В нынешнем году де-факто цель пока не достигнута - во всяком случае, авторитетный международный рейтинг The Copenhagenize Index в свой ТОП-20 велосипедных городов мира Минск не включил. Но рейтинг - не самоцель. Главное, что двухколесный транспорт действительно становится все более популярным. К чему мы стремимся? Присмотримся к опыту признанных городов-лидеров.
Bместо автомобиля
500 км велодорожек - это и правда огромная цифра. Мадрид, Брюссель, Прага, Барселона, Москва - даже в этих городах суммарный километраж меньше. К слову, в Копенгагене, Вене или Нью-Йорке более тысячи километров велопутей. Так что пока есть куда расти.
Но дело не только в длине трасс. Куда ярче о развитии велосипедного транспорта свидетельствует, например, доля перемещений на двух колесах по отношению к другим видам поездок - на автомобиле, общественном транспорте. В рейтинге Copenhagenize в 2015 году первым оказался Копенгаген, а вторым - Амстердам (в двух предыдущих редакциях исследования они менялись местами). Так вот, в этих европейских велостолицах более 40% населения регулярно (каждый день!) крутят педали, совершая большинство поездок по городу именно на велосипеде. На втором месте - автобусы, трамваи и другой общественный транспорт. И в конце списка приоритетов - личный автомобиль. В Минске, по разным данным, более или менее регулярно велосипедом пользуются около 20% жителей, однако много ли вы знаете людей, кто ездит на нем на работу/учебу?.. Так называемых активных велосипедистов, которые пользуются двухколесным транспортом не менее 5 дней в неделю, в белорусской столице пока немногим более 1%.
Удобно, быстро, полезно
Важные факторы - велопарковки и велопрокат. Бесплатные пункты велопроката получили широчайшее распространение во многих европейских городах. Приходишь на стоянку, регистрируешься в специальном приложении, отправляешь свои данные, берешь велосипед, едешь, куда требуется (как правило, не тарифицируются первые 30-60 минут поездки, потом плата все же взимается, но совсем невысокая), паркуешь транспорт на такой же стоянке в любой части города. Удобно, быстро, полезно для здоровья.
К счастью, передовой опыт постепенно приживается и в Беларуси. 10 июня 2015 года в Минске заработал бесплатный велопрокат, получивший название «Добры ровар». Авторы идеи - выпускники «Школы экологического активиста»: они несколько недель собирали в дар велосипеды, ремонтировали и обновляли их, привлекали финансирование своего проекта на краудфандинговой платформе. В результате каждый желающий может воспользоваться велопарком бесплатно, зарегистрировавшись онлайн. Всего в наличии около 50 велосипедов. Что удобно - возвращать велосипед не обязательно именно в том месте, где он был взят: в столице открылись 12 точек проката, и это только начало.
В Барселоне, например, подобная система успешно работает с 2007 года. Число полностью автоматизированных прокатных пунктов уже превысило сотню. Там, кстати, есть даже специальное «зеленое кольцо» - большая городская трасса только для двухколесного транспорта с огромной велопарковкой на 3 тыс. с лишним мест. В процессе строительства - подземный велопаркинг еще большей вместительности. В Амстердаме, где на 750 тыс. жителей приходятся более 800 тыс. велосипедов, проблема велопарковки тоже стоит очень остро: закончились места! Хотя специальные велопаркинги предусмотрены буквально перед каждым домом. Власти решили построить рядом с главным железнодорожным вокзалом гигантский велогараж на 10 тыс. мест. Но этого скорее всего тоже будет мало.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть