В нынешнем году де-факто цель пока не достигнута - во всяком случае, авторитетный международный рейтинг The Copenhagenize Index в свой ТОП-20 велосипедных городов мира Минск не включил. Но рейтинг - не самоцель. Главное, что двухколесный транспорт действительно становится все более популярным. К чему мы стремимся? Присмотримся к опыту признанных городов-лидеров.
Bместо автомобиля
500 км велодорожек - это и правда огромная цифра. Мадрид, Брюссель, Прага, Барселона, Москва - даже в этих городах суммарный километраж меньше. К слову, в Копенгагене, Вене или Нью-Йорке более тысячи километров велопутей. Так что пока есть куда расти.
Но дело не только в длине трасс. Куда ярче о развитии велосипедного транспорта свидетельствует, например, доля перемещений на двух колесах по отношению к другим видам поездок - на автомобиле, общественном транспорте. В рейтинге Copenhagenize в 2015 году первым оказался Копенгаген, а вторым - Амстердам (в двух предыдущих редакциях исследования они менялись местами). Так вот, в этих европейских велостолицах более 40% населения регулярно (каждый день!) крутят педали, совершая большинство поездок по городу именно на велосипеде. На втором месте - автобусы, трамваи и другой общественный транспорт. И в конце списка приоритетов - личный автомобиль. В Минске, по разным данным, более или менее регулярно велосипедом пользуются около 20% жителей, однако много ли вы знаете людей, кто ездит на нем на работу/учебу?.. Так называемых активных велосипедистов, которые пользуются двухколесным транспортом не менее 5 дней в неделю, в белорусской столице пока немногим более 1%.
Удобно, быстро, полезно
Важные факторы - велопарковки и велопрокат. Бесплатные пункты велопроката получили широчайшее распространение во многих европейских городах. Приходишь на стоянку, регистрируешься в специальном приложении, отправляешь свои данные, берешь велосипед, едешь, куда требуется (как правило, не тарифицируются первые 30-60 минут поездки, потом плата все же взимается, но совсем невысокая), паркуешь транспорт на такой же стоянке в любой части города. Удобно, быстро, полезно для здоровья.
К счастью, передовой опыт постепенно приживается и в Беларуси. 10 июня 2015 года в Минске заработал бесплатный велопрокат, получивший название «Добры ровар». Авторы идеи - выпускники «Школы экологического активиста»: они несколько недель собирали в дар велосипеды, ремонтировали и обновляли их, привлекали финансирование своего проекта на краудфандинговой платформе. В результате каждый желающий может воспользоваться велопарком бесплатно, зарегистрировавшись онлайн. Всего в наличии около 50 велосипедов. Что удобно - возвращать велосипед не обязательно именно в том месте, где он был взят: в столице открылись 12 точек проката, и это только начало.
В Барселоне, например, подобная система успешно работает с 2007 года. Число полностью автоматизированных прокатных пунктов уже превысило сотню. Там, кстати, есть даже специальное «зеленое кольцо» - большая городская трасса только для двухколесного транспорта с огромной велопарковкой на 3 тыс. с лишним мест. В процессе строительства - подземный велопаркинг еще большей вместительности. В Амстердаме, где на 750 тыс. жителей приходятся более 800 тыс. велосипедов, проблема велопарковки тоже стоит очень остро: закончились места! Хотя специальные велопаркинги предусмотрены буквально перед каждым домом. Власти решили построить рядом с главным железнодорожным вокзалом гигантский велогараж на 10 тыс. мест. Но этого скорее всего тоже будет мало.
Когда пора в отпуск?
Счастливый билет. Как выбрать лучшее место в транспорте?
Почему водители закрывают двери перед носом у пассажиров?
Немига - опять река? Отдадут ли центр города пешеходам?
Психолог Диана КОМЛАЧ: «Не сидите в социальных сетях, а обратитесь к любому врачу»
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть