О том, как сохранить спокойствие при общении со вспыльчивым руководителем, рассказывает арт-терапевт Светлана ЗАХАРОВА.
Особенности характера
Умение контролировать свои эмоции - важнейший психологический навык, но он есть не у всех. У руководителей недостаток самоконтроля встречается достаточно часто, и подчинённым вспыльчивый характер босса всегда доставляет массу неприятностей. Люди, склонные к вспышкам гнева, готовы взорваться по малейшему поводу, и работать рядом с ними бывает очень некомфортно. Специалисты Гарвардского университета (США) выяснили, что если начальник обладает вспыльчивым, суровым и требовательным характером, то риск развития у подчинённых нервных и сердечно-сосудистых заболеваний увеличивается на 35%.
Чаще всего за вспышками гнева у вспыльчивых людей следует более спокойный период. Успокоившись, вспыльчивый человек может сожалеть о том, что сорвался, но в отношениях руководитель - подчинённый это происходит редко, и в большинстве случаев ждать извинений от вспыльчивого начальника не стоит.
Если ваш начальник отличается вспыльчивым характером, при общении с ним необходимо учитывать особенности его темперамента и общаться с ним так, чтобы не спровоцировать взрыва негативных эмоций. Помните, что вы не можете контролировать поведение другого человека или изменить его, поэтому вам необходимо научиться правильно на него реагировать.
Способы защиты подчинённых
Сберечь свои нервы при общении с вспыльчивым руководителем помогут следующие советы.
Совет первый: сохраняйте спокойствие и контролируйте свои эмоции.
Общайтесь со вспыльчивым человеком спокойно, не повышая голоса. Следите за тем, чтобы тон вашего голоса всегда был ниже голоса руководителя. Спокойное поведение, более низкий тон голоса и уверенная аргументация вашего мнения окажут на собеседника успокаивающее действие. Если начальник переходит на крик, а конструктивное общение не складывается, завершите разговор и вернитесь к нему только тогда, когда он успокоится, но не ранее чем через полчаса.
Совет второй: научитесь правильно высказывать свою точку зрения.
Совет третий: делайте паузы.
Во время разговора с начальником не спешите с ответными репликами - сделайте небольшую паузу и только потом начинайте говорить.
Совет четвёртый: будьте готовы к тому, что начальник может взорваться.
Если вы знаете о вспыльчивом характере руководителя, будьте готовы предвидеть его поведение. Заранее подготовьте ответы на возможные претензии, аргументы для объяснения своей точки зрения или план действий, если гнев начальника зайдёт слишком далеко. Если руководитель взорвался, не бойтесь уйти, сказав при этом: «Я не хочу разговаривать в таком тоне - я подожду, когда вы успокоитесь, и тогда мы сможем разговаривать конструктивно».
Совет пятый: дистанцируйтесь от происходящего.
Иногда бывают ситуации, когда уйти от вспыльчивого руководителя невозможно - например, если он устраивает разнос подчинённым на совещании. Чтобы сохранить хладнокровие в этом случае, можно представить себя сторонним наблюдателем. Постарайтесь эмоционально отстраниться от окружающих и наблюдать за происходящим как бы со стороны, но не забывайте делать вид, что вы внимательно слушаете босса. Сделать это просто: смотрите руководителю прямо в лицо, сосредоточив взгляд в точке между бровями, но думайте при этом о чём-то своём - в этом случае у вас будет заинтересованный, но спокойный вид, который поможет снизить напряжённость обстановки.
Совет шестой: напомните себе о положительных качествах руководителя.
Вспыльчивый характер и неумение контролировать эмоции - это далеко не полная характеристика вашего руководителя. Вспомните и сформулируйте его положительные качества (например, большой опыт, высокий профессионализм, трудолюбие, эрудиция и т. п.), запишите их на листке бумаги и перечитывайте время от времени. Это поможет вам понять, что ваш руководитель в целом достойный и хороший человек, и тогда его взрывной характер будет вызывать у вас не осуждение, а сочувствие.
Ольга ВЛАДИМИРОВА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть