Как родителям вовремя распознать, что ребёнка травят, и как ему помочь, АиФ рассказала эксперт «Подкаста с последней парты» издательства «Просвещение», школьный психолог Варвара Тишакина.
Как распознать буллинг
У травли много обличий: насмешки, оскорбления, распускание сплетен, игнорирование, побои, порча вещей. При этом силы сторон всегда неравны: человек или группа людей систематически издеваются над тем, кто не может ответить.
Нередко дети молчат о том, что пострадали, но неладное можно предположить по их поведению, которое, как правило, меняется в сложной психологической ситуации. Варвара Тишакина называет несколько признаков, по которым можно распознать травлю на ранней стадии, пока дело не дошло до синяков, ссадин и испорченного имущества.
- ребёнок стал более замкнутым или, наоборот, дерзким, уязвимым и тревожным;
- он посвящает меньше времени увлечениям;
- может резко поменять режим повседневной жизни.
7 шагов, чтобы справиться с травлей
Тишакина подчёркивает, что в одиночку ребёнок не справится. «Поговорите с ребёнком о своих подозрениях, заверьте, что вы на его стороне, и вместе вы со всем справитесь», — советует школьный психолог.
Если ребёнок подтвердит факт травли, нужно предпринять такие шаги:
1. Обуздать собственные эмоции.
По словам эксперта, родители болезненно реагируют на подобные новости, стремятся скорее защитить ребёнка. Но лучше решать вопрос на холодную голову и не добавлять ему стресса.
2. Проанализировать ситуацию.
«Нужно понять, в каком состоянии ребёнок, и объяснить, что произошедшее — это не норма и что он не виноват, что оказался пострадавшим», — отмечает Тишакина.
3. Узнать детали произошедшего.
Выясните, что конкретно делают обидчики, кто молча наблюдает и тем самым поддерживает агрессию, кто высказывается против.
4. Обсудить дальнейшие действия с ребёнком.
Дети часто не говорят о травле, чтобы одноклассники не сочли их ябедами и не «наказали». Поэтому важно объяснить, что молчание — главный помощник обидчиков, а проблему можно и нужно решать усилиями взрослых.
5. Поговорить с классным руководителем.
Нужно вежливо изложить факты, а после спросить, что педагог намерен предпринять и в какие сроки. Учителю важно обсудить проблему с классом, дав ей однозначную оценку. Дальше нужно провести работу по формированию личной ответственности каждого за происходящее и внедрению новых — экологичных — правил общения.
6. Обратиться к психологу.
Если состояние ребёнка тяжёлое, будет полезно, если с ним поработает школьный или частный психолог.
7. Перейти в другую школу.
Это крайний вариант. Тем не менее если школа не предпринимает никаких действий по устранению травли, агрессоры наращивают обороты, а ребёнку становится хуже, лучше перевести его в другую школу или на домашнее обучение.
«Уступи место». Психолог рассказала, как делать замечания чужим детям
И хлопнул дверью. Психолог научила, как справиться с ребенком-шантажистом
Не заводить копилок. Психолог рассказал, как правильно давать деньги детям
Не давить! Психолог объяснила, что делать, если вам не нравятся друзья сына
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть