308

Научат, как надо жить? В чем секрет популярности инфобизнесменов

"Аргументы и факты" в Беларуси № 15. Наш второй хлеб 11/04/2023
В нестабильные времена, когда уровень стресса зашкаливает, возрастает спрос на «обучающие» курсы.
В нестабильные времена, когда уровень стресса зашкаливает, возрастает спрос на «обучающие» курсы. shutterstock.com

Уроки в Интернете, как обрести успех в соцсетях, удачу в новом деле или получить подарки «от Вселенной», озолотили немало блогеров. Разбираемся, в чем секрет популярности инфобизнесменов.

«Я в платье в виде денег. Потому что перед вами стоит человек, который за час сделал 140 миллионов (рос. рублей, или 1,7 млн долларов. - Прим.)», - обратилась к людям в зрительном зале популярная блогер Саша Митрошина. К тем, кто после ее вдохновляющей речи под заголовком «Как стать очень богатым и признанным» решил купить ее онлайн-курс.

Почти как в анекдоте: «Сейчас я покажу вам, как быстро заработать миллион. Вас пять тысяч, а билет на денежный тренинг стоил двести рублей».

Александра Митрошина.
Александра Митрошина. Фото: кадр из youtube

Налоговая пришла в гости

Неудивительно, что умение девушки вести бойкую торговлю воздухом заинтересовало налоговую. Оказалось: инфобизнесменша не доплатила в российский бюджет 120 млн рублей (1,48 млн долларов). Как? Продавала видеоуроки через разные ИП, чтобы представлять себя как небольшого предпринимателя.

При этом не скрывая дорогие автомобили, элитные апартаменты и прочие признаки роскошной жизни. В похожей ситуации оказалась и блогер Лерчек - ей вменяют неуплату 300 млн руб. (3,7 млн долларов).

Впрочем, они не единственные, кто разбогател на инфобизнесе.

Ни бизнеса, ни денег

Создатели курсов закономерно не показывают разочарованных клиентов. Между тем некоторые из них тянут ярмо кредитов, взятых на обучение «успешному успеху».

Например, под постом той же Саши Митрошиной, призывающей делиться провалами, женщина по имени Зульфия пишет: «Я 5 месяцев назад ушла из офиса, купила обучение у блогера Аяза за 200 тысяч (2500 долл.), потом наставничество маркетолога за200 тысяч (2500 долл.) - и ничто из этого не помогло... Я просто «слилась», впала в депрессию... «Подушка безопасности» после ухода из найма кончилась». Женщина вспоминает, что автор онлайн-курса обещал: уж стоимость обучения она точно отобьет.

Жалуются и на «марафоны желаний» от блогеров. Частые претензии: курсы полны «воды» и самолюбования «эксперта», а негативные отзывы моментально удаляют. Но, как известно, в век экономики внимания все хорошо, кроме некролога. И потому: чем больше о персоне говорят - тем дороже можно продавать громкое имя.

Как заставляют покупать?

Один из инструментов - ограничение по времени. Такие онлайн-курсы всегда продают с пометкой: купить можно только в течение пары дней, количество мест ограничено, а первые покупатели получат скидки и подарки.

«Главное - не оставить подписчикам времени на размышления. Это ограничение мешает трезво мыслить. Продукт уникальный, крайне полезный, выгодный и вот-вот уйдет из-под носа, если не поторопиться», - объясняет психиатр Василий ШУРОВ.

Другой инструмент: убедить, что онлайн-курс окажется бесценным. А значит, не нужно смотреть на его стоимость.

«Инфобизнесмены используют псевдорациональность. Блогер настаивает на том, что покупка его продукта - это не блажь, а серьезное вложение, которое обязательно окупится в самом близком будущем», - объясняет психиатр.

Все то же самое, но за деньги

А что же авторы получают взамен? Участники смотрят видеоуроки, выполняют задания. Другое дело, что информация эта зачастую далеко не такая эксклюзивная, какой ее подают авторы. И едва ли меняет чью-то жизнь.

Советы о том, что нужно ставить конкретные цели и идти к ним, убеждать людей в своей уникальности, а также снимать качественные видео и фото, есть в открытом доступе. Здесь же за них попросят от тысячи долларов.

В погоне за хайпом

«Авторы таких курсов, как правило, люди с истерическим, нарциссическим радикалом и чувством собственной важности, которые всячески себя превозносят», - говорит Василий Шуров.

По словам эксперта, особых секретов популярности нет, кроме человеческой наивности. «Люди видят: три миллиона подписчиков, стоит «синяя галочка» (такие пометки ставят некоторые соцсети, она означает, что аккаунт принадлежит известной личности или бренду. - Прим.) - значит, человек что-то из себя представляет. Его надо слушать», - объясняет врач.

Однако за кадром остается то, что популярные блогеры могут тратить по 6 тыс. долл. в месяц на продвижение своей страницы в соцсетях, а приличная часть подписчиков - накрученные.

«Вся их технология - долго вести Инстаграм и меняться подписчиками. Розыгрыши с обещанием, что кто-то выиграет машину. Большинство людей думают: ненужная ерунда, но глядишь - квартиру выиграю или еще что», - говорит эксперт.

«Вселенная говорит со мной»

«Покупка различных онлайн-курсов, которые быстро позволят решить накопившиеся проблемы, происходит чаще всего в нестабильные периоды, когда уровень стресса зашкаливает», - объясняет психиатр Надежда СОЛОВЬЕВА. По словам врача, на клиническом уровне это проявляется перестройкой мышления в сторону магифрении, магического мышления.

«Люди, чья реакция на стресс проявляется в магифрении, особо быстро вовлекаются в информационное пространство, созданное онлайн-тренерами. В том случае, если нравственный уровень, нравственная сила личности тренера глубоки, это может принести пользу. Но бывает и наоборот», - говорит врач.

В этом уверен и Василий Шуров: «Огромную роль в работе «инфоцыганства» играют когнитивные искажения». Простыми словами: во время тренинга люди начинают везде видеть тайные «знаки»: «Эта лужа в форме сердца - знак!»

Чем опасны такие марафоны?

«Специалисты в сфере психического здоровья следуют профессиональным этическим принципам. А онлайн-тренеры ориентируются только на свою личную этику. У них нет профессионального сообщества, каких-либо внешних нравственных рамок», - объясняет Надежда Соловьева.

Порой на волне восторга - и в ожидании исполнения обещаний организаторов - люди решаются на необдуманные радикальные шаги. Бросают работу, разрушают семьи, берут микрозаймы, чтобы «преодолеть мышление бедняка». Ну или просто остаются разочарованными. Как говорят специалисты, у человека растут завышенные и ничем не подкрепленные ожидания от жизни, которые могут привести к разочарованию в будущем.

А вот у авторов курсов все ровно наоборот. Здесь можно процитировать один из отзывов на марафон желаний Елены Блиновской: «20 минут слушала, как Лена выбирала тумбочки и какая она крутая: уже сто лет не ездит на маршрутках. Из деревни вы вряд ли после ее марафонов переедете, а вот она на ваши деньги снова съездит на Мальдивы».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно