на лечении в течение всего периода госпитализации.

  • В 4 года ребенку в платном центре логопед поставил диагноз - стертая форма дизартрии (моторика артикуляционного аппарата нарушена, укороченная подъязычная связка). Через год решили оформить дочь в логопедический сад, но в центре коррекционного обучения нам отказали в направлении в такой сад и поставили новый диагноз - механическая дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Объясните, что нам делать и почему так различаются в диагнозы? О.Л., Минск

- Дизартрия - нарушение речи, обусловлено дефектом иннервации речевой мускулатуры. Такое речевое нарушение обусловлено органическим поражением ЦНС во внутриутробном, родовом, послеродовом периоде. Основные признаки дизартрии проявляются в виде расстройства звукопроизношения, голосообразования, темпа и интонации речи. При дизартрии могут возникнуть и неречевые симптомы: дисфагия (нарушение глотания), нарушение жевания, нарушение речевого дыхания, повышенная саливация. Коррекция дизартрии должна быть комплексной. В логопедической практике стертая дизартрия встречается очень часто. Основные жалобы: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в словах со сложной слоговой структурой. Дети, страдающие стертой дизартрией, нуждаются в длительной систематической индивидуальной логопедической помощи. По своим проявлениям стертая дизартрия очень похожа на механическую дислалию. Детям, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, необходимо проконсультироваться у невролога для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, так как при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать в себя медицинское воздействие, психолого-педагогическую помощь, логопедическую работу. Чтобы получить консультацию в ГУ «РНПЦ оториноларингологии», необходимо иметь направление в центр от невролога или психоневролога. Запись на консультацию к психиатру и учителю-логопеду - по телефону (017) 200-84-50. После комплексного обследования будут даны рекомендации.

ТЕМП РЕЧИ, ЗАИКАНИЕ

  • Иногда меня плохо понимают другие: жалуются на быструю речь и выпадение некоторых звуков. Неужели это проблема?

Светлана Гребень: - Нарушение темпа речепроизводства, характеризующееся патологически быстрым речевым потоком, называется тахилалией. При тахилалии значительно ускорен темп речи и общей моторики, отмечаются повторения, запинки, «проглатывания», искажения слогов и слов, нарушения письма и чтения. В основе патогенеза тахилалии лежит превалирование процессов возбуждения над торможением головного мозга, что в свою очередь приводит к расстройствам темпа внутренней и внешней речи. Пациент с тахилалией должен быть всесторонне обследован неврологом, психиатром, логопедом и психологом. Коррекционная работа при тахилалии включает комплексное медицинское, психотерапевтическое и логопедическое воздействие (бальнеотерапия, ЛФК, аутогенная тренировка, речевые упражнения, логопедическая ритмика и др.).

 

  • Ребенку 5 лет. После перенесенной психотравмы (смерти дедушки) появилось заикание. Во время осмотра врачом заикание пропадает, но проходит время - и начинается резкое ухудшение. Что делать? Какую тактику выбрать в решении проблемы? Минск

- Говоря о лечении заикания, подразумевают работу с невротическим расстройством, которое имеет психосоматическую природу. Причины заикания связаны с нарушением деятельности глубинных управляющих психофизиологических процессов. Такое нарушение происходит в результате влияния различных факторов, в том числе и психотравмы. Таким образом, развитию дефекта способствуют физиологические и психологические факторы. Заикание - это симптоматический комплекс, причины которого находятся в глубинных слоях психики. Острая травма - сильный, внезапный, в основном однократный психический шок, вызванный аффективной (эмоциональной) реакцией (например, испуг или страх). В любом случае при проявлении болезни с визитом к врачу лучше не медлить. Чем позже человек обращается за помощью, тем глубже психологическая травма, вызванная чувством неуверенности в себе и в своем будущем. Принципы лечения - это комплексная терапия, которая включает медикаментозное, физиотерапевтическое лечение, логопедические занятия, психотерапию, психологическую коррекцию. Такое лечение позволяет сформировать устойчивую доминанту новой правильной речи в коре головного мозга, обучить пациентов приемам самоконтроля за речью, приемам психической саморегуляции, достичь позитивных изменений в личности заикающегося.

 

  • Дочь (12 лет) сильно заикается. Обращались к областным логопедам, но добиться положительного  результата не смогли. Куда еще можно обратиться за помощью? Брестская обл.

- Специалисты психоневрологического отделения для детей ГУ «РНПЦ оториноларингологии» занимаются решением такой проблемы. При высокой степени заикания рекомендуется стационарная помощь. Сейчас формируются группы для лечения детей такого возраста. Запишитесь на прием к учителю-логопеду и психиатру в ГУ «РНПЦ оториноларингологии». Через 1,5-2 месяца вы попадете на стационарное лечение. Это комплексная терапия: медикаментозное лечение, систематические занятия с учителем-логопедом, физиотерапия, иглорефлексотерапия. Такое лечение проводится и во время учебного года. Учебный процесс курирует одна из минских школ.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно