36070

Лобби пенсионеров: как представлять интересы

№ 18 от 4 мая 2011 года 04/05/2011
Участники
18_34_

Георгий АТАМАНОВ, депутат Минского городского совета депутатов, председатель постоянной комиссии мандатной по гласности, самоуправлению, правопорядку и международным связям

 

bunin Василий БУНИН, член президиума Белорусского общественного объединения ветеранов, председатель комиссии по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войны 
lysenko Светлана ЛЫСЕНКО, представитель Международного общественного объединения "Взаимопонимание"
18_34_ver Галина ВЕРЕМЕЙЧИК, глава представительства Немецкой ассоциации народных университетов в Беларуси
18_34_tar Зинаида ТАРАСЕВИЧ, председатель Белорусской ассоциации жертв политических репрессий
18_34_yachnik Виктор ЯЧНИК, председатель совета ветеранов г.п. Свислочь
18_34_zhuk Виктор ЖУКОВСКИЙ, депутат Мингорсовета

«АиФ»: - Какие проблемы старшего поколения требуют сегодня решения на законодательном уровне?

Виктор Ячник: - Выделяемые на социальное обслуживание пенсионеров средства из республиканского бюджета - мизерные. Основное финансирование возложено на местные бюджеты. А положение местных бюджетов сами знаете какое. Поэтому и местные программы, принимаемые райсполкомами, очень неконкретные. Нет конкретики и по деятельности ветеранских организаций. А ведь «первички» - непосредственный объект заботы этой программы! И мы имеем силы и опыт, чтобы стать субъектами, самим решать свои проблемы, было бы адекватное финансирование. Предлагаем предусматривать в бюджете данное финансирование. Считаем также, что нужно поднимать вопрос о возвращении пенсионерам льгот, существовавших до 2006 года. Именно нынешние пенсионеры восстанавливали страну после войны ценой здоровья, и эти льготы мы заслужили.  Далее. Сегодня эстафету истории перенимает поколение детей войны. Детство, когда тебя с родителями несколько раз ставили на расстрел фашисты, голод, детдомы, работа с раннего возраста...  Разве это поколение не заслужило нормальной жизни в старости? Предлагаем законодательно выделить категорию пенсионеров «дети войны» и разработать ее статус, чтобы хоть как-то компенсировать ущерб от загубленного детства.

Василий Бунин: - В Беларуси первый лоббист ветеранского движения – наш президент.  Недавно назначенный премьер-министр М. Мясникович уже приходил к нам, ветеранам. На днях актив областных ветеранских организаций собирал для диалога  вице-премьер Анатолий Тозик. Белорусская федерация профсоюзов оказывает нам материальную поддержку. Министр финансов несколько дней назад подписал документ о порядке выделения за счет местных бюджетов более полутора миллиардов рублей на деятельность ветеранских организаций. Поэтому необходимости в лоббировании мы не видим. Но есть вопросы, которые требуют внимания, в т.ч. на законодательном уровне. До сих пор не принят Закон о благотворительности, который касается всех ветеранов. Необязательно ведь рассчитывать только на бюджетные деньги, можно искать и спонсоров. Сегодня завис вопрос с Законом об увековечении памяти защитников Отечества, который бы определил, кого мы должны увековечить, когда, как. Настало время для внесений изменений и дополнений и в Закон о погребении и похоронном деле. Мы сегодня не можем достойно похоронить ветерана, потому что нет аллеи славы, нет специальных мест на многих кладбищах. Что касается «детей войны», то в России тоже идет разговор об этой категории. Но Россия - богатая страна, она может поднять детей войны, хотя пока этого и не делает. Нам же сейчас сложно говорить об этом, потому что дети военного времени - это почти все трудовое население Беларуси. А в стране так много категорий, которые требуют помощи. Это не значит, что не нужно пробивать вопрос, но следует учитывать реальное положение экономики в стране.

Виктор Ячник: - Я не согласен, что дети войны - такая многочисленная категория. В нашей организации, к примеру, 1700 пенсионеров, а детей войны - только 78 человек.

Узники нацизма и ГУЛАГА

Зинаида Тарасевич: - В нашей республике живут жертвы массовых репрессий 30-50 гг., их дети, внуки. Живы еще те, кто прошел через настоящий конвейер смерти, испытав страшные пытки, отбыв лагеря ГУЛАГА. Эти люди постепенно уходят из жизни, унося с собой обиду и за сталинские времена, и за настоящие. Государство остается в долгу перед ними. Жертвы десятилетиями ждали реабилитации, однако некоторые не реабилитированы и сегодня. Книги памяти, изданные по административным районам, далеко не полные. Мизерная компенсация, которую в начале 90-х получили узники ГУЛАГА и дети за погибших родителей, оказалась равной нулю из-за инфляции, а мизерные льготы жертвам репрессий ликвидированы с 1995 года. Те репрессированные, которые конвейером смерти были направлены в куропатские захоронения, не увековечены на государственном уровне. Поэтому можно сделать вывод, что с исторической памятью у властей - катастрофа. Оттого в Куропатах постоянные акты вандализма. Что давало людям силы выживать в том аду? Вера в то, что когда-нибудь государство одумается, отдаст должное их страданиям, признает их честное имя… Они ждали и не дождались по сей день… Как-то я была на встрече с немцами, и выступающий начал свою речь с того, что сказал: «Мы - внуки, нашей вины в войне нет, но мы несем ответственность за деяния дедов...» Не пора ли призадуматься и нам и поступить по-человечески: отдать должное живым и мертвым жертвам репрессий, нашим соотечественникам.

Социальное одиночество

Светлана Лысенко: - Наша организация работает с немецким фондом «Память, ответственность и будущее». Всего проектами и программами охвачено около 8000 пожилых людей (в основном бывших узников нацизма) в различных регионах Беларуси. Когда пожилых людей спрашиваешь, в чем они более всего нуждаются, подавляющее большинство отвечает: «В улучшении материального положения, предоставлении  льгот, увеличении пенсии». Однако опыт работы позволяет сделать выводы о том, что наиболее важной проблемой для них является социальное одиночество, невостребованность. Между тем люди, достигшие пенсионного возраста, обладают большим интеллектуальным и практическим потенциалом.

По нашему мнению, для  пожилых людей, создание  своих общественных объединений может стать наиболее  эффективной альтернативой  профессиональной деятельности, и здесь свою роль  могло бы  сыграть  законодательное  упрощение  регистрации  объединений  пожилых людей и, как  вариант,  введение для  них заявительного принципа регистрации. Немногие общественные объединения пожилых людей решаются принимать помощь от иностранных  спонсоров, так как действующая в настоящее время довольно сложная бюрократическая процедура регистрации иностранной гуманитарной помощи требует много времени, к тому же в процессе текущей деятельности пожилому  человеку  сложно отслеживать  изменения правовых норм и т.д. В решении проблемы  поднятия социального статуса пожилого человека, как нам  кажется, положительную роль сыграло бы предоставление даже небольших льгот для бизнеса и НКО, оказывающих  благотворительную  помощь. После  вступления в  силу в январе  2010 г. Налогового кодекса даже самые старые и больные люди, получившие помощь стоимостью свыше 10 базовых величин, вынуждены (за исключением отдельных категорий) иметь дело с налоговой инспекцией. Мы думаем, что  пенсионеры, получающие  помощь за счет средств  иностранной  безвозмездной  помощи, могут быть  освобождены от  подоходного  налога  на  эти блага.

Георгий Атаманов: - Что касается участников войны, малолетних узников нацизма, претензии нужно предъявлять тем, кто пришел на нашу землю и развязал войну. Я понимаю и боль репрессированных. Но правопреемником в процессе реабилитации является Российская Федерация. С точки зрения права тут нужно подумать о решении вопроса на уровне межгосударственных отношений. Вносите предложения депутатам парламента и местных Советов депутатов.

Обсуждая нужды пожилых людей, почему мы забываем о их детях, которые, согласно законодательству, обязаны заботиться о своих родителях? Что, у них не хватит средств на лекарства пожилым родителям? Мы все ищем кого-то. И отчасти, наверное, поэтому не смогли воспитать должным образом молодежь. Начинать надо с себя.

Что касается более либеральных условий для регистрации ОО, то здесь законодатель учитывает баланс интересов. В условиях информационно-психологического воздействия на сознание, особенно молодежи, заявительный принцип регистрации ОО нецелесообразен.

Виктор Жуковский: - Я мечтаю жить в стране, где мы не будем делить людей по идеологическому принципу. Я верю, что будет национальный мемориал, который покажет, что пережило старшее поколение за ХХ век, и дети будут это знать, но не будут делить общество на своих-чужих. Вы, старшее поколение, - люди, с которых нужно брать пример, независимо от того, какой идеологии придерживаются в ваших объединениях.

Я согласен с Георгием Петровичем в том, что если бы были крепкие семьи, большинство  не чувствовало бы острую потребность в заботе, внимании со стороны государства. Но реальность такова, что у нас нет семей, которые бы счастливо жили хотя бы в трех поколениях. И возрождение традиционной семьи – это один из глубинных механизмов защиты людей в старости.

Галина Веремейчик: - Наша беседа показала, что в госполитике представлены не все интересы. Для среднестатистической страны это нормально:  государство делает то, что нужно большинству. Но для остальных может сделать необходимое само гражданское общество. Поэтому сегодня так актуальна разработка закона о социальном заказе.  Я бы хотела также сказать, что государственное финансирование социальной сферы осуществляется за счет налогов граждан. Их собрали со всех, значит, каждый имеет право лоббировать свои интересы.

Пути решения

«АиФ»: - Какие же можно предложить эффективные способы лоббирования интересов пожилых людей? Нужны ли квоты для пенсионеров в выборных органах, советы старейшин при Советах депутатов, назрела ли необходимость создания партии пенсионеров?

Виктор Ячник: - Мы предлагаем, во-первых,  принять закон о квотах для пенсионеров во все выборные органы (2-3 места). Причем выбирать представителей в эти органы должны  собрания советов ветеранов. Второе: необходимо создать инициативные советы пенсионеров при всех исполкомах всех уровней с правом совещательного голоса. Третье: необходимо лоббировать свои инициативы через депутатов и СМИ. Один раз в квартал, к примеру, освещать в центральных СМИ проблемные вопросы ветеранских организаций. Четвертое: ежегодно, а не раз в 5 лет, проводить областные конференции ветеранов с приглашением тех, от кого зависит решение вопросов.

Пятое: для ветеранских организаций должен быть заявительный принцип регистрации.

Василий Бунин: - По нашему мнению, в партии пенсионеров сегодня нет необходимости. Это имело бы смысл при многопартийности, когда депутаты могли бы выдвигаться от партий. А вот  создавать советы старейшин при местных советах возможно и нужно. В каких-либо других надструктурах необходимости нет. Сегодня при Минтруда и соцзащиты есть отдел по делам ветеранов, есть профильные комиссии в Палате представителей и Совете Республики нашего парламента. Просто нужно с ними активнее работать.

Что касается ежегодных конференций, встреч ветеранов, это правильное предложение. Но БОО ветеранов против заявительного принципа любых ОО, так как неизвестно, что будет вброшено в общественное сознание молодого поколения.

Депутаты и образование

Георгий Атаманов: - В Мингорсовете - 57 членов, среди которых только три пенсионера, я в том числе. Но я считаю, что квоты для пенсионеров не нужны. Это приведет к нарушению прин-ципа справедливости. Если говорить о выборах в представительные органы власти, должна быть мощная политическая партия, которая отражала бы социально-экономические и политические интересы большинства белорусских избирателей, в том числе пенсионеров. Ветераны, пожилые люди могут также продвигать свои интересы через Советы депутатов.  К примеру, председатель минской городской ветеранской организации регулярно выходит к нам с предложениями, и на всех сессиях мы рассматриваем их  в соответствии с нашей компетенцией.

Галина Веремейчик: - Один из механизмов вовлечения пожилых в социальную жизнь – это реализация их права на образование. Пожилые люди с более высоким уровнем образования имеют ряд преимуществ: у них, например, здоровье лучше, они социально не изолированы, востребованы. Это выгодно и государству – меньше затрат на здравоохранение, соцпрограммы.

В Польше  больше 30 вузов, в Германии больше 50 вузов предлагают сегодня образовательные программы для пожилых.  То есть государство признает ценность образования взрослых. Ценность не только утилитарную – повысить КПД пенсионера, чтобы занять его в экономике, но и гуманистическую - чтобы человек остался в обществе. И это самое ценное - когда каждый находит предложение под свои нужды. В Бресте открыт Институт третьего возраста. Планируется открытие еще двух ресурсных центров в Брестской и Минской областях. Спрос на услуги огромный. Причем наши пенсионеры готовы частично это оплачивать. И государство должно подумать, как сделать, чтобы эти услуги были им по карману.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно