«Выбирай. Меняй. Комбинируй», или по-английски «Choose. Change. Combine», - таков слоган крупномасштабной традиционной осенней акции «Европейская неделя мобильности», которая в этом году прошла с 16 по 22 сентября. Финальным мероприятием недели по традиции стал Всемирный день без машин – 22 сентября. В нынешнем году в акции снова примут участие сотни городов, среди которых – кстати, впервые! – заявлен и один представитель Беларуси – Полоцк.
Ключевая идея слогана иллюстрирует не что иное, как призыв активнее пользоваться общественным транспортом, ездить на велосипеде или ходить пешком. Иначе говоря – по возможности избегать использования личного автомобиля. Готовы ли мы? Вопрос, наверное, пока риторический. Хотя, как показывает опыт некоторых столиц, хорошо развитая мультимодальная система вместе с активной промо-кампанией городских властей может серьезно изменить привычки жителей.
Активнее – здоровее – богаче
Для «затравки» - несколько красноречивых фактов от авторитетных международных исследователей. Специалисты Калифорнийского университета, изучив более 500 городов, пришли к однозначному выводу: чем чаще жители пользуются велосипедами, передвигаются пешком или, при необходимости, ездят на автобусах-трамваях-поездах-метро (ведь до остановки или станции тоже надо дойти!), тем более развита в этих городах экономика, тем выше там уровень жизни, тем дороже жилье, тем здоровее в целом население и тем качественнее образование! Зависимость вырисовывается четкая и прямая – чем активнее двигаешься, тем лучше живешь ты, твоя улица, твой город. Другое исследование из Кембриджского университета: в районах, где жители больше ходят пешком или крутят педали, торговля и мелкий бизнес развиты в среднем на 40% лучше, чем там, где это непопулярно.
Некоторые европейские страны, например, велосипедные «мекки» - Дания и Голландия, давно уже следуют этой генеральной линии. Жители готовы даже переходить на новый этап. Так, Копенгаген намерен уже через 10 лет объявить себя первой в мире столицей с нулевыми вредными выбросами в атмосферу, то есть полностью перейти на «здоровый» транспорт – двухколесный либо на электротяге (а потребности в электроэнергии, как известно, там уже практически полностью покрываются ветровыми, солнечными или приливными электростанциями). А в другом датском городке Орхусе недавно началось строительство экспериментального жилого района Nye на 15 тыс. жителей, в который автомобилям и вовсе въезд запрещен. Если опыт окажется удачным (а в этом мало кто сомневается), то концепция будет растиражирована по всей стране.
Сверять часы с жителями
Но это ведь скандинавские студенческие городки, где и полмиллиона жителей-то не наберется, возразят скептики. Верно. Но вот вам пример Парижа (2,3 млн жителей – мегаполис, соизмеримый с Минском), который в минувшем году избрал нового мэра – впервые французскую столицу возглавила женщина, эмигрантка из Испании Анн Идальго. «Я хочу, чтобы машины на сгораемом топливе исчезли с улиц города к 2020 году», - резко и решительно заявила Анн Идальго, едва принеся присягу. И тут же перешла от слов к делу, усложнив жизнь автолюбителей, вынуждая их полюбить метро, автобусы, велосипеды и походы пешком. Скорость движения в городе снижена до 30 км/ч, парковка стала стоить немалых денег и т.д.
Как же передвигаться? На общественном транспорте, разумеется: закуплены новые экологически чистые автобусы, троллейбусы, достраиваются многие линии метро, реконструируется старая железная дорога вокруг Парижа. К 2020 году число велодорожек в Париже увеличится вдвое, всего же на развитие и популяризацию велотранспорта город потратит 100 млн евро. Еще одна идея нового мэра – сеть общественных арендных электроскутеров Scootlib' (по примеру успешной Velib’) и электромобилей Autolib’. Рассуждения Идальго таковы: если привлечь максимальное количество горожан к идее аренды вместо владения, то это, во-первых, сэкономит парковочные места; во-вторых, сохранит воздух чистым (электродвигатели нетоксичны); и, в-третьих, жители смогут перемещаться по городу с комфортом и необходимой им скоростью.
Еще пример – Будапешт. В венгерской столице живут без малого 1,8 млн человек – и она тоже, как и многие мегаполисы, столкнулась с проблемой чрезмерной загрузки дорог, особенно в центре. «Проблема усугубляется не только особенностями топографии столицы, но и ростом пригородов, который немного затормозился в последнее время», - рассказывает в интервью «АиФ» главный архитектор Будапешта Шандор ФИНТА. В Будапеште очень хорошая, густо разветвленная сеть общественного транспорта, которая постоянно развивается, и к тому же была проделана большая работа по созданию удобной инфраструктуры для велосипедистов. В минувшем году была запущена четвертая линия метро, новые автобусные линии, соединяющие центр с периферией. «Если подытожить: город постепенно сокращает автомобильный трафик и инвестирует в развитие устойчивой мультимодальной транспортной системы. Однако мы уверены, что этот процесс должен проходить постепенно, шаг за шагом, причем на каждом шагу нужно проводить мониторинг, «сверять часы» с жителями. Население должно постепенно привыкать к новым условиям. В этом случае мы сможем минимизировать социальные конфликты, в частности, между автомобилистами и велосипедистами», - подчеркивает Шандор Финта.
За рулем… самоката
У белорусских городов есть все условия, чтобы тоже с успехом и, главное, на пользу здоровью жителей и экономике развивать мультимодальную систему транспорта и стимулировать людей активнее пользоваться двухколесным транспортом и при любой возможности ходить пешком. Кстати, хорошая альтернатива велосипеду – самокат. Например, в Москве в этом году настоящий самокатный бум: уже никого не удивляют современные, «продвинутые» взрослые люди, спешащие на работу на самокате от метро. «Как только потеплело, я купил себе самокат. Его легко сложить и поставить в метро или в автобусе, никому не мешая. 15 минут пешком от метро превращаются в 3-5 минут на самокате. В день я экономлю полчаса точно. Время в большом мегаполисе – наш самый ценный актив. Да и платные парковки в центре Москвы поубавили энтузиазма ездить на машине», - говорит Артур САРУХАНОВ, главный редактор сайта «За рулем.РФ», который вынужден был, даже вопреки тому, что написано в его визитной карточке, отказаться от ежедневных поездок на автомобиле.
Шаги в верном направлении
Сеть общественного транспорта в Минске достаточно неплохо развита – помимо метро, имеются около 250 автобусных, троллейбусных и трамвайных маршрутов. С 2011 года реализуется проект по созданию городской электрички — сети маршрутов железнодорожного общественного транспорта в пределах Минска и ближайшего пригорода. К 2017 году городские власти обещали построить третью линию метрополитена с двумя пересадочными узлами «Площадь Ленина» — «Вокзальная», «Фрунзенская» — «Юбилейная». C сентября 2015 года в столице должны появиться выделенные полосы для общественного транспорта (проект начнется, как сообщили в отделе организации пассажирских перевозок государственного учреждения «Столичный транспорт и связь», с нескольких участков – на улице Тимирязева, в районе Уручья на проспекте Независимости, а также на улицах Кунцевщина — Лобанка, Немига и Бобруйской). Опыт Москвы и многих других городов показал, что, несмотря на недовольство автомобилистов (а со временем все привыкают к новым обстоятельствам), средняя скорость передвижения не только автобусов, но и всего потока на улицах с выделенными полосами увеличивается.
«Я бы мог отказаться от машины, если бы путь от дома до работы был с одной пересадкой: вышел из дома, сел в автобус, доехал до пересадочной станции, пересел на метро или другой автобус, который тебя привез на остановку возле офиса. Сейчас же мне ехать с двумя пересадками, а если чуть опоздал – то с четырьмя. А вообще, если бы в нашей компании не было дресс-кода, я бы с удовольствием ездил на велосипеде» - отмечает минчанин Андрей, сотрудник одной из крупных столичных компаний.
А пока завзятым автомобилистам можно начать с малого и хотя бы 22 сентября, во Всемирный день без машин, отказаться от личного авто. Благо в этот день в Минске можно использовать свое водительское удостоверение в качестве проездного билета. А вдруг понравится?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть