5667

Не роскошь. Сможет ли велосипед стать основным средством передвижения?

№ 26 от 23 июня 2015 года 23/06/2015

В нынешнем году де-факто цель пока не достигнута - во всяком случае, авторитетный международный рейтинг The Copenhagenize Index в свой ТОП-20 велосипедных городов мира Минск не включил. Но рейтинг - не самоцель. Главное, что двухколесный транспорт действительно становится все более популярным. К чему мы стремимся? Присмотримся к опыту признанных городов-лидеров.

Bместо автомобиля

500 км велодорожек - это и правда огромная цифра. Мадрид, Брюссель, Прага, Барселона, Москва - даже в этих городах суммарный километраж меньше. К слову, в Копенгагене, Вене или Нью-Йорке более тысячи километров велопутей. Так что пока есть куда расти.

Но дело не только в длине трасс. Куда ярче о развитии велосипедного транспорта свидетельствует, например, доля перемещений на двух колесах по отношению к другим видам поездок - на автомобиле, общественном транспорте. В рейтинге Copenhagenize в 2015 году первым оказался Копенгаген, а вторым - Амстердам (в двух предыдущих редакциях исследования они менялись местами). Так вот, в этих европейских велостолицах более 40% населения регулярно (каждый день!) крутят педали, совершая большинство поездок по городу именно на велосипеде. На втором месте - автобусы, трамваи и другой общественный транспорт. И в конце списка приоритетов - личный автомобиль. В Минске, по разным данным, более или менее регулярно велосипедом пользуются около 20% жителей, однако много ли вы знаете людей, кто ездит на нем на работу/учебу?.. Так называемых активных велосипедистов, которые пользуются двухколесным транспортом не менее 5 дней в неделю, в белорусской столице пока немногим более 1%.

Удобно, быстро, полезно

Важные факторы - велопарковки и велопрокат. Бесплатные пункты велопроката получили широчайшее распространение во многих европейских городах. Приходишь на стоянку, регистрируешься в специальном приложении, отправляешь свои данные, берешь велосипед, едешь, куда требуется (как правило, не тарифицируются первые 30-60 минут поездки, потом плата все же взимается, но совсем невысокая), паркуешь транспорт на такой же стоянке в любой части города. Удобно, быстро, полезно для здоровья.

К счастью, передовой опыт постепенно приживается и в Беларуси. 10 июня 2015 года в Минске заработал бесплатный велопрокат, получивший название «Добры ровар». Авторы идеи - выпускники «Школы экологического активиста»: они несколько недель собирали в дар велосипеды, ремонтировали и обновляли их, привлекали финансирование своего проекта на краудфандинговой платформе. В результате каждый желающий может воспользоваться велопарком бесплатно, зарегистрировавшись онлайн. Всего в наличии около 50 велосипедов. Что удобно - возвращать велосипед не обязательно именно в том месте, где он был взят: в столице открылись 12 точек проката, и это только начало.

В Барселоне, например, подобная система успешно работает с 2007 года. Число полностью автоматизированных прокатных пунктов уже превысило сотню. Там, кстати, есть даже специальное «зеленое кольцо» - большая городская трасса только для двухколесного транспорта с огромной велопарковкой на 3 тыс. с лишним мест. В процессе строительства - подземный велопаркинг еще большей вместительности. В Амстердаме, где на 750 тыс. жителей приходятся более 800 тыс. велосипедов, проблема велопарковки тоже стоит очень остро: закончились места! Хотя специальные велопаркинги предусмотрены буквально перед каждым домом. Власти решили построить рядом с главным железнодорожным вокзалом гигантский велогараж на 10 тыс. мест. Но этого скорее всего тоже будет мало.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно